Твори, исследуй, пробуй!

Германова Любовь
Твори, исследуй, пробуй!

Твори, исследуй, пробуй.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает новый аспект проблемы обучения и развития. Одно из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психологического развития дошкольников, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Новые впечатления и новые знания являются мощным стимулом психологической деятельности на протяжении всей жизни человека. Наличие у детей потребности к получению новых знаний очень рано ведёт к тому, что весь их опыт, полученный в процессе жизни и деятельности, делится на две неравные части:

1. Представления и знания о хорошо известных предметах и явлениях действительности (бытовых, природных и т. д.)

2. Новые представления и знания, формируемых стихийно в процессе самостоятельного ознакомления детей с неизвестными предметами их свойствами.

Эти знания тесно связаны с познавательной потребностью дошкольников, и эти новые знания качественно отличаются от других и занимают по отношению к ним доминантное положение. В качестве основного вида ориентировочного-исследовательской деятельности детей Н. Н. Поддьяков выделил деятельность экспериментирование - истинно детскую деятельности, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

В деятельности экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

На основе исследований, или стихийного экспериментирования с различными объектами у детей инстинктивно усложняются и развиваются действия по изучению и преобразованию этих объектов. Знания, полученные на специальных занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования.

У нас в группе детям очень нравиться заниматься разного вида экспериментированием и исследованиями, ведь они сами принимают в них активное участие.

Начали мы проводить наблюдения и эксперименты с самого удивительного вещества на земле – воды.

Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой обычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Познакомить с различным состоянием воды в природе, научить видеть красоту природы. С интересом, по своей инициативе, творчески создавать образы воды в разное время года (ручейки весной, реки и моря летом, дождь и лужи осенью, снежинки, снеговики, снежный покров зимой.)

Прежде чем проводить опыт или эксперимент, я часто предлагаю детям нарисовать, что должно получиться в конечном результате. Это развивает у детей воображение, заставляет их думать, делать свои выводы, размышлять. Например, такой простой опыт с водой, выяснить, что она жидкость. Переливая её в посуду разной формы, вода принимает форму этого сосуда. Значит вода жидкость.

Взяли песок. Пересыпали его из формочки в формочку, песок тоже меняет форму. Это тоже жидкость?

Опрокинем стакан с водой на землю. Только вылили на землю – её уже нет. Вода – жидкость.

Песок - сыпучий лежит себе кучкой и ни куда не исчезает.

Выясняем с помощью опытов:

1. Какого цвета вода?

2. Какого цвета молоко?

3. Почему на дне океана темно?

4. Всегда ли вода прозрачная?

Выйдя на улицу летом после дождя, наблюдаем за лужами, в солнечный день они быстро высыхают, куда же девается вода? Проводим эксперимент в группе, наливаем в тарелочку воды, накрываем крышкой и ставим на солнышко. Наблюдаем за испарением воды (круговорот воды в природе).

Пар – это тоже вода, но в другом состоянии. Налили в термос горячей воды, приготовили зеркальце, вначале дети потрогали его сухое, затем его поместили над термосом. Что появилось на его поверхности? Дети снова потрогали зеркальце, что произошло? Зеркальце стало влажным потому, что пар, выходящий из термоса, превратился в воду. Был задан вопрос, почему в чайник нельзя наливать воду до краёв, ставя его кипятить? Провели опыт. Приготовили небольшой пузырёчек, до краёв наполнили его холодной водой, вставили пластмассовую трубочку и горлышко залепили пластилином. (Зарисовали.) Затем осторожно погрузили пузырёк в ёмкость с горячей водой. Понаблюдали, зарисовали. А затем зарисовали, когда вода остыла. Ребята сами увидели и сделали вывод, почему чайник нельзя наливать полным, вода увеличивается в объёме и выплеснется из чайника.

Проводили опрос, какие материалы плавают в воде? Потом, выбирая разные материалы, ребята сами проверяли и делали вывод. Предлагались разные кораблики, которые дети запускали в ёмкость с водой, какие из них будут плавать, а какие нет. Плавают и не намокают только деревянные и пластиковые кораблики, значит, эти материалы хорошо подходят для изготовления корабликов. Кораблик из бумаги некоторое время держится на воде, а потом намокает и тонет.

Интересный был проведён опыт, пьют ли растения воду? Были взяты несколько цветов хризантем белого цвета и разместили их в воду, в которой был разведён пищевой краситель, один цветок, контрольный, был поставлен в чистую воду. Через несколько дней цветы начали окрашиваться, через две недели цветы были довольно заметно окрашены. Дети сделали вывод, что растения пьют воду, но так же был сделан ещё один вывод, что всем, а так же и растениям, нужна чистая вода, так как растения в подкрашенной воде стали вялыми, а в чистой воде цветок стоял свежий красивый.

Чистая вода нужна не только растениям, но и всему живому. Вот, например сахар растворяется в воде, а мусор, который мы бросаем в воду, не растворяется, а остаётся в воде и мешает людям и животным, живущим в воде. Значит, мы должны соблюдать определённые правила и не бросать ничего в водоёмы.

Зимой проводим наблюдения и эксперименты со снегом и льдом. Рассматриваем красоту снежинок, поймав их на варежку. А после прогулки в группе попытаться вспомнить рисунки снежинок и зарисовать их (развивает внимание, память). Многие дети поесть снег и полизать сосульки, такие вкусные и аппетитные. В чистое ведро дети набирают самый чистый снег, а в другое самые прозрачные сосульки, приносят в группу, накрывают чистой салфеткой, ставят в тёплое место. Что же обнаруживают потом? В ведёрках мутная вода, а по краям грязная каёмка. Пить такую воду, почему-то никто не захотел. Принести немного снега в банке, положить в снег термометр, посмотреть, где находится его столбик. Наблюдение за таянием снега и движением столбика термометра. А также провели эксперимент на улице, измеряли температуру под снегом и наверху снега. И выяснили, почему под снегом трава зелёная. Дети сами доказали, что под снегом теплее.

Интересное наблюдение за ростом сосулек, но наблюдать за ними на улице холодно и долго. Мы провели такой опыт в группе. Налили в две бутылки воды, растворили в них по две столовые ложки соды и протянули из бутылки в бутылку шерстяную нитку. Нитка намокала и по мере испарения на ней воды, на нитке начинала кристаллизоваться сода, постепенно нарастая, они начинают образовывать сосульки. Наблюдая за замёрзшими лужами, измеряем толщину льда, можно провести беседу о безопасности на реке и озере, связанную с толщиной льда.

Проводя экспериментирование, дети учатся не только наблюдать, но и делать выводы. Учатся доказывать свои умозаключения. Я заметила, что после того, как мы стали в группе заниматься экспериментированием, у детей расширился кругозор, стало возникать больше вопросов на которые, что очень важно, они пытались найти ответы сами. Ребята стали более внимательны и любознательны, стараться доводить начатое дело до конца. Увеличился их словарный запас, происходит обогащение речевого общения. Дети стали привлекать родителей к экспериментам дома, а потом с удовольствием рассказывали о своих успехах в саду.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Твори, исследуй, пробуй!
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 10:26
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...