МААМ-картинки

Учебная программа элективного курса «Графика» (9 класс)

Ольга Ивановна Горбачева
Учебная программа элективного курса «Графика» (9 класс)

Цель практических занятий графикой в девятом классе - совершенствование навыков художественной деятельности является одним из предметов предпрофильного обучения. В процессе обучения совершенствуются следующие навыки:

- развитие художественно-образного восприятия, наблюдения и оценки объектов действительности;

- осознанный выбор мотивов изображения;

- посильное самостоятельное оформление жизненных впечатлений в виде художественно значимых работ в материале – композиций, рисунков, этюдов.

Публикация «Учебная программа элективного курса „Графика“ (9 класс)» размещена в разделах

Овладение специфическими художественными средствами изображения развивает и обогащает образное восприятие окружающего мира, побуждает учащихся искать средства, позволяющие воплотить образы действительности в соответствующую художественную форму.

Процесс обучения навыкам изображения должен быть построен как процесс творческий. Творчество не выносится за рамки учебного процесса как некий особый род деятельности, противопоставленный обучению, но является результатом осуществления целостного учебно-воспитательного процесса, результатом выполнения школьниками всей совокупности учебных задач. Уровнем овладения навыками целостной художественной деятельности определяется уровень художественно- творческого развития учащихся, которое достигается только посредством серьёзной и вдумчивой работы по всем направлениям художественной деятельности.

Слово «графика» - производное от греческого «графо», переводимое на русский язык как «черчу», «пишу», «рисую».

Древнегреческий художник пользовался остроконечной палочкой, тростниковым пером или кистью. Вдавливая палочку в сырую глиняную поверхность сосуда, он очерчивал контур фигур, затем сплошь покрывал их черным лаком, а после обжига процарапывал контур мелких деталей. В другом случае он наносил контур пером или тонкой кистью, после чего закрашивал фон черным лаком. В результате возникали убедительные своей похожестью и красотой изображения людей, животных, вещей.

Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами графики. С помощью этих средств можно не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния, а равно и отвлеченные понятия. Умело, распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ.

Графика – действенный инструмент познания и отражения жизни, воспитания широких масс и приобщения их к достижениям искусства и культуры. В силу доступности материально-изобразительных средств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка произведения графики получили массовое распространение.

Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в процессе исторического развития сложились отдельные виды и жанры графики: станковая, книжная, плакат, промышленная, газетно-журнальная, учебно-оформительская и др.

Искусство графики – гармония черного и белого: линий, пятен, силуэтов, передающих красоту природы и человека.

В практической работе с учащимися раскрываются основные средства художественной выразительности в различных сочетаниях и применяются в зависимости от содержания и задач творческой работы.

Совершенствуется и усложняется эмоционально-ценностное восприятие произведений художественной культуры, продолжается познание и освоение художественно-образного языка искусства, обогащается представление о художественном образе.

В практической работе с учащимися углубляются представления о богатстве и своеобразии выразительных средств разных видов художественного творчества.

Знакомство с графикой как искусством рисунка, в основе которого лежит линия, штрих, силуэт.

Материалы для графики – белая бумага, графитный и цветные карандаши, уголь, фломастер, тушь. Выразительный язык графики складывается из сочетания белого и черного (часто цветного).

Развитие умения видеть линии в окружающей действительности, замечать, как пользуются линией художники.

Силуэт плавный, округлых очертаний, текучий. Силуэт угловатый, жесткий. Силуэт, края которого образованы частями геометрических фигур. Силуэт природных форм. Силуэт, горизонтально и вертикально ориентированный. Соответствие движения силуэта и формата. Способы получения абстрактного силуэта в различных художественных материалах и техниках. Абстрактный силуэт и технический прием.

Представление о роли рисунка в разных видах изобразительного искусства (графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, скульптуре). Превращение линий в изображение: линия-контур замкнутый, разомкнутый, линия, складывающаяся в штриховку, линия, угадывающая форму изображаемой поверхности (спиралеобразная, дугообразная и т. д.). Зависимость характера линий от изобразительных задач: белые штрихи на черном фоне, черные – на белом; четкие и рыхлые штрихи; тонкие или широкие (в передаче мягких складок материи, блеск стекла, пушистого снега и т. д.).

Роль силуэта в различных видах изобразительного искусства. Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет; «вырезанка» и т. д.). Характер силуэта в передаче противоположных (контрастных) или сближенных (нюансных) образов. Передача объема предметов на плоскости листа – одно из условий реалистического искусства.

Передача светотенью красоты природы, прозрачности воздуха. Наблюдение светотеневых эффектов в произведениях мастеров графики (портрет, пейзаж, Изображение объемности предметов с помощью света и тени в графике, натюрморт).

Предлагаемый курс графики рассчитан на обучение в 9 классе по 1 часу в неделю.

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

- эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

- обучать основам рисования с натуры, по памяти, по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;

- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.

Содержание курса «Графика» составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.

Следует помнить, что рекомендуемые в программе учебные задания, темы являются примерными. Поэтому учитель, творчески подходя к программе, её содержанию, должен по своей инициативе выбирать темы заданий и рекомендовать ребятам количество учебного времени на каждое задание, их последовательность, художественно-изобразительный материал. Особое внимание при этом уделяется индивидуальным особенностям каждого учащегося, его эстетическим потребностям, склонностям и направленности художественных интересов.

Как правило, выполнению графических изображений предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога – предварительные наблюдения, сбор иллюстрационного материала, выполнение набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами. Для поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности следует предоставить им как можно больше свободы в выборе конкретной художественной техники.

Значительный эффект дает и сравнение композиционных приемов, используемых разными учащимися.

Большое внимание уделяется ознакомлению школьников с различными художественными материалами и обучению работы с ними.

Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, фломастер, пастель, акварель, тушь, перо, сангина, соус, цветная бумага – со всеми этими материалами ребята уже знакомы. Постепенно они начинают предпочитать некоторые из этих материалов, у них развивается индивидуальный вкус и формируется свой индивидуальный художественно- образный язык. Однако ряд заданий должны выполняться всеми школьниками одними и теми же материалами. Это необходимо для того, чтобы на практике познакомится со спецификой всех художественных материалов.

Для поощрения творчества учащихся следует, как можно чаще проводить конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки (за полугодие, за год, а также выставки репродукций рисунков художников. Чтобы эти выставки превратились в настоящий праздник, необходимы хорошие предварительная организация и само проведение выставки. Красочное объявление, призы за лучшие рисунки, торжественное открытие и закрытие выставки, приглашение учителей других предметов, родителей – все это незабываемо действует на ребят, вызывает у них неподдельный интерес.

Большой учебно-воспитательный эффект дают и вечера, лекции, посвященные творчеству художников, встречи с художниками, посещение их мастерских, экскурсии в художественные и краеведческие музеи, на выставки.

К станковой графике относят такие графические произведения, которые выполняются на отдельных листах бумаги и приобретают самостоятельное значение. По содержанию станковая графика, как и другие виды изобразительного искусства, может быть представлена следующими жанрами: портретным, бытовым, историческим, или анималистическим, пейзажем, натюрмортом.

Охватывая широкий круг явлений жизни человеческого общества и природы, станковая графика способна оперативно откликаться на зов времени.

Книжная графика решает задачи оформления литературного произведения, его объяснения и дополнения наглядно зримыми образами в виде иллюстраций и декоративных элементов и шрифта.

Плакат – это художественное средство информации, агитации. Плакат представляет собой композицию из простого, ясно читаемого на расстоянии рисунка и короткой надписи-призыва.

Учебно-оформительская графика обслуживает учебно-воспитательный процесс. Ее всевозможные учебные таблицы, диаграммы, чертежи, графики, схемы, планы, карты, рисунки на классной доске – наглядные пособия помогают объяснить учебный материал и оживить его изложение.

Публикации по теме:

Графика в орнаментальном стилеГрафика в орнаментальном стиле Графика в орнаментальном стиле. Мое хобби- изображение каких -либо композиций с использованием не совсем обычного материала - гелевой ручки.

«Караван гусей» (графика). Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Караван гусей» (графика). Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе "Караван гусей"(графика).Изобразительная деятельность. Рисование. Подготовительная группа. Воспитатель по изобразительной деятельности: Королева.

Факультативный курс «Мир — прекрасное творение» Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное.

Интерактивный курс по обучению грамоте «Уроки с Весёлым звонком» Автор экспресс курса: Шарипова Е. А. г. Павлодар, 2013 год Предложенная автором система уроков содержит сюжетно-игровой сюжет на протяжении.

Курс краеведения «С чего начинается Родина?» Курс краеведения «С чего начинается Родина?» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников.

Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия»Рабочая учебная программа (Дополнительная образовательная деятельность) «Фантазия» Пояснительная записка Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Лего-гимнастика для ума» Пояснительная записка Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего.

Рабочая учебная программа по экологии. Региональный компонент. Средняя группа Цель: Формирование у детей навыков правильного поведения в природе, дать возможность почувствовать себя частью природы. Задачи: 1. Воспитывать.

Учебная рабочая программа по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет «Волшебная кисточка» Пояснительная записка Каждый ребенок любит изображать, используя карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин, разнообразный природный.

Учебный курс «Учимся беречь энергию» Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная программа элективного курса «Графика» (9 класс)
Опубликовано: 1 июля 2015 в 16:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД