МААМ-картинки

Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»

Кузьменко Анна Петровна
Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»

Опыт работы по формированию экологического образования дошкольников посредством проектной деятельности.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Публикация «Участие в областном форуме „Образование Прибайкалья 2014“» размещена в разделах

Приоритетной деятельностью нашего дошкольного учреждения является эколого-оздоровительное направлением. Для реализации эколого-оздоровительного подхода в дошкольном учреждении разработана программа «Детский сад – территория здоровья», направленная на формирование предпосылок экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В воспитании у детей экологической культуры используем разнообразные формы и методы работы: беседы, наблюдения, интегрированные занятия, экскурсии, трудовую деятельность, праздники и развлечения, экологические игры и др. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Внедрению полного цикла экологического воспитания способствует реализация проектов в этом направлении. Экологические проекты побуждают дошкольников к поиску новых идей, объединяют работу всех участников образовательного процесса и способствуют созданию творческой атмосферы в учреждении.

В нашем детском саду детские исследовательские проекты практикуются не первый год. Один из таких проектов я хотела бы представить вашему вниманию.

Мной был разработан долгосрочный межсемейный проект «Наш дом – природа» сроком реализации на 3 года, цель которого - изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование у них осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы. Для реализации данного проекта мною были намечены следующие задачи:

1. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.

Участниками проекта были :

- дети разновозрастных групп,

- педагоги,

- родители воспитанников.

Мною предполагалось, что:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. Воспитанники будут бережно относиться к ней, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Дети узнают значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы, их свойства.

5. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

6. Научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада и огорода (рыхление, полив, прополка).

7. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.

8. Экологическое просвещение родителей и приобщение их к проектной деятельности даст положительный результат в экологическом воспитании дошкольников.

Проект включал три основных этапа:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.

В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания детей.

2-й — основной. На этом этапе дети совместно с родителями участвовали в различных мероприятиях: были проведены смотры – конкурсы: «Овощной калейдоскоп», «Сочиняем сказку вместе», «Лесные забавы», «Фестиваль кормушек»; макеты условий для животных в разных климатических условиях; смотр семейных фотогазет; экскурсии в природу; праздники: «Кружева осеннего леса», «Берегите Землю», «Мы – друзья природы», «День рождение Земли»; КВН «Берегите природу»; игра «Экологический час»; викторина «В природе все взаимосвязано».

В летний период дети совместно с педагогами осуществляли посадку цветов в клумбах, овощей в огороде и уход за ними.

Ежемесячно под моим руководством выпускалась экологическая газета под названием «Прикоснись к природе сердцем». В ней участники проекта представляли свои материалы в таких разделах как: «Фантазии природы» (пословицы и поговорки, «Малышок» (стихотворения и загадки, «Уроки для родителей» (советы, памятки, «Экологические мероприятия».

3-й этап - обобщающий. На этом этапе мною была представлена презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании, подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.

Нами отмечено, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Кузьменко А. П., воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №16» г. Зимы.

Публикации по теме:

Осенний праздник в средней группеОсенний праздник в средней группе В МКДОУ "Калачеевский детский сад№1 общеразвивающего вида" прошли осенние праздники. В среднюю группу на праздник приходил Старичок-Лесовичок. Особой.

Проект «Птицы — наши друзья!» Подготовительная группа Тип проекта: информационно – практикоориентированный Вид проекта: групповой Цель: закрепление представлений детей о знакомых птицах, их.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»
Опубликовано: 21 мая 2014 в 16:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД