Творческое физкультурно — познавательное занятие с экологическим содержанием «Зимовье зверей». Старшая группа.

Марина Алтумбаева (Бокова)
Творческое физкультурно — познавательное занятие с экологическим содержанием «Зимовье зверей». Старшая группа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о животных и птицах зимой; чтение рассказов Л. Толстого «Зайцы», М. Пришвина «Беличья память»; рассматривание следов птиц и животных на иллюстрациях, на прогулке; рисование следов в свободной деятельности.

Задачи:

О. о. «Познание» Расширить представления детей об окружающем мире. Формировать представление о жизни животных и птиц в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

О. о. «Коммуникация» Способствовать развитию любознательности, внимания. Совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе и правильно отвечать на вопросы.

О. о. «Физическая культура» Учить детей придумывать движения, находить средства и способы их выразительности. Активно использовать приобретённые навыки в выполнении разных двигательных заданий, побуждать к творческому самовыражению.

О. о. «Социализация» Учить различать по следам животных и птиц, уметь их распутывать; искать образные средства выразительной передачи движений, импровизируя животных и птиц по картинкам и по рассказу.

Оборудование: Декорации зимнего леса, три ёлочки, два дерева, восемь кубиков, макет берлоги, картинки и следы животных и птиц.

Ход занятия.

1 Дети входят в зал осторожно ступая (под звукозапись «Скрип снега») и выстраиваются в шеренгу.

Ведущий: Ребята, давайте мы сегодня отправимся в зимний лес и посмотрим рады ли проказам матушки - зимы животные и птицы? Хорошо ли им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

- Итак, напра - во! в лес змейкой между ёлочками и деревьями шагом -марш! Я вам прочитаю отрывок из произведения Скребицкого «Четыре художника», а вы, ребята, покажите в движении живую картину природы.

«Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно (ходьба с высоким подниманием кален, руки на поясе). А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает (повороты головы в стороны) обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы (поднимание и опускание рук с поворотами, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки (округлые руки вверх с наклоном вперёд, пуховые варежки на ветки надела (руки в стороны - покачивание). Стоят лесные богатыри, друг возле друга, стоят чинно, спокойно (стойка на одной ноге, округлые руки книзу). А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, зима тоже в белые шубки одела (приседание). Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка - зима. Кажется, никто в лесу не живёт. Тишина.

2 Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, и кто за ними охотился. Давайте и мы с вами по следам узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу, и как им живётся (на ковре выложены следы зайца, белки, лисы, волка, лося, вороны и воробья).

Предлагаю детям пройти по запутанным следам, узнать чьи они, дойти до карточки, открыть и показать изображённое животное или птицу. Затем выкладываю карточки на кубики, поставленные на расстоянии в ряд. Затем жеребьёвкой выбирается водящий.

Подвижная игра «Догони – изобрази» (По сигналу дети разбегаются врассыпную, водящий догоняет, задевает рукой пойманного и называет животного, изображённого на карточке, в которого он должен «превратиться», замерев на месте).

- Зайцев зимой трудно отыскать, они в белой пушистой шубке, как маленький сугробик. Найти их можно только по следам. Послушайте рассказ Толстого «Зайцы» и изобразите вовремя чтения в движении.

Дети расходятся по залу, изображают зайцев и охотников.

«Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперёд, испугается чего - нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что - нибудь - и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что - нибудь - опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. На утро охотники начинают разбирать заячий след путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».

- Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же как зайцы и запутать свой след, что бы никакой охотник и зверь вас не поймал.

Подвижная игра «Найди зайца». (Дети встают врассыпную парами: впереди –«заяц», за ним – «охотник». По сигналу начинают убегать зайцы, путая следы, за ними неотступно бегут охотники. Выигрывает та пара, которая быстрее поймает зайца, ни разу не запутавшись).

- А вот мы по следам дошли до белочки. Белочка не боится зиму. Щедрая осень подарила ей новую серую шубку, которая также как и зайцу помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу: спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений. Нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется. Помните рассказ Пришвина «Беличья память», как белка прятала, а потом находила припасы. Прыгнет с ветку на ветку в зимний солнечный денёк белка. Но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она свернувшись клубочком, может спать несколько суток в дупле. Давайте ребята, и мы превратимся в белок.

Прыжки через бруски и подлезание под дуги прямо (поточно две подгруппы).

- Ребята, чьи же ещё следы видели мы в лесу? Ответы детей (волка, лисы, лося).

Покажите девочки, как лисички, а мальчики как волки по лесу рыщут в поисках пищи (импровизации детей). Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса запасов не делают, голодно бывает им порой. Лось пробирается сквозь чащу заснеженною в поисках корма, раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев (дети изображают животных).

- А эти следы не похожи на звериные (показываю) чьи это следы? (птичьи). Правильно, большие следы - вороньи, а маленькие - воробьиные. Трудно живётся птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь подкормиться.

Ведущий с детьми подходит к «медвежьей берлоге» (макет).

- А посмотрите - ка, ребята, что это за странный сугроб в лесу? Из - под сугроба идёт какой - то пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем, мягким пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

- Правильно, это берлога. А иней на кустах потому, что медведь дышит и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь.

- А какие ещё животные спят под снегом? (ежи, сурки, барсуки, суслики, еноты). А какие вы игры знаете про медведя? («У медведя во бору», «Медведь и зайцы», «Медведи и пчёлы».).

Подвижная игра «Медведи и пчёлы»

3 Построение в круг.

- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. Как нужно заботиться о них? Ответы детей. Люди подкармливают голодных зверей. Лосям - раскладывают сено; белкам - жёлуди и шишки; птицам - кормушки. Так и живут до весны братья наши меньшие.

Итог занятия.

Публикации по теме:

Птичья столовая. Акция в детском садуПтичья столовая. Акция в детском саду МБДОУ д/с «Радуга» Саратовская область, р. п. Лысые Горы, 2 младшая группа. Воспитатели: Денисова Л. В. Бондаренко Е. Б. акция "Птичья столовая".

Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима)Тематический план работы по экологическому воспитанию (зима) Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" ДЕКАБРЬ. 1 неделя – «Зимующие птицы»: беседа на тему «Птицы»; аппликация «Снегирь»;.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Творческое физкультурно — познавательное занятие с экологическим содержанием «Зимовье зверей». Старшая группа.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...