Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ольга Турусова
Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Современного дошкольника, как творческую личность, необходимо ориентировать, на умение адаптироваться к различным ситуациям, учить отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса. Испытавший радость творчества, даже в самой минимальной степени, ребёнок углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу. На помощь приходит искусство, приходит музыка. [4,с. 34]. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся.

Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» (2, стр. 17).

Актуально активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество ребёнка, что обусловлено природной активностью и связано с умением применять свои знания в новых условиях.

Процесс познания в атмосфере творчества приобретает для дошкольника развивающий характер. В ходе творческого развития происходят качественные изменения его психики: активизируется память, мышление, наблюдательность, что необходимо во всех видах деятельности.

В детском музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения, умения действовать самостоятельно, принимать решения, связанные с умением выразить свою индивидуальность, проявить себя.

В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где высоко оценивается значение творчества, как процесса развития (авторы Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский.)

Детское творчество представляет познавательно-поисковую практику для ребёнка, когда он, на основе знаний о музыке, воображая, пробует создать что-то новое. Анализ результативного педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что творчество для детей – это всегда и интересно и доступно.

Применение метода детского творчества решает следующие задачи:

- позволяет активизировать процесс усвоения музыкального опыта;

- способствует пробуждению творческих проявлений и их развитию;

- акцентирует внимание на развитии художественного мышления;

- положительно мотивирует обилием форм творческих заданий;

- гармонично дополняет традиционную систему музыкального воспитания и развития.

Дошкольники участвует в следующих видах деятельности: восприятии, пении, музыцировании, музыкально – ритмических движениях, что создаёт условия для активного участия в творчестве для каждого ребёнка, независимо от способностей.

Находясь в ситуации активной эмоциональной включённости, ребёнок опирается на свои личностные качества, которые требуют развития: творческое восприятие, творческое мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, инициативность, высокая работоспособность, умение обоснованно рисковать, мотивация достижения, умение сотрудничать. Мы говорим о пробуждении творческой фантазии. Разрабатывая творческие задания, исходим из специфики детской аудитории, учитывая, что творчество для ребёнка - это открытие.

Большое значение для активизации творческих представлений имеет использование интеграция искусств. И. С. Бах отмечал, что «искусство в себе - не живопись, не поэзия не музыка, но творчество, в котором они все объединены». Интегративное привлечение разных видов искусств, имеет родство с идеями К. Орфа, способствует стихотворчеству, художественной композиции, театральному действу и исследовательской работе, пластическому движению и музыкальной импровизации, что включается в поток детского творчества.

Природа творчества требует, чтобы дети могли легко, свободно и непосредственно выражать свои мысли в открытой, непринуждённой атмосфере: в игре, сказке, импровизации. Воспитателями замечено, что дошкольники успешнее выполняют задания, связанные с развитием чувства ритма. Развивая метроритмический слух ребёнка, учитель включает определения ритма, пульса, акцентов [3,с. 211]. В задании «Дождик» необходимо подобрать ритмический рисунок к стихотворениям, «зафиксировать» сильную долю хлопком в ладоши, самостоятельно вслушиваясь в звучание «Итальянской польки» С. Рахманинова.

Эффективны задания, связанные с пластическими импровизациями. Свободное дирижирование – дети представляют себя в роли дирижёра («Утро» Э. Грига). Имитация игры на музыкальных инструментах («Cветит месяц»). В процессе восприятия «Вальса» А. Гречанинова, создают образ зимнего леса движением рук, покачиванием корпуса, вальсовым кружением. Пластическими импровизациями можно изображать разные образы, например, имитирование движения животных, (Ш. К. Сен-Санс сюита «Карнавал животных»). Слушая танцевальную музыку, придумать и исполнить движения: кружения в вальсе, шаги польки, составить композицию народного танца. Развитию чувства ритма способствуют инструментальные импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов, например, подбор ритмического сопровождения к русским народным песням «Ах вы сени», «Камаринская». Разыгрывание песен, имеющих изобразительную основу: «Как у наших у ворот», «На горе-то калина». Одно из основных музыкальных способностей - ладовое чувство: умение эмоционально, ярко, слушать и определять лад музыки. Педагог учит улавливать смену настроений, оттенки чувств, смысл музыкального звучания, воспитывается внимание, умение сосредоточиться и наблюдать, поэтому в организации восприятия музыки выделяется ряд приёмов, способствующих активизации процесса слушания, как цели развития ладового чувства. Детям предлагается «украсить» музыку Ш. К. Сен-Санса «Аквариум», звучанием другого инструмента; изобразить настроение произведения в цвете (Л. В. Бетховен «Весёлая и грустная», подобрать ритмический аккомпанемент к стихотворным строкам. В задании «Конница», прослушав стихотворение, по-фантазизировать, какую по характеру музыку, можно написать. При выполнении творческого задания «Оживший лес» - в соответствии с характером музыки, дети подготовительной группы озвучивают различными инструментами «зимний лес». Развитие ладового чувства помогает воспитанию чувства жанровой принадлежности. Дети охотно выполняют задания, связанные с различными речевыми импровизациями. Ребёнок придумывает рифму в стихотворениях, например:

Наш сосед купил фагот,

Но совсем не знает (нот)

***

Скрипка есть, но пока

Рядом с нею нет (смычка)

***

Старый мастер целый год -

Мастерил друзьям (фагот) [1,с. 25]

Продолжая знакомиться с речевыми импровизациями, задания усложняются: необходимо сочинить окончания к стихотворным строкам:

Гамму жук весь день жужжит:

- Жо- же- жи- жа- жоль- жя- жи.

- Вот что я, друзья, скажу:

… (Жаль, что нету ноты «жу»)

Выполняя более сложные задания, ученики не только сочиняют рифмованную строчку, но и продумывают интонации (маршевые, песенные или танцевальные, которыми можно озвучить стихотворение. Результатом работы является ощущение и осознание единства стихотворного текста и музыки. Обратим внимание на развитие музыкально-слуховых преставлений, как способность звуковысотного отражения мелодии. «Озвучивание имени» - дети пропевают своё имя, полное и краткое, в процессе «Музыкального диалога» выразительно интонируют музыкальные фразы, отвечая на вопросы учителя. Развивая фонематический слух. Сочиняют рассказ по рисованному плану, исполняют ритмофразу мелодии за воспитателем по песне В. Гречника «Тяв-тяв». Постепенно водится изучение элементов музыкальной грамоты, выполняя задание «Музыкальная лесенка», запоминают движение мелодии звукоряда, придумывают и «рисуют» музыкальные загадки или сочиняют стихотворения о нотках.

Разнообразие творческих заданий способствует развитию интереса музыке, развиваются основные музыкальные способности детей дошкольного возраста, при этом формируются основы музыкальной культуры.

Список литературы

Мерзлякова С. И. Нотный бал //Музыкальный руководитель. -2007.-№1.-с. 25.

Науменко Г. И. Фольклорная азбука. - М.: Издательский центр «Академия».1996.

Осеннева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студентов нач. фак. педвуов. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Соколова Т. А. Оптимизация уровня и качества профессиональной деятельности и общения педагога в процессе освоения артпедагогических технологий // Методист. -2006.-№6.-с. 33-38.

Публикации по теме:

Презентация «Открытие сезона классической музыки в ДС» Презентацию подготовила Нагорнова Татьяна Фёдоровна, музыкальный руководитель д/с №2335 САО. октябрь 2012 год ДС №2335 САО. Презентация рассказывает.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Творческое развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2013 в 19:37
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по проекту «Волшебная изонить» Подготовила Булгакова Н. А.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью...
Спокойного зимнего сна. Коллажи на тему «Как дикие животные подготовились к зиме»
В рамках лексической темы: "Дикие животные"в пятницу мы с детьми «укладывали спать» зверей на долгий зимний сон. Для этого нам пришлось вспомнить, как...
Новогодний праздник в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Новогодний праздник в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Раздается бой курантов. Ведущий: Ой, ребятки, тише, тише! Что-то сказочное слышу! Видно...
«Волшебные цветы». Творческие работы детей.
Есть на свете цветок - алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря, Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовется не зря. Может, там, за седьмым перевалом...
Фотоотчёт «Готовимся к Новому году»
Фотоотчёт: "Готовимся к новому году". Новый Год уже совсем близко! Но, у нас, еще есть время, для того, что бы сделать что-то красивое, сказочное,...