Папки-передвижки

Творческий проект «Живопись как источник детского творчества»

Анастасия Меркулова
Творческий проект «Живопись как источник детского творчества»

Содержание

Образовательная область…. 4

Вид проекта…. 4

Актуальность проекта…. 4

Цели и задачи проекта…. 7

Практическая значимость и новизна проекта….7

Партнеры проекта…. 8

Целевые группы проекта…. 9

Механизм реализации проекта….9

Ресурсное обеспечение…. …10

Сроки реализации проекта…. 12

План работы по реализации проекта…. 12

Ожидаемые результаты…. 12

Оценка результатов…. 13

Дальнейшее развитие проекта…13

Публикация «Творческий проект „Живопись как источник детского творчества“» размещена в разделах

Список литературы…. 14

Приложения …16

Приложение 1. План работы по реализации проекта…. 16

Приложение 2. Диагностический инструментарий…23

Приложение 3. Анкета для родителей…. 43

Приложение 4. Глоссарий…. 49

Образовательная область: Художественное творчество

Вид проекта

1. По доминирующему методу: творческий

2. По характеру содержания: включает ребенка и его семью, общество и культуру

3. По характеру участия ребенка в проекте : от зарождения идеи до получения результата

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей, учреждениями культуры

5. По количеству участников: групповой, фронтальный

6. По продолжительности: долгосрочный

Актуальность проекта

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций, так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных) [6].

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программе и личностно–ориентированная модель образования, на которых строится воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду, ставят в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Одним из ведущих направлений развития детей является художественно-эстетическое, в которое входит образовательная область «Художественное творчество». Образовательная область «Художественное творчество» включает в себя развитие детского творчества в продуктивных видах деятельности и приобщение детей к искусству [9].

Проблема художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Т. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой представлены средства, формы и методы художественно-эстетического развития детей, позволяющие создать условия для формирования эстетического опыта дошкольников разных возрастов. Кроме того, авторы отмечают, что в формировании художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, одну из важных ролей играет живопись [6].

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей средствами живописи потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

В то же время, проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста невозможно успешно решить без формирования единого культурно-образовательного пространства «детский сад – семья», так как основы художественно-эстетической культуры, первый опыт общения с прекрасным, в том числе и с произведениями живописи, закладывается именно в семье.

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. Это качество необходимо развивать как в условиях детского сада, так и семьи. Одним из важнейших факторов творческого развития детей, по нашему мнению, является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Мы выделяем три основных условия:

- организация предметно-развивающей среды;

- целенаправленное знакомство старших дошкольников с живописью как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в рамках совместной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей;

- комплексное взаимодействие окружающих взрослых (специалистов ДОУ, воспитателей, родителей) [5].

Но вместе с тем, нами определен ряд противоречий:

- между современными требованиями к решению проблемы художественно-творческого развития дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи и непропорциональным количеством времени, отводимого на реализацию данной темы в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой;

- родители уделяют недостаточно внимания вопросам развития художественно-творческих способностей детей, не всегда учитывают опыт детей, приобретенный в детском саду.

С нашей точки зрения данная проблема решается в ходе реализации проекта «Живопись как источник детского творчества».

Цели и задачи проекта

Цель проекта - создание условий для развития художественно – творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

Для детей

• Усвоить знания о живописи, его жанрах и особенностях;

• Научиться понимать язык изобразительного искусства;

• Научиться давать эмоционально – личностную оценку произведению;

• Совершенствовать технические навыки изображения;

• Закрепить приемы рисования различными изобразительными материалами.

Для родителей

• Создавать благоприятные условия для развития личности ребенка;

• Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Для педагога

• Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал;

• Разработать серию практических занятий, направленных на развитие художественно – творческих способностей.

Практическая значимость и новизна проекта

Практическая значимость данной работы заключается в следующем:

• данный проект можно использовать при организации работы в художественно – эстетическом направлении;

• разработанные занятия помогут в обучении приемам рисования различными изобразительными материалами, что будет способствовать подготовки руки ребенка к письму в школе.

• практический материал могут использовать родители

Новизна проекта заключается в следующем:

• в проекте апробирован системный подход в развитие художественно – творческих способностей старших дошкольников.

Партнеры проекта

Значительная роль в реализации проекта уделяется созданию сетевого взаимодействия. В него войдут: дошкольные учреждения поселка, дом культуры, районный краеведческий музей, районная центральная библиотека имени Н. И. Масалова, городской парк культуры и отдыха, родительский комитет образовательного учреждения, школа искусств, детская художественная школа, семьи воспитанников.

Таблица 1

Взаимодействие субъектов проекта

МБДОУ Тяжинский детский сад № 8 «Солнышко» Название организаций, учреждений Совместная деятельность

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно – методический центр» Оказание информационной и методической помощи

1 МБДОУ Тяжинский детский сад №5 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением эстетического развития Консультации, посещение занятий, мастер – классов, посещение выставок.

2 Районный краеведческий музей Экскурсионная деятельность

3 Районная центральная библиотека имени Масалова Н. И. Экскурсионная деятельность, презентация книг, проведение праздников, консультаций для родителей.

4 Художественная школа № 13 Экскурсионная деятельность, мастер – классы, посещение выставок, встречи с интересными людьми.

5 Родительский комитет Организация экскурсионных походов, праздников, выставок

6 Семьи воспитанников Участие в жизни учреждения: конкурсах, консультациях, в праздниках, выставках

7 Парк культуры и отдыха Игровые программы, праздники, выставки.

8 Районный дом культуры «Юбилейный» Участие в игровых программах для детей, праздниках, просмотр познавательных фильмов

9 МБОУ «Центр дополнительного образования детей» Совместная организация выставок, фото – галерей, детский конкурсов, мастер – классов.

Целевая группа проекта

Проект адресован воспитанникам старшего дошкольного возраста. Реализация данного проекта поможет воспитанникам развить свои художественно – творческие способности, совершенствовать технические навыки изображения.

Родители в ходе проекта приобретут навыки проектной деятельности, создадут благоприятные условия для развития личности ребенка, станут активными участниками мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм реализации проекта

Поставленные задачи решались в ходе совместной деятельности ребенка с взрослыми, совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.

Использовались следующие формы работы: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, экспериментирование, праздники, выставки рисунков.

Для достижения поставленной цели и задач применялись методы:

наглядные - показ, иллюстрации, демонстрации;

словесные – беседа, разучивание, рассказ, объяснения, указания, пояснение, познавательные и вербальные игры (загадки, шарады, ребусы, кроссворды);

практические – практические работы, упражнения;

проблемно – поисковый: исследовательский;

метод проектов.

Кроме этого использовались приемы: показ, обсуждение, наблюдение, создание проблемной ситуации.

Ресурсное обеспечение

Для реализации данного проекта были использованы следующие виды ресурсов.

Таблица 2

Кадровый потенциал

п\п Ф. И. О. Должность Направление деятельности

1 Скрипко Тамара Федоровна заведующая руководитель

2 Клюева Ирина Александровна старший воспитатель оказание консультативной, методической помощи

3 Шкутан Анастасия Сергеевна воспитатель, педагог дополнительного образования (изо деятельность) ответственный исполнитель, художественно-эстетическая деятельность

4 Григорова Татьяна Владимировна воспитатель исполнитель

5 Симахин Сергей Анатольевич музыкальный руководитель культурно - досуговая деятельность

6 Еременко Ольга Владимировна педагог дополнительного образования (хореограф)

7 Стифорова Ольга Владимировна педагог дополнительного образования (музыкальный фольклор)

8 Россомахина Лидия Михайловна ИФК физическое воспитание

Таблица 3

Материально – техническая база

п\п Наименование Количество (шт.)

Информационно – технические средства

1 Компьютер 1

2 Телевизор 1

3 Магнитофон 1

4 DVD - проигрыватель 1

5 Принтер 1

Оборудование для изобразительной деятельности

1 Стенд для анализа детских работ по рисованию 1

2 Мольберт 1

3 Наборы цветных карандашей (по 12 цветов) 23

4 Наборы цветных восковых мелков (по 6 цветов) 23

5 Гуашь (по 6 цветов) 23

6 Акварель 23

7 Розетки для красок и клея 23

8 Подставки для кистей 12

9 Палитра для составления красок 23

10 Салфетки для кистей 23

11 Кисти мягки по 3 шт. на ребенка 69

Таблица 4

Методическое обеспечение

п\п Наименование Года издания

1 «Радуга» Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова 2011, издание 2-е.

2 Парциальные образовательные программы

3 Конспекты занятий

4 Сборники практических материалов

Таблица 5

Информационные ресурсы

п\п Наименование ресурсов

1 Доступ в сети интернет Подключен в 2009

2 Сайт образовательного учреждения solnihko.camomy.ru

3 Периодические издания: «Обруч», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание», «Дошколенок Кузбасса», «Воспитатель ДОУ «Дошкольное образование», «Управление ДОУ», «Ребенок в детском саду» Ежегодная подписка

4 Библиотека дошкольного учреждения 500 экземпляров методической и художественной литературы

Сроки реализации проекта

Продолжительность реализации проекта 1 год :

сентябрь 2011 года – июнь 2012 года.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный: сентябрь 2011 года

• Создание инициативной группы

• Изучение материалов по проблеме проекта

• Разработка проекта

2. Практический: октябрь 2011 года – июнь 2012 года

• Реализация календарного плана работы проекта

3. Аналитический: июнь 2012 года

• Проведение мониторинга

• Анализ и описание итогов реализации проекта

План работы по реализации проекта

Реализация плана осуществлялась в рамках непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. (Приложение 1)

Ожидаемый результат

В деятельности воспитанников

• Повышение высокого уровня художественно – творческих способностей на 40- 50%; снижение низкого уровня художественно - творческих способностей на 20%. В педагогической деятельности

При реализации данного проекта были созданы :

дидактические игры;

• наглядный материл;

• совместно с родителями экспозиция мини - музея «Родная природа»;

• альбом «Природа в разное время года и в разное время суток»;

• совместно с родителями мини – выставки «Необычные предметы»;

• видеоматериал для виртуальной экскурсии «Третьяковская галерея»

В деятельности родителей

• Повышения интереса родителей к творчеству детей;

• Организация совместной проектной деятельности детей и родителей.

Оценка результатов

Основанием для диагностических исследований стала программа «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Диагностика художественно – творческих способностей «5 рисунков» (Н. А. Лепская, адаптированная для воспитанников старшего дошкольного возраста. (Приложение 2).

По окончанию проекта был проведен педагогический совет совместно с родителями, где были озвучены результаты проекта.

Дальнейшее развитие проекта

В настоящее время подготовлен сборник практического материала для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме «Знакомство с изобразительным искусством как средство художественно – творческого развития воспитанников старшего дошкольного возраста». Размещена информация на сайте детского сада. Кроме этого планируется создание информационного диска для родителей «Растим маленьких художников».

Список литературы

1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников [текст] / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. –М. : Айрис – пресс, 2008. – 128с.

2. Доронова Т. Н. «Радуга» Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду [текст]/ Т. Н. Доронова. – Москва: Просвещение, 2011г.

3. Дрезнина М. Г., Куревина О. А. Навстречу друг другу [текст] / М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина. -М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 248с.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей дет. сада. [текст]/ Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 2010. – 192с., ил.

5. Калинина Т. В. Первые успехи в рисовании. Большой лес [текст] / Т. В. Калинина – СПб. : Агентство образовательного сотрудничества, 2005. -64с., ил.

6. Копцева Т. А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов [текст] / Т. А. Копцева. -М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 208с.

7. Лыкова И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Справочное пособие [текст] / И. А. Лыкова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

8. Мурыгина З. П. Формирование художественно – творческих способностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http//rudocs.exdat.com/docs/index-327681.html

9. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини – музей в детском саду [текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М. : Линка –Пресс, 2008.- 256с., ил.

10. Трофимова М. Т., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / М. В. Трофимова, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил.

11. Скоролупова О. А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012) [текст] / О. А. Скоролупова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 160с.

12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений [текст] / Г. С. Швайко. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160., ил.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Живопись как источник детского творчества»
Опубликовано: 28 марта 2013 в 19:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД