Лучший педагог года

Исследовательский проект «Творчество чувашского композитора Л. В. Чекушкиной»

Светлана Васильева
Исследовательский проект «Творчество чувашского композитора Л. В. Чекушкиной»

Дорогие коллеги!

Предлагаю вашему вниманию свою новую публикацию о жизни и творческом пути современного чувашского композитора Лолите Васильевне Чекушкиной.

ПЛАН ПРОЕКТА:

1. План

2. Введение (цель, задачи)

3. Основная часть

3.1. Детские годы, учёба в профессиональных заведениях,

первое крупное сочинение

3.2. Сотрудничество с Чувашским государственным

академическим ансамблем песни и танца

Публикация «Исследовательский проект „Творчество чувашского композитора Л, В, Чекушкиной“» размещена в разделах

3.3. Сотрудничество с Чувашской государственной академической симфонической капеллой и Чувашским государственным академическим драматическим театром

им. К. В. Иванова

3.4. Сотрудничество с Чувашским государственным театром кукол

3.5. Сотрудничество с Чувашским государственным театром юного зрителя

3.6. Сотрудничество с Союзом композиторов Чувашии

4. Заключение

5. Список использованной литературы, ссылки на сайты

2. Введение

Асафьев, Б. В., выдающийся музыковед о чувашской песенной мелодии:

«Одно из замечательных качеств чувашской песенной мелодики – проникновенная эмоциональная отзывчивость, чуткость, что вызывает гибкие интонации.

Музыка чувашских народных песен – неисчерпаемое мелодическое богатство. Они пленяют своей эмоциональной отзывчивостью, чистотой.».

Основой профессиональной музыки любого народа являются богатства музыкального фольклора, то есть, песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками.

Весьма ценный метод претворения народности в музыке – широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка народной музыкит

Так писали и продолжают писать многие чувашские композиторы. Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы - Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, Г. Г. Лисков, В. П. Воробьёв, А. Н. Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки.

Выполняя данную исследовательский проект, мною была поставлена цель и задачи.

Цель: Познакомиться с творчеством чувашского композитора Л. В. Чекушкиной.

Задачи:

осуществить поиск нужной информации (литературы, фото композитора в СМИ, в Интернете);

структурировать информацию;

сохранить информацию в виде проекта.

3. Основная часть

3.1. Детские годы, учёба в профессиональных заведениях, первое крупное сочинение.

Одной из целой плеяды молодых композиторов Чувашии является – Чекушкина Лолита Васильевна. Она родилась 24 сентября 1965 года в городе Чебоксары в обычной рабочей семье.

Свои первые музыкальные впечатления получила от своих родителей. Папа у неё был очень любознательным, музыкальным, играл на гармошке, интересовался литературой, а мама хорошо пела.

Первые профессиональные уроки теории музыки Лолита получила от преподавателя сольфеджио Богдановой А. А. в Чебоксарской ДМШ №1.

Детскую музыкальную школу Лолита окончила в 1979 году. Решила продолжить своё образование в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова. Там она встретила талантливого, плодотворно работающего музыковеда, педагога, критика С. И. Макарову.

В течение 16 лет (1979-1995) С. Макарова возглавляла теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища, являлась председателем музыкально-теоретической комиссии Методического кабинета Министерства культуры Чувашии. Она способствовала воспитанию нового поколения чувашских композиторов, ставших членами Союза композиторов России. Под её руководством в композиторское искусство входили будущие заслуженные деятели искусств Чувашской Республики, композиторы, среди которых была и Лолита Васильевна Чекушкина, а также многие музыковеды и музыканты-исполнители, заслуженные деятели чувашской музыкальной культуры и искусства.

В 1984 году Чекушкина Л. закончила обучение в музыкальном училище (класс композиции А. Г. Васильева, затем поступает в Нижегородскую гос. консерваторию (класс Б. С. Гецелева, которую заканчивает в 1989 году. К тому времени она уже заявляет о себе как неординарный и творчески деятельный автор, и в 1996 году становится членом Союза композиторов России.

Первым её крупным сочинением и событием культурной жизни Чувашии стала премьера балета «Зора» (1998 г.)на Втором балетном фестивале. Компьютерная версия музыки сделана автором и Игорем Столяревым по одноименной пьесе Н. Г. Гарина-Михайловского на либретто И. Дмитриева. Главный герой пьесы и балета Гарри приезжает из Лондона в Россию, чтобы строить дороги и дома, чтобы создавать новую жизнь. Столкновение идеи прогресса с консерватизмом неизбежно, но желание навязать лучшее силой граничит с непониманием законов жизни. Поэтому идея отвергается. Этот замысел Гарин-Михайловский облекает в форму романтизированной драмы, основным двигателем которой является любовь англичанина Гарри к чувашской девушке Зоре. полотен. : Присутствует в балете и классический любовный треугольник: Гарри - Зора - Зораим.

Сильной стороной спектакля явилось и сценическое оформление, и костюмы. Зрительный ряд усиливает музыкально-хореографическое звучание балета.

3.2. Сотрудничество с Чувашским государственным академическим ансамблем песни и танца.

Чекушкина Л. более 10 лет успешно сотрудничает с Чувашским гос. академическим ансамблем песни и танца, который является одним из старейших творческих коллективов России. Ансамбль несет в себе многовековые традиции творчества чувашского народа, его богатейшую внутреннюю культуру и необъятную духовную сокровищницу. Коллективом накоплен огромный багаж различных по стилю и жанру вокально-хореографических постановок. В числе новых постановок выделяется танцевальная сюита «Весенние перезвоны» (Л. Чекушкина, вокально-хореографическое действо «Обрядовая праздничная мозаика», премьера которой состоялась в декабре 2008 г.

Как сообщили ИА REGNUM в Минкультуры Чувашии, в 2007 году проект «Обрядовая праздничная мозаика» получил Грант президента Чувашии. В рамках концерта было представлено многообразие чувашских праздничных обрядов. В постановке привлекают яркие костюмы, непривычные чувашскому народу головные уборы, которые, по слова художника Любови Вдовичевой, сделаны по мотивам портретов А. Миттова (композитор - Л. В. Чекушкина.)

Концерт открыла вокально-хореографическая сюита "Посиделки". В вокально-хореографической сюите "Свадьба" зрителям была представлена традиционная чувашская свадьба. Действо завершилось вокально-хореографической постановкой "Сурхури". ("Рождество".) Все действие рассказано на языке танца. Издано повелось у чувашей, что праздник Сурхури традиционно завершает календарный обрядовый круг у чувашей.

В числе новых постановок последних лет особо выделяется танцевальная сюита «Весенние перезвоны» на музыку Л. В. Чекушкиной.

3.3. Сотрудничество с Чувашской государственной академической симфонической капеллой и Чувашским государственным академическим драматическим театром им. К. В. Иванова.

Не прекращается сотрудничество с Чувашской гос. академической симфонической капеллой. История Чувашской государственной академической симфонической капеллы насчитывает около сорока лет. Истоки коллектива в хоре Госкомитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию (создан в сентябре 1967 г.) Организатором и первым дирижером был народный артист Чувашской АССР, заслуженный артист РФ, композитор

А. Г. Орлов - Шузьм, который в 1967 г. определил перспективный путь развития коллектива: пропаганду чувашской национальной профессиональной музыки.

С 1986 года во главе хора встал выпускник Нижегородской консерватории, известный дирижер республики М. Н. Яклашкин.

В 1993 году капелле присвоено звание «Академическая», и она стала называться «Чувашская государственная академическая капелла». В программе коллектива - русская и зарубежная классика, произведения современных композиторов, сочинения чувашских композиторов, духовная музыка, романсы, народные песни. Коллектив симфонической капеллы с успехом выступает на сценических площадках городов и сел Чувашской Республики, участвует в юбилейных мероприятиях, фестивалях духовной музыки,

В программе – исполнение симфонической обработки чувашской народной песни Лолиты Васильевны Чекушкиной «Нимене».

Из интервью:

Что значит делать современную музыку на основе фольклора? Вот ваша вокально-симфоническая композиция «Нимене», например. Могут сказать, а зачем это вообще трогать? Лучше сохранить.

Я как раз стараюсь сберечь первозданность национального колорита. Сами по себе народные мелодии могут быть куцыми и однообразными. А их можно показать во всей красе, развернуть в целое красочное полотно. Возьмите русскую классику. Начиная с Глинки. Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков… Они все использовали фольклор. Делали профессионально, сохраняя всю первозданность. Тут все дело в том, как я обращаюсь с этим материалом. В «Нимене» мне было важно передать всю силу и тяжесть работы, выполняемой чувашским народом, его мощь и дух.

А как вы попали в театр?

- В 1993 году на съезде чувашских композиторов прозвучала моя дипломная работа – симфоническая поэма-каприччио. Видимо, в ней было что-то театральное. Потому что после этого ко мне подошли руководители сразу двух театров. Валерий Яковлев из Чувашской драмы и Шалва Мегрелишвили из театра оперы и балета. И тогда случились две работы, музыка для спектакля «Прощание с Матерой» и балет «Зора». Работа была интересная. Хотя находить общий язык было не всегда легко.

А сейчас вам легко работать с режиссерами? Или композитор так же подневолен, как актер?

В этом смысле мне хорошо работать со Станиславом Васильевым. Он очень гибкий и очень тактичный по отношению к мнению другого человека. Но работа на заказ все равно очень отличается от сочинений «для себя».

(Для справки: Чувашский гос. академический драматический театр имени К. В. Иванова - один из старейших в России. Его отличительной чертой всегда являлась многонациональность репертуара. В активном репертуаре театра в настоящее время 26 спектаклей, из них 11 - по произведениям чувашских авторов.

Ежегодно театр осуществляет по 5-6 новых постановок, показывает более 260 спектаклей, которые посещают около 70 тысяч зрителей.)

3.4. Сотрудничество с Чувашским государственным театром кукол

Чувашский гос. театр кукол – теплый оазис сказочного волшебного мира, куда приходят душевно отдохнуть, получить приятные эмоции в окружении магической театральной ауры.

У коллектива Чувашского гос. театра кукол сформировалось свое «творческое лицо». Колоритные национальные спектакли чувашских кукольников неизменно привлекают внимание многочисленных зрителей, прессы, театральных критиков на престижных международных фестивалях театров кукол. В них режиссер Филиппов раскрывает самобытность небольшого чувашского народа, являющегося частью единой культуры многонациональной России. Фестивали, гастроли, конкурсы – неотъемлемая часть творческого процесса театрального коллектива, способствующие его динамичному развитию.

Обширна и география гастрольных маршрутов театра.

Зарубежные страны - Финляндия, Польша, Болгария, Англия.

По нашей стране и ближнему зарубежью – Дагестан, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Украина, Белоруссия, Эстония и Литва, Хакасия, Узбекистан, Татарстан,

Марий Эл, Республика Мордовия, Башкирия.

По областям

- Архангельская, Астраханская, Ульяновская, Самарская, Нижегородская.

По городам - все города «Золотого кольца» России, другие города.

В последние годы возобновились забытые традиции, когда ежегодно проводились

обменные гастроли с театрами кукол

из соседних республик и областей, с которыми у театра были давние культурные связи. Гастроли театра в 2009 году: г. Курган (Курганская обл., Республика Башкортостан, г. Казань (Республика Татарстан, г. Самара.

В зале всегда полный аншлаг. Каждое выступление театра имеет свою притягательную особенность, изюминку, что, действительно, вызывает интерес и восхищение.

Потрясающий спектакль "

Девушка на Луне

", представленный артистами Чувашского театра кукол, поразил зрителей своей высокохудожественностью. Это было неспроста, потому что в 2003 году спектакль стал дипломантом Международного эколого-этническего фестиваля театров кукол "Чир-Чайан". Автор пьесы – известная чувашская поэтесса Раиса Сарби, режиссер – заслуженный артист Чувашии Юрий Филиппов, художник-постановщик – заслуженный художник Чувашии А. Розов, композитор –

Л. Чекушкина, балетмейстер – заслуженный деятель искусств Чувашии А. Вагапов.

Потрясает масштабность сценического действа с уникальной по художественному воплощению сценографией и куклами, выполненными в чувашских мотивах.

Искусство театра кукол служит не только детской аудитории: такой же неподдельный интерес вызывает оно у взрослых.

В сентябре 2011 г. творческая группа Чувашского гос. театра кукол возвратилась из Литовской Республики. В поездку вошли два важных мероприятия: работа театра по социальному проекту Минкультуры Российской Федерации «Терапия театральным искусством» и участие в X Международном фестивале кукольных театров «Лагаминас».

В рамках федерального проекта чувашские артисты дали запланированные выступления в социальных центрах городов Паневежис и Утена. Детям-инвалидам были показаны благотворительные спектакли. В качестве «визитной карточки» Чувашского театра кукол актерская группа исполнила специально подготовленный музыкальный номер в фольклорной тематике в национальных костюмах под аккомпанемент народных инструментов. Национальное музыкальное приветствие подготовила композитор Лолита Чекушкина.

3.5. Сотрудничество с Чувашским государственным театром юного зрителя.

25 марта 2010 г. в Чувашском театре юных зрителей состоялась премьера спектакля М. Карягиной «Серебряное войско». Постановка вызвала большой интерес.

В центре событий оказываются женщины, на долю которых выпала нелегкая судьба – сохранение семейного очага, продолжение рода, традиций, чтобы не канул в лету родной язык И, в то же время, быть стойкими воинами, суметь защитить родную землю предков для будущих потомков.

Зрители отметили необычность спектакля, требующего внимательного просмотра и большого осмысления, необычные костюмы и украшения женщин-воинов, декорации.

Несомненно, спектакль украшает и музыка композитора Лолиты Чекушкиной. Она придает постановке неповторимый национальный колорит и уводит зрителей в атмосферу далеких времен. Где-то напряженная, где-то лирично-одухотворенная, она воссоздает атмосферу светлой легенды об одном из древних племен чувашского народа, наших далеких предках. В центре главных событий спектакля - женщины, на долю которых выпала нелегкая судьба. Им необходимо было сохранить свое немногочисленное племя, оставшееся, после боевых сражений, без представителей мужской половины рода человеческого. Защитницы и хранительницы семейного очага, сумели сохранить и донести для потомков свои традиции, культуру, родной язык. В большинстве мифологий самым главным божеством являлась Богиня-мать, у чувашей - это Мн ама.

Именно в ней воплощается творческое и созидательное начало мира. В основу пьесы положена светлая легенда об отважных женщинах-воинах - эпическое полотно о давних трагических временах чувашского народа. И, уходя со спектакля, задумываешься о роли женщины в современном мире.

2 июня 2011 года ТЮЗовцы показали ещё одну работу композитора Чекушкиной Лолиты - музыкальную сказку «Когда поют светофоры» по пьесе Марка Азова, адресованную детям школьного возраста.

Действие музыкального спектакля происходит в городе, который поставил рекорд долголетья, потому что все пешеходы и водители знают и помнят о правилах дорожного движения. Дома здесь похожи на светофоры, у них круглые разноцветные окна, а жители никогда не нарушали правила движенья. И все бы ничего, да только вредная старушка по имени Авария, скучает и не может жить без аварий. По ее вине чуть было не произошла Катастрофа. Она пробирается в специальную будку и пытается отключить все светофоры города. Представляете, что тогда произойдет на дорогах, где много машин и пешеходов? Но герои сказки, мальчик Петя и кот Вася, приходят на помощь.

Многие учащиеся школ г. Чебоксары познакомились с постановкой, предупреждающей о необходимости знания правил дорожного движения. В финале дети вместе с героями спектакля весело напевали: «Помни правила движенья, как таблицу умноженья! Пятью пять – двадцать пять, их не надо забывать! Правила твои друзья, забывать друзей нельзя!»

В разгар лета написана новая музыкальная сказка «Не хочу быть собакой».

Часто в житейских буднях ребят случаются такие сюжеты, которые хочется показать на сцене. Петух и Кошка, увидев объявление: «Требуется Собака», заспорили, кто займет это отличное место. Сиди себе в будке: захотел - поспал, захотел - потявкал, захотел - косточки покушал. Мимо шла Собака по имени Мотя. Не от хорошей жизни она сбежала от своего хозяина. К Моте они и обратились: кто из них больше подходит на должность Собаки? А ларчик просто открывался: и Петух, и Кошка и Собака будут полезны, если каждый займется тем, что у него лучше получается. Композитор - Лолита Чекушкина.

15 сентября 2011 года ТЮЗ пригласил всех своих зрителей на премьеру музыкальной сказки-комедии «Не хочу быть собакой», которая состоялась в день открытия нового

79 театрального сезона.

В копилке ТЮЗа есть ещё несколько работ Лолиты Чекушкиной - музыкальное оформление спектакля "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" по А. Линдгрен, также создание музыки к сказке «Снежный цветок» С. Козлова, музыка к постановке музыкального спектакля «Клочки по закоулочкам», в основе которой лежит русская народная сказка.

3.6. Сотрудничество с Союзом композиторов Чувашии.

Чекушкина Лолита входит в состав Союза композиторов Чувашии, который является одной из авторитетных, творчески активных организаций и стоит на передовых позициях музыкального искусства и обеспечивает престиж и прогресс чувашской культуры.

Союз композиторов Чувашии был создан в апреле 1940 года. В 2010 году был отмечен 70-летний юбилей со дня основания. Его старшее поколение представляли Василий Воробьёв, Анатолий Тогаев, Филипп Лукин, Герман Лебедев, Григорий Лисков, Аристарх-Орлов Шузьм, Виктор Ходяшев, Григорий Хирбю, Аверий Токарев, Тимофей Фандеев, Анисим Асламас, Фёдор Васильев, Анатолий Петров, Михаил Алексеев, Анатолий Михайлов, и музыковед Юрий Илюхин.

С 2003 года Союз композиторов Чувашии возглавляет лауреат государственных

премий Российской Федерации и Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашии Николай Нилович Казаков.

Из интервью с Казаковым Николаем Ниловичем:

- Как обстоят дела в Союзе композиторов Чувашии?

«… На сегодняшний день в чувашском отделении российского Союза композиторов - 17 членов. Активно работает среднее поколение. Например, очень известный наш композитор Александр Георгиевич Васильев, доктор искусствоведения Михаил Григорьевич Кондратьев, музыковеды Светлана Ильинична Макарова и Александр Аркадьевич Осипов, композиторы Лолита Чекушкина, Валентина Салихова, Лариса Быренкова, Андрей Галкин, Юрий Григорьев, Анатолий Никитин, Панита Лоцева, Олег Трифонов…Они проявляют себя в разных жанрах. Раньше Союз композиторов поддерживался партией, действовала система заказов. Но, несмотря на то, что ситуация изменилась, наши композиторы не перестают трудиться в серьезных жанрах».

Среди членов творческого союза – заслуженные деятели искусств и лауреаты государственных премий России и Чувашии, лауреаты Всероссийских конкурсов, доктора и кандидаты искусствоведения.

Заключение.

Известно, что искусства не очерчивают своих границ и не отвергают родства. Искусство изображения, искусство слова, музыка, совмещаясь, переплетаются в едином пространстве и участвуют в общем таинстве – поэтическом освоении мира. Хотелось бы, чтобы все люди как можно раньше ощутили эту глубинную связь. Это значило бы сделать нашу духовную жизнь более сложной, наполнить ее чувствами, без которых невозможно настоящее творчество.

Творчество Лолиты Чекушкиной многогранно: Она пять раз становилась победителем Республиканского конкурса театрального искусства «Чнтрл чаршав» («Узорчатый занавес») в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля». Своеобразный рекорд среди наших театральных лауреатов. Её произведения звучат в концертных залах филармонии и музыкальных учебных заведений Чувашии и Приуралья и съездах композиторов, входят в программы детских музыкальных школ и детских школ искусств, средних специальных и высших учебных заведений республики.

Её творчество выражается и на педагогическом поприще. Работала много лет в Новочебоксарской Детской школе искусств на теоретическом отделении, являлась инициатором новых творческих идей и замыслов, позволяющих внедрять прогрессивные методики в учебный образовательный процесс.

Ею создана учебно-образовательная программа по музыкальной грамоте для учащихся хореографического отделения. С большим желанием и энтузиазмом дети посещают предмет «Творческое музицирование». Здесь они обучаются основам гармонизации мелодий и подбору по слуху на фортепиано и синтезаторе.

Одарённые дети занимаются в классе композиции у Лолиты Васильевны и неоднократно занимают призовые места в номинации «Композиция», «Аранжировка» на региональных и городских конкурсах.

В 2011 году Чекушкина Лолита Васильевна удостоена почётного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики».

Музыка Л. В. Чекушкиной ярко национальна. На основе чувашского фольклора ею созданы такие значительные произведения, как:

1. Три обработки для смешанного хора (Хороводная, Свадебная, Поминальная) - 1987 г.

2. Две инструментальные пьесы для ансамбля народных инструментов – «Сплетницы» и «Соперники» - 2001 г.

3. Вокально-хореографическая композиция «Под звуки свирели» - 2001 г.

4. Около двадцати обработок для тенора и синтезатора - 2005 г.

5. Сюита для мужского хора «Сар кун» (В стране предков) -2005 г.

6. «Нимене» для смешанного хора и симфонического оркестра -2008 г.

7. Вокально-хореографическая композиция «Сурхури», выигравщая Грант Президента Чувашской Республики - 2008 г.

8. Пять пьес для фортепиано – 2008 г.

9. Цикл «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова» - 2002 г.

Из рецензии о сборнике «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова» - Чебоксары, 2004 г.

Марк Зиновьевич Хазанзун

Заслуженный работник культуры Чувашской Республики, преподаватель Чебоксарского музыкального училища им. Ф. П. Павлова.

«… В основе цикла лежит принцип контрастного чередования - пейзажные зарисовки сменяются лирическими откровениями, раскрывающими мир личностных переживаний и ощущений и жанровыми картинками, привлекающими свежестью и непосредственностью. …Пьесы поражают яркостью, зрительностью передачи образа народных танцевальных сцен.

…Музыкальный язык Л. В. Чекушкиной отличается мелодичностью, гармоническими «изюминками», гибкой и разнообразной метроритмической основой, колоритным звучанием пентатонического народного лада, многообразием фактурных «находок» и полифонических «подпевок». Во всех произведениях ощущается индивидуальная манера письма, своеобразный почерк талантливого композитора…»

Из интервью:

Успех как-то влияет на вдохновение?

К хорошему быстро привыкаешь, но не буду лукавить. Меня больше стимулирует творческая злость. У меня нет такого, чтобы я сложила лапки и сказала, что сдаюсь. Да и работа у композитора практически закулисная. Мы не столь публичны, как, например, актеры, и поэтому успех всегда приятен. А что касается вдохновения… Как говорится, «не надо ждать у моря погоды», нужно просто работать и творить.

4. Литература и сайты:

1. Ильгачева, Р. И. Чувашские народные песни для детей : методическое пособие для классной и внеклассной работы / Р. И. Ильгачева. – Чебоксары, Чувашское книжное

изддательство, 2008. – с. 4

2. «Культура чувашского края», ч. I - учебное пособие, Чебоксары,

Чувашское книжное издательство, 1994 г., с. 259-260

3. Фото учителей - http://maksimov-school.ucoz.ru/photo Чебоксары

4. Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. П. Павлова, http://www.muzuch.ru/

5. Чувашская энциклопедия - http://enc.cap.ru/?t=publ&lnk=288

6. Международный балетный фестиваль - http://gov.cap.ru//home/chuv_culture/balet_v_chuv_gl1.html

7. .http://www.regnum.ru/news/900187.html#ixzz1YLG2ekKY

8. Фото - www.archives21.ru -фото.

9. Официальный портал органов власти Чувашии -

http://www.cheboksary.ru/?action=view&date=20092010&chapt=culturen&num=1

10. http://www.cheb.ru/news.htm?act=news&view=37494

11. Фото и интервью с Казаковым Николаем Ниловичем - http://mosentesh2.ucoz.ru/publ/nikolaj_kazakov_quotnado_podderzhivat_silnykhquot/1-1-0-468

12. Сборник «Пьесы для фортепиано на темы Гаврила Фёдорова» - Чебоксары, 2004 г.

Порсьба выделить нужную ссылку, открыть правой стороной мыши Контекстное меню и выбрать "Перейти по ссылке" или скопировать ссылку и вставить в Поиск. Благодарю за понимание!

Публикации по теме:

Использование чувашского фольклора в музыкальном развитии дошкольников Аннотация: Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значительный фактор.

Исследовательский проект «Молоко» Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему составу и биологическим свойствам занимает исключительное.

Исследовательский проект «Выращивание лука» Краткосрочный проект «Выращивание лука» (вторая младшая группа) Актуальность проблемы: дети младшего дошкольного возраста в недостаточной.

Исследовательский проект «Проращиваем фасоль» .

Исследовательский проект «Мой питомец» Исследовательский проект. Тема: «Мой питомец». Цель работы: изучить особенности поведения и повадки моего кота. Задачи: 1. Исследовать.

Исследовательский проект в ДОУ. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Телефон» Воспитатель Зайцева Наталья Ивановна Вид проекта -  Исследовательско-познавательный, эксперимент Участники - Воспитатель, дети Продолжительность.

Музей известного татарского композитора Салиха СайдашеваМузей известного татарского композитора Салиха Сайдашева Музей известному татарскому композитору Салиху Сайдашеву открыт в деревне Ибря 30 ноября 1990 года в честь его 90-летия. По словам родственников,.

Отчет о работе чувашского фольклорного кружка «Хевель сутты» Кружок «Хевель сутты» («Солнечные лучики») МДОУ «Ундоровский детский сад «Солнышко»Руководители: Запольских Т. Б. Мрелькина Н. В. Главная.

Сценарий развлечения с включением чувашского этнокультурного компонента «Осенний праздник» Оформление зала: декорация деревенской избы, стол, скамейка, покрытая домотканной дорожкой, дерево (клён, на которой висят шишки с загадками.

Исследовательский проект «Эксперименты с водой»Исследовательский проект «Эксперименты с водой» В рамках информационно-исследовательского проекта " Поможем воде стать чистой" ребята подготовительной группы провели ряд экспериментов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Творчество чувашского композитора Л. В. Чекушкиной»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 14:20
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД