Папки-передвижки

Творческий проект «Веселая ярмарка»

Ирина Прошина
Творческий проект «Веселая ярмарка»

Цель проекта :

создание условий для развития художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Задачи образовательных областей:

Социализация

- создать ситуацию, стимулирующую эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие.

Познание

- познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

- развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику;

Публикация «Творческий проект „Веселая ярмарка“» размещена в разделах

- развивать наблюдательность: умение видеть характерные черты и пропорции в наблюдаемых объектах, способность работать по памяти и представлению;

- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Художественное творчество

- развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие,

- на основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в создании дымковских игрушек – индюков, используя все многообразие ранее усвоенных способов и приемов лепки.

Музыка

- передавать детям знания о музыкальной культуре, о песенном фольклоре;

- развивать музыкальность детей, способность эмоционально воспринимать русскую народную музыку;

- совершенствовать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать ритм на ложках.

Коммуникация

- приобщать к устному народному творчеству;

- обогащать словарь детей, стимулировать освоение значений слов;

- формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими.

Труд

- формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.

Предварительная работа:

- совместная деятельность воспитателя с детьми - беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание элементов росписи, рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов; чтение стихотворений, загадок о народных промыслах, разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках;

- непосредственно образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми – разучивание русской народной пляски с ложками;

- совместная деятельность родителей и детей – посещение выставок народной игрушки, декоративно-прикладного искусства;

- подготовка оборудования для НОД по теме «Веселая ярмарка».

Обеспечение проекта :

- книга И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа»;

- книга Соломенниковой О. А. «Радость творчества»;

- технологические карты «Лепка дымковского индюка»;

- дымковские игрушки (обожженные, побеленные, расписные);

- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

- поворотный круг для показа модели;

- костюмы и атрибуты для коробейников;

- музыкальный центр, диск с записью русских народных песен «Не велят Маше за реченьку ходить» (в исполнении Иркутского ансамбля аутентичной музыки, «Ярмарка» и минусов к песням «Ой, снег - снежок», «Золотая ярмарка»;

- предметная среда мини-музея «Русская горница».

Для каждого ребенка: разноцветный пластилин, стека, доска для лепки, салфетка, печатки-тычки различного диаметра, подставка для готового изделия.

Ожидаемый результат:

Ребенок:

- узнает и называет знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- умеет самостоятельно проводить анализ изделия;

- выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т. п. ;

- лепит изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- украшает изделие налепами и рельефом в соответствии с народной росписью;

- самостоятельно и творчески применяет умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности;

- эмоционально реагирует на музыкальные произведения, умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;

- свободно общается со сверстниками и взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Содержание

непосредственно образовательной деятельности.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мастерскую глиняной игрушки в Дымковскую слободу, в гости к мастерам-умельцам народной игрушки. Вы готовы к такому путешествию? (Ответы детей).

- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров (Вятка, видно заречную слободу Дымково.

Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

- Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносок и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Но вначале были свистульки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… Прислушайтесь…

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ.

ЗАХОДИМ В ИЗБУ, ТАМ СИДИТ МАСТЕРИЦА В РУССКОМ КОСТЮМЕ И ЛЕПИТ ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ.

Педагог:

- Здравствуй, хозяюшка.

Мастерица:

- Здравствуйте, а вы кто такие будете?

Ребенок:

- А мы путешественники. Решили мы попутешествовать и узнать о том, как лепили игрушки в старину.

Мастерица:

- Проходите, рассаживайтесь. Сейчас я вам расскажу, как лепили игрушки в Дымково. Этот промысел возник у нас, в слободе Дымково, потому что у нас отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.

Как-то вятичи дружки

Сели в праздник у реки.

Под руками- глина-

Слой на три аршина.

Стали шарики катать,

Как снежки, бывало.

Глину щупать, глину мять-

Жирная, как сало!

- И стали жители поселка игрушки из этой глины делать. Глина в поселке красная. Глину собирали в теплое время года, смешивали ее с мелким речным песком. Потом лепили игрушку (показ полуфабриката). Готовую игрушку сушили и обжигали в печи, чтобы она стала твердой. Игрушка становилась какого цвета? ( ответы детей: красно-коричневая). Чтобы игрушка стала белой, ее окунали в раствор молока с мелом (показ). Игрушку снова сушили. Затем игрушку украшали, расписывали. На белый цвет хорошо ложились краски. Какие? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? ( ответы детей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый.) Да, все игрушки расписаны яркими красками. Ребята, а ещё дымковские игрушки отличаются своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? ( ответы детей: кружочки, точки, клетки, полоски, волны).

- После росписи игрушки снова сушили. Но, работа ещё не закончена. Ещё предстоит, как говорят мастерицы, «посадить золото». Нужно смочить кисточку в сыром яйце, коснуться золотого квадратика или ромбика и прикрепить на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки. Затем покрывали игрушки взбитым яичным белком, чтобы блестели. И снова сушили. Вот теперь игрушка готова. Она получалась сказочная, веселая.

- Мастера-умельцы дали название каждой своей игрушке. Вот эту игрушку назвали (показ и называние игрушек).

- Игрушки наших мастеров были самым ярким украшением ярмарки с весёлым и озорным названием “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «ЯРМАРКА».

ВХОДЯТ КОРОБЕЙНИКИ.

1-ый коробейник:

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ,

2-ой коробейник:

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

1-ый коробейник:

Продаются вилы, санки,

И конфеты и баранки,

2-ой коробейник:

Покупают люди сушки,

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша.

1-ый коробейник:

А сейчас:

Ждем вас на дорожке.

Разомните ножки.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЛЯСКУ С ЛОЖКАМИ.

ВХОДЯТ КОРОБЕЙНИКИ. (У них в лотках нераскрашенные игрушки. Они начинают зазывать покупателей.)

1-ый коробейник:

Мы ребята удалые,

Мы ребята, озорные,

2-ой коробейник:

Всех на ярмарку зовем

Мы игрушки продаем!

1-ый коробейник:

Здесь игрушки знатные,

Складные, да ладные!

2-ой коробейник:

Они повсюду славятся,

Авось и вам понравятся!

Педагог: Игрушки у вас хорошие, но почему-то не расписные!

Коробейники (хором) :

Ой, беда, беда, господа,

Пока ехали сюда,

Так спешили,

Что краски смыли.

Педагог: Что же не бывать нашей ярмарке? Что же не будет гуляний?

ДЕТИ ПРЕДЛАГАЮТ СДЕЛАТЬ ИГРУШКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА И РАСПИСАТЬ ИХ ПЛАСТИЛИНОМ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКИХ.

Педагог: А для этого вам нужно совсем немного: коробка с пластилином, воображение и ваше умение рисовать пластилином.

Содержание

художественно-творческой

непосредственно образовательной деятельности:

Педагог предлагает вылепить для веселой ярмарки дымковских индюков.

Затем педагог предлагает еще раз рассмотреть индюка и определить из каких частей его лучше слепить, уточняет ответы детей и показывает способ лепки:

- Сначала нужно создать из белого пластилина исходную форму конус – это туловище: узкий конец – голова, широкий – туловище. Затем лепим из желтого пластилина три маленьких конуса – для клюва и лапок, присоединяем их к туловищу и прижимаем. Лепим коготки: по три маленьких шарика для каждой лапки, присоединяем. Теперь делаем хвост – скатываем шар, расплющиваем в диск, присоединяем к туловищу и примазываем. Крылья одинаковые по размеру, поэтому их удобней сделать так: скатать шар, расплющить в диск и разделить его пополам. Прикрепляем крылья по бокам туловища. Украшаем хвост и крылья оборками: раскатываем тонкие валики и расплющиваем их в ленту, оборки прикрепляем по краю хвоста и крыльев. Далее лепим ленту для короны и закручиваем ее в бутон. Для бородки лепим маленькие шарики или конусы, прикрепляем к туловищу под клювом. Теперь надо украсить нашего индюка, чтобы он стал нарядным. А как можно его украсить?

Ребенок:

- Дымковского индюка можно украсить налепами и рельефом.

Педагог выставляет технологическую карту по лепке индюка, чтобы дети могли вспомнить последовательность и рациональные способы лепки.

Дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Педагог помогает советами, наводящими вопросами, индивидуальным показом.

Все вылепленные индюки объединяются в общую композицию «Праздничные птицы».

Педагог:

- Ребята, вы хорошо потрудились и повеселились. С нами ярмарка не прощается, и праздник продолжается. А ваши работы будут радовать глаз в нашем городе мастеров.

Итоги реализации проекта :

Результат продуктивной деятельности:

- формирование творческой личности ребенка, умеющей проецировать полученные знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность, с более высоким уровнем развития мелкой моторики, технических навыков и умений, с устойчивым интересом к творческому процессу, с желанием мастерить своими руками.

Продукт проектной деятельности :

- выставка детских работ «Веселая ярмарка».

Публикации по теме:

Мини-музей «Дивная роспись»Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Автор публикации:
Творческий проект «Веселая ярмарка»
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 23:59
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД