Творческий проект «Составление детьми сказки «Лесные приключения»

Светлана Исрафилова
Творческий проект «Составление детьми сказки «Лесные приключения»

Творческий проект: «Составление сказки «Лесные приключения»

Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической и диалогической речи. Творческое рассказывание, составление сказок строится на особой психологической основе – детском воображении. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности детей. В процессе придумывания сказок формируется одновременно и критическое мышление детей.

Это послужило актуальностью для выбора проекта по теме: Составление сказки «Лесные приключения».

Поставила перед собой следующие задачи:

1. Содействовать умению детей связно высказывать свои мысли, строить диалог.

2. Способствовать развитию творчества детей.

3. Побуждать детей к совместному творчеству.

Участники проекта:

• Дети подготовительной группы.

• Воспитатели.

• Родители.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• Дети научатся связно высказывать свои мысли, видам речевого общения, обогатят словарный запас.

• Создание сказки на определённую тему.

• Дети научатся взаимной выручке, доброте, дружелюбию.

Начала работу с составления плана мероприятий.

План мероприятий.

Ознакомление с художественной литературой

Слушание аудио

Русские народные волшебные сказки:

«Царевна – лягушка»,

«Финист- Ясный сокол»,

«Сивка – бурка», и др.

Д. Мамин-Сибиряк:

«Сказка про храброго зайца-

длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Зелёная война», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост».

Ю. Казаков. «Жадный чик и кот Васька». и другие.

чтение

Русские народные волшебные сказки:

«Никита – Кожемяка»,

«Гуси – лебеди», и другие.

В. Бианки «Сова».

П. Бажов

«Серебряное Копытце».

А. Н. Толстой

«Сорочьи сказки» и другие.

Развитие речи

Игры и упражнения

Игра «Ролевые диалоги».

Цель: По выбранной карточке придумать диалог между двумя персонажами.

Игра: «Объединение».

Цель: придумать новую сказку за счёт объединения двух знакомых сказок».

Игра: «Добавление»

Цель: Учить по ходу повествования

изменять сказочный сюжет.

Игра: «Цветные рассказы»

Цель: развитие детского литературного творчества.

Игра: «Речевые тропинки».

Цель: придумывание рассказа или сказки.

Игра: «Задом наперёд».

Цель: упражнять в рассказывании сказки с конца.

Беседы

«о структуре сказки»

«диалог и монолог»

«о структуре последовательности сказки»

Музыкальная деятельность.

Прослушивание музыкальных сказок.

«По щучьему велению» (текст Р. Сефа музыка М. Дунаевского.)

«Три просёнка» (С. Михалков музыка М. Мееровича.)

«Крошечка-хаврошечка» (музыка

Ю. Никольского.)

«Кот в сапогах» (пьеса Д. Самойлова, музыка Б. Чайковского.) и другие.

Изобразительная деятельность

Рисунки на тему:

«Моя любимая сказка», «Мой любимый герой», «Чудеса в решете».

Изготовление из пластилина, из природного, бросового материала

поделок к сказкам.

Познавательное развитие

Беседы

Знакомство детей с животным и растительным миром родного края.

Работа с родителями

Изготовление масок, атрибутов к сказкам.

Рисование иллюстраций к сказке.

При развитии любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. Существует несколько приёмов для развития творческого воображения.

Используя, предварительный разбор отдельных вопросов плана, помог детям богаче и последовательнее развить сюжетную линию, а главное - разнообразить содержание и форму сказки. Например, предложила детям подумать, где друзья могли встретить больного зайчика. Дети дали различные ответы: «в ямке», «на пеньке», «за деревом», «под корнем дерева» и т. д.

Можно изменить направление мысли детей своевременным подсказом, например, подсказать, какую разнообразную пользу может принести собака (ищейка, сторожевая, пограничная). Ответы детей помогают активизировать необходимый для сказки словарь. Наиболее эффективен этот приём при использовании такого композиционного элемента, как описание внешнего вида героя, предмета, пейзажа (Ярко светит солнце, щебечут птицы, шелестят листья, шепчутся о чём –т о травы).

Эффективен такой оригинальный приём: придумывание сказок - миниатюр, объединённых одними героями, одним сюжетом. Это сказки с продолжением. Дети, таким образом, получают более лёгкую задачу: сюжет определён, герои названы.

Для того чтобы составление сказки детьми было созидательным творческим делом, а не превратилось в пустое фантазирование. Использовала, различные игры:

•ролевые («Кино», «Телевизор»,

•драматические («Кукольный театр», «Театр», «Настольный театр»,

•дидактические («Речевая тропинка», «Ролевые диалоги»).

Чтобы ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, необходимо помнить, что развитие монологической и диалогической речи неотделимо от решения остальных задач речевого общения: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Вследствие этого свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй проводила согласно разработанному плану.

В заключении хочу подчеркнуть, что только благодаря тесному сотрудничеству с семьями воспитанников, удалось добиться положительного результата. Родители были постоянно в курсе событий. Совместно с детьми составляли иллюстрации к сказке, помогли в изготовлении масок, атрибутов, принимали активное участие в экскурсии.

Литература:

Л. М. Граб «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет»

Волгоград: Учитель,2010.

А. М. Бородич «Методика развития речи детей». Просвещение, 1974г.

Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7лет» М, 2005г.

А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения

Речь и речевое общение детей» Москва 2008г.

О. А. Шорохова «Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по

развитию связной речи дошкольников». Москва 2007г.

И. В. Гуреева «Развитие речи и воображения». Волгоград 2о10г.

О. А. Базикова Развитие диалогической речи дошкольников в

игре». Москва 2008г.

Сказка составленная детьми подготовительной группы

Лесные приключения

Жили, были в одной деревне котёнок Пушистик, щенок Мухтар и кролик Бояшка. Котёнок играл клубком и очень любил молоко, щенок всех защищал, а кролик был обыкновенным трусишкой.

Однажды друзья решили сходить в лес прогуляться, заодно собрать грибы и ягоды, чтобы приготовить вкусный обед, Взяли они корзинки и пошли в лес. Идут по лесной тропинке, ярко светит солнце, щебечут птицы, шелестят листья, шепчутся о чём-то травы. Вдруг откуда-то сверху услышали они непонятный звук:

- Ку-ку-ку-ку.

Бояшка на всякий случай спрятался за Пушистика, а Мухтар храбро посмотрел вверх. На большом дереве он увидел незнакомую птицу. Щенок спросил:

- Ты кто?

Птица ответила:

- Я кукушка, здравствуйте.

- Здравствуй кукушка.

- Куда идёте?

- Мы пришли в лес за грибами и ягодами, чтобы приготовить вкусный обед.

- А вы не боитесь волка с лисой.

- Нас много и мы сумеем постоять друг за друга.

Друзья весело зашагали дальше. Идут, заглядывают под каждый кустик, собирают грибы. Под корнем вывернутого бурей дерева, увидели забившегося в ямку зайчика.

Пушистик спросил:

- Почему ты такой грустный, что случилось.

- У меня болит лапка. Я не могу бегать. Очень боюсь волка и лису.

Друзья стали думать, как помочь зайчику. Бояшка посмотрел вверх и увидел кукушку. Кукушка спросила:

- О чём задумались?

- Нам очень жалко зайчика, но мы не знаем, как ему помочь.

Кукушка сказала:

- Идите по этой тропинке, дойдёте до могучего дерева с густой короной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. На этом дереве живёт старая и очень мудрая сова, она вам поможет.

Друзья взяли зайчика под лапки и тихонько пошли по тропинке. Волк с лисой услышали, что зайчик болеет, решили полакомиться зайчатиной и осторожно пошли по следу. Они шли очень медленно, поэтому волк с лисой их быстро догнали. Бояшка, увидев, волка и лису спрятался за дерево. Мухтар с Пушистиком загородили собой зайчика. Щенок стал рычать, котёнок царапаться, но силы были не равны. Бояшке было очень страшно, но желание помочь друзьям победило. Кролик побежал за помощью. Он бежал, бежал и встретил медведя.

Медведь спросил:

- Куда ты спешишь?

Бояшка ответил:

- У зайчика болит нога, мы повели его к мудрой сове, но на нас напали волк и лиса.

Медведь ответил:

- Я помогу вам прогнать лису и волка.

Медведь с кроликом поспешили на помощь. Увидев медведя, лиса и волк отступили. Они спрятались в кустах малины и стали ждать, что будет дальше.

Друзья попросили медведя проводить их до мудрой совы.

Медведь согласился проводить их. Все вместе пошли по лесной тропинке, а лиса с волком за ними. То прячутся за деревьями, то ползут по траве, то перепрыгивают через ямки, не отстают. Дошли медведь, щенок, котёнок и кролик до залитой ярким светом лесной полянки. Стоит дуб – великан, с огромным стволом, покрытый грубой, морщинистой, крепкой корой. На вершине этого дуба сидит сова – умная голова.

- Здравствуй, Сова, - поздоровались друзья.

- Здравствуйте, зачем пришли?

- Мы пришли за советом. У зайчика болит лапка, посоветуй, как её вылечить.

- Соберите лечебные травы, сделайте отвар и приложите к лапке, зайчик выздоровеет.

- Мы не знаем, какие травы лечебные.

- В этом вам поможет моя помощница, белочк5а – Умелочка. Она покажет, какие травы нужно собрать. Друзья вместе с белочкой стали собирать травы. Собрав лечебные травы, звери задумались, а где им отвар варить. Тогда медведь предложил:

- Пойдёмте в мою лесную избушку, сварим отвар и вылечим зайчика. Лиса и волк подслушали этот разговор и решили им помешать. Во весь дух помчались они к избушке медведя, спрятались за домик и стали думать, как навредить, не дать вылечить зайчика.

Тем временем ничего, не подозревая, друзья пришли к жилью медведя. Бояшка первым заметил лису и волка и сказал об этом. Все быстро зашли в избушку и крепко закрыли дверь. Затем сложили травы в кастрюльку, залили водой и поставили на огонь. А сами сели пить чай. Бояшка спросил:

- А почему лиса и волк не дают лечить зайчика?

- У них наверное нет друзей, - ответил Пушистик.

Тогда Бояшка предложил:

- Давайте позовём их пить чай с малиной, мёдом и ватрушками. Медведь поддержал это предложение и сказал:

- Я пойду, позову лису и волка.

Он вышел из избушки и обратился к лисе с волком:

- Мы приглашаем вас на чай с мёдом, малиной и ватрушками.

-А вы нас не обманываете? У вас правда есть малина, мёд и ватрушки? Мы их очень любим. Лиса с волком с удовольствием сели пить чай. Пока все дружно пили чай, белочка приготовила отвар, наложила его зайчику на лапку, и он выздоровел. Все были очень довольны. Пушистик, Мухтар и Бояшка засобирались домой. Волк сказал:

- Пока наши гости помогали зайчику, они не успели набрать ягод и грибов. Давайте возьмём корзинки и наберём лесных гостинцев.

Звери дружно насобирали ягод, грибов и другого угощения. Затем все вместе проводили друзей до края леса.

Публикации по теме:

Педагогический практико-ориентированный проект «Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники» Творческое название «Раз словечко, два словечко …» Мнемотехника для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает.

Проект «Волшебная страна сказок», исследовательско-творческий, для старшей группы ПРОЕКТ «Волшебшая страна сказок» Воспитателя старшей группы МДОУ «Детский сад № 118» Мартыновой С. А. Вид проекта: исследовательско-творческий,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Творческий проект «Составление детьми сказки «Лесные приключения»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 16:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....
Оформление приёмной «Морские обитатели».
Дорогие коллеги хочу поделиться с вами своим оформлением приёмной "Морские обитатели". У меня первая младшая группа и родителям очень радостно видеть работы...
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет!
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет! Традиционно, к самому долгожданному и любимому всеми детьми и взрослыми празднику, мы...