Творческий проект «В мир доброты через музыку»

Кира Мартынова
Творческий проект «В мир доброты через музыку»

Управление образования городского округа Саранск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №120 общеразвивающего вида»

2011

Автор проекта:

Музыкальный руководитель Мартынова Кира Геннадьевна

Участники проекта:

- дети подготовительной группы;

- музыкальный руководитель;

- воспитатели группы;

- педагоги дополнительного образования.

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека».

М. Пришвин

Актуальность.

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она воспитывается в детях?

Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.

Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?

Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, и поэтому музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, - отмечал В. Сухомлинский, - важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убеждён, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу.

В процессе музыкального воспитания на занятиях не всегда уделяется внимание воспитанию душевных качеств маленького человека. Дошкольное образование, как и вся система в целом, находится сейчас в поиске: как в сложнейших социально-экономических условиях сохранить радостный мир детства, как вырастить ребёнка здоровым физически и нравственно?

Более чем за 20 лет работы музыкальным руководителем, я поняла, что дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству, музыкальной деятельности. Целостное восприятие музыки – это главное, так как и исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях.

Как построить занятия таким образом, чтобы детям было интересно, чтобы они жили музыкой и её образами, могли выразить свои чувства в пении, в движении? Многолетний опыт работы с детьми позволил продумать методы и приёмы, которые помогали решить эту важнейшую задачу.

На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

Данный проект будет способствовать развитию у детей положительных эмоций, общению детей друг с другом, воспитанию милосердия, доброжелательности, желания прийти на помощь друг к другу.

Цель:

Формирование гуманных чувств дошкольников в процессе музыкального воспитания.

Задачи:

1. Активизировать познавательную и умственную деятельность дошкольников в процессе прослушивания и исполнения музыкальных произведений.

2. Развивать общую музыкальность детей, формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

3. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

4. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

5. Закреплять коммуникативные навыки общения друг с другом, взрослыми

Предполагаемые итоги реализации проекта

1. Обновление предметно-развивающей среды для этического воспитания дошкольников

2. Повышение уровня этического воспитания детей

3. Внедрение новых форм работы с детьми

4. Положительная динамика развития гуманных качеств личности воспитанников

5. Разработка конспектов музыкальных занятий по этическому воспитанию

6. Обмен опытом по этическому воспитанию с педагогами учреждения

7. Применение умений и знаний в повседневной жизни

Разработка проекта

1. Довести до участников проекта актуальность данной проблемы

2. Составить перспективный план мероприятий по этическому воспитанию

3. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной и музыкальной деятельности

4. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрации по данной теме.

Выполнение проекта.

№ Разделы программы Формы и методы работы

1. Музыкальное развитие Занятия: «Доброта творит чудеса»

«Дорога добра»

Развлечение :

«Друг познаётся в беде»

Песни: «Если добрый ты» муз. Б. Савельева

«Нашей маме» Бояркина

«Улыбка» В. Шаинского

«Не обижайте муравья» З. Абелян

Музыкальные произведения:

С. Прокофьев «Петя и волк»

П. Чайковский «Болезнь куклы»

2. Речевое развитие Беседы:

«Прекрасный мир музыки»

«Добрые слова»

«Добрые сказки и стихи»

3. Театрализованная деятельность Инсценировка «Будьте добры!»

Музыкальная сказка «Дюймовочка»

4. Рисование Тема: «Музыка в картинках»:

«Добрые дела»

«Поможем маме»

«Мы – друзья!»

6. Игровая деятельность Коммуникативные танцы А. Бурениной

7. Работа с родителями Изготовление костюмов для сказочных персонажей

Выставка пособий, музыкальных игр, методических рекомендаций по этическому воспитанию детей

Презентация проекта

1. Показ открытых занятий:

«Доброта творит чудеса»

«Дорога добра»

2. Развлечение :

«Друг познаётся в беде»

3. Создание видеофильмов, фотоматериалов.

4. Фотовыставка «В мир доброты через музыку»

5. Театральное представление «Дюймовочка»

6. Составление альбома «Музыка в картинках»

7. Выступления на педсоветах, семинарах, родительских собраниях.

Публикации по теме:

Проект «Азбука безопасности» Цель:Формировать у детей навыки безопасного поведения в быту и умение адекватно действовать в трудной жизненной ситуации. Задачи: 1. Продолжать.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Правила поведения
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Творческий проект «В мир доброты через музыку»
Опубликовано: 19 октября 2013 в 19:30
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....