Учебная программа по патриотическому воспитанию в младшей группе «Мой любимый край»

Марина Агафонова
Учебная программа по патриотическому воспитанию в младшей группе «Мой любимый край»

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Малосалаирский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Мой любимый край

учебная программа

для детей младшего дошкольного возраста

Агафонова Марина Леонидовна,

воспитатель МБДОУ Малосалаирский

детский сад комбинированного вида

«Солнышко»

Гурьевский район

2013

Содержание

Введение…. 3

Теоретические аспекты программы…. 4

Принципы и реализация программы…. 5

Заключение…. 6

Литература…. 7

Приложения

Учебно – тематический план программы «Мой любимый

край для младшей группы….8

Содержание учебной программы «Мой

любимый край…. …. 9

Перечень ключевых слов…. 12

Контрольные материалы…. 13

Ключи к контрольным материалам….15

Введение

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций. У них равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю, недостаточно нравственно – патриотическое воспитание в семье. Заложить нравственные основы, которые сделают ребенка более устойчивым к нежелательным влияниям, учить его правилам общения и умению жить среди людей – эти идеи стали истоками создания программы по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ для младших дошкольников «Мой любимый край».

Главной целью программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно – патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в ДОУ на основе обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно – исторических материалов.

Применение программы в практической деятельности способствует решению задач:

- формирование эстетически развитой личности;

- воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной

улице, селу; желания беречь природу и защищать ее;

уважительного отношения к защитникам Отечества;

- развитие интереса к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

- совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников;

- помощь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

Теоретические аспекты программы

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Да, дошкольникам доступно чувство любви к родному селу, природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Любовь к Родине у маленького дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, селу. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

Патриотизм – понятие ёмкое. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс длительный и сложный, который требует большой личной убеждённости и вдохновения взрослого.

Как мы уже говорили, любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо сформировать педагогу в процессе работы с дошкольниками. Однако, на протяжении длительного времени эта задача решалась скорее формально, отсутствовала система работы в данном направлении.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и общественных отношений. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от

родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит в детском саду и дома.

Также нужно учитывать, что воспитывать любовь к Родине, своему родному селу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Принципы и реализация программы

В основу программы положены важные принципы системы российского образования:

- профессиональная компетентность педагога, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии его с ребенком;

- сочетание научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

- взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности как главный принцип формирования творчески активной личности ребенка.

Основой данной программы стала «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а также «Система патриотического воспитания в ДОУ» Е. Ю. Александровой.

Для работы используются наиболее интересные формы работы - прогулки, экскурсии с участием родителей, интегрированные занятия, рассматривание иллюстраций, картин, а также конкурсы и развлечения совместно с родителями.

Рассчитана на детей 2 – 3 лет. Программа «Мой любимый край» общим объёмом 18 часов изучается в течение 1 года.

Главным условием реализации программы является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс.

Заключение

В результате прохождения программы «Мой любимый край» дошкольники будут иметь представления о

- своём доме, селе;

- достопримечательностях и развитии своего села;

- природе родного края;

знать:

-домашний адрес;

- имена членов своей семьи, персонала группы;

- название своего села, улицы, на которой живёт;

- природу Гурьевского района, ее флору и фауну;

- участников Великой отечественной войны;

- государственные праздники (День защитников Отечества,9 Мая);

уметь:

- свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом, детский сад, помещения своей группы;

- различать деревья и кустарники: ель, берёзу, рябину, клён, черёмуху, сирень, а также животных своего района: зайца, медведя, лису, ежа, волка, белку, лося.

Программа состоит из трёх разделов:

1.«Мой дом – моя семья».

2.«Природа моего края».

3.«Защитники Отечества».

Список литературы

1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст]: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 203с.

2. Сборник Наше село на счастье дано [Текст] /сост. С. Е. Евдокимов. - Гурьевский район, 2008. – 72с.

3. Кондрыкина, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию / Л. А. Кондрыкина. - Москва: Сфера. - 2011.- 192 с.

Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. - Москва: Мозаика – Синтез: ТЦ Сфера. – 20010.- 168 с.

4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений [Текст] / О. А. Соломенникова. - Москва: Мозаика – Синтез. – 2009. – 48 с.

5. Теплюк С. Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада [Текст]: программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк. - Москва: Мозаика – Синтез. – 212. – 144 с.

6. Школьник Ю. К. Развитие речи. [Текст]: Наглядное пособие / Ю. К. Школьник. -Москва: Эксмо. – 2002. - 80 с.

Учебно-тематический план программы

«Мой любимый край»

для младшей разновозрастной группы

№ п/п Наименование разделов и тем программ Всего часов Форма контроля

Раздел 1. Мой дом – моя семья

1.1. Путешествие по группе, участку детского сада 2

Беседа по вопросам, работа с фотографиями.

1.2. Моя семья 3

1.3. Моё село 3

Итого по разделу 8

Раздел 2. Природа моего края

2.1. Животные 2

Тесты, рисование

2.2. Растения 2

Итого по разделу 4

Раздел 3. Защитники Отечества

3.1. Солдаты 1

Беседа по вопросам,

рисование

3.2. Моряки 1

3.3. Лётчики 1

3.4. Наша Армия 3

Итого по разделу 6

Всего

18

Содержание программы «Мой любимый край»

Раздел 1

Мой дом – моя семья

Тема 1.1. Путешествие по группе, по участку детского сада.

Знакомство детей с детским садом, с участком детского сада.

Совершенствование умения свободно ориентироваться в

помещении и на участке детского сада.

Тема 1.2. Моя семья.

Формирование понятия «семья», о родственных отношениях.

Тема 1.3. Моё село.

Формирование понятий село, я – селянин, улица, домашний адрес.

Раздел 2

Природа моего края

Тема 2.1. Животные моего края.

Представление о животных нашего края.

Тема 2.2. Деревья и кустарники.

Представление о растениях нашего края, определение понятий

дерево, куст. Развивать желание эмоционально откликаться на

красоту окружающей природы и формировать доброжелательное

отношение к ней.

Раздел 3

Защитники Отечества

Тема 3.1. Солдаты.

Понятие солдат. Дать представление о месте службы, какая форма.

Тема 3.2. Моряки.

Понятие моряк. Дать представление о том, где служит, какая форма

у моряка.

Тема 3.3. Лётчики.

Понятие лётчик. Дать представление о месте его службы, форме,

зачем лётчику шлем.

Тема 3.4. Наша армия.

Понятие об армии, представление о государственных праздниках,

доступных детскому пониманию.

Перечень ключевых слов

1. Гражданственность

2. Дерево

3. Достопримечательность

4. Защитник

5. Патриотизм

6. Семья

7. Село

8. Селянин

9. Страна

10. Улица

Контрольные материалы

Раздел 1. Мой дом – моя семья

1. Как называется комната, где мы умываемся, играем, спим?

2. Как звать твою маму, твоего папу, бабушку, дедушку?

3. У тебя есть брат, сестра? Как зовут? Он большой или маленький?

4. Как называется наше село?

5. Покажи на фотографии детский сад, школу, Дом Культуры, магазин.

Раздел 2. Природа моего края

Найди лишнее.

1. Белка

2. Волк

3. Заяц

4. Лев

1. Медведь

2.Ёж

3. Лиса

4. Слон

1. Ель

2. Берёза

3. Сосна

4. Одуванчик

1. Рябина

2. Черёмуха

3. Сирень

4. Берёза

1. Ель

2. Сосна

3. Клён

4. Ромашка

Дидактическая игра «Найди такой же листок»

Рисование «Деревья на нашем участке», ветки рябины.

Раздел 3. Защитники Отечества

1. Каких воинов Российской армии ты знаешь?

2. Какой великий праздник отмечает наша страна и все мы 9 мая?

3. Видел по телевизору праздничный парад? Что ты увидел на параде?

4. Видел праздничный салют? Какой он?

5. На кого бы ты хотел быть похож? Почему?

Ключи к контрольным материалам

Раздел 1. 1. Умывальная комната, группа, спальня

5. Малая Салаирка

Раздел 2. 1. Лев

2. Слон

3. Одуванчик

4. Берёза

5. Ромашка

Раздел 3. 1. Солдат, моряк, лётчик.

2. День Победы

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Учебная программа по патриотическому воспитанию в младшей группе «Мой любимый край»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 14:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...