МААМ-картинки

Учебная рабочая программа по области «Познание» для второй младшей группы

Ольга Мамонтова
Учебная рабочая программа по области «Познание» для второй младшей группы

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Способности можно разделить на две большие группы. Первая группа относится к сфере познания действительности. Это способности позволяющие ребенку с помощью моделей, схем выявить наиболее значимые для решения за наглядные, объективно существующие связи между предметами или частями предметов, обобщить свой познавательный опыт. Вторая группа способностей относится к сфере выражения отношения к действительности и позволяет ребенку проявить с помощью символических средств. Символические средства дают возможность ребенку обобщить и выразить свой эмоционально- познавательный опыт. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Центральными задачами развития способностей детей во второй младшей группе является освоение ими способов ориентировки в действительности, направленных на выделение ее отдельных сторон, признаков и сфер. Развитие художественных способностей наряду с развитием общих творческих способностей основывается на освоении специфических средств художественных видов деятельности.

Публикация «Учебная рабочая программа по области „Познание“ для второй младшей группы» размещена в разделах

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :

1. «Развитие» программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений им. Л. А. Венгера, Издание 2-е, исправленное и дополненное. Под ред. О. М. Дьяченко г. Москва, 2002.-96с. (80%)

2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. Проводится вне занятий. (20%)

Организация обучения.

Программа рассчитана на 3 занятия в месяц, длительностью 15 минут каждое.

Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.

Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года.

Цель программы : программа ставит перед собой цель:

развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Развитие общих сенсорных способностей, использование сенсорных эталонов, формы и величины, а также способности к их использованию при соотнесении со свойствами реальных предметов.

2. Ознакомление детей со свойствами строительного материала и построением из него простейших моделей реальных объектов.

3. Развитие у детей представлений об окружающем мире и о себе.

4. Познакомить детей с различными сферами действительности, такими как нерукотворный мир (живая и неживая природа, рукотворный мир (предметная среда, мир людей и человеческих отношений «я сам»

5. Учить детей правильно использовать предметы быта.

6. Формировать понятие семья, близкие родственники.

7. Уметь называть свое имя, фамилию; имя и отчество воспитателя, помошника воспитателя.

8. Знакомить детей с нашей страной – Россией, родным селом.

Развивающие:

1. Развитие познавательных и творческих способностей.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об элементарных явлениях окружающей природы.

1. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

2. Развивать глазомер.

3. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.

4. Развитие эмоциональной отзывчивости через проживание.

5. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;

6. Развитие внимания, наблюдательности;

Воспитательные:

1. Формировать бережное, гуманное отношение к рукотворному миру.

2. Воспитывать экологическую культуру ребенка.

3. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.

4. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.

5. Воспитывать культуру поведения, аккуратность, общительность

6. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.

7. Воспитывать чувство любви к родине, родному селу.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Познание»

1. «Развитие» : программа нового поколения для ДОУ. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : «Издательсто ГНОМ и Д», 2002

2. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада (раздел «Сенсорное воспитание», раздел «Конструирование», раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.

3. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (раздел «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «Развитие представлений об окружающем мире и о себе») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.

4. «Человек, индивид, личность». Программа воспитания и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок»

5. Ермакова И. А. Поговори со мной мама! Развивающие занятия для малышей. – СПб. Издательский Дом «Литера», 2008.- 32 с. : ил. -(Серия «Первые шаги»).

6. 30 уроков для развития творческих способностей воображения /авт. – сост. И. А. Андреева. – Минск. : Соврем. Шк., 2007.- 32с. : ил.

• Игры на развитие познавательной сферы, познавательных психических процессов

1. Машталь О. Программа развития способностей ребенка 200 заданий, упражнений и игр – СПб: Наука и Техника, 2007. – 256с., ил. - (Саквояж эскулапа)

2. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

3. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. Комплекс наглядно- дидактических материалов для индивидуальных занятий. Учебный центр имени Л. А. Венгера ГНОМ и Д.

4. Психическое развитие ребенка. Упражнения и игры. СПб. : 1998 – 156с. ,

5. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр от рождения до 3 лет и старше – М. : Айрис – пресс, 2005 – 190с.

6. Обучалочка для детей 3-4 лет. Сборник развивающих заданий. М. : - 2006- 156с.

7. Дружинина М. В. Большая книга маленького «почемучки». – М. : Эксмо, 2011- 128с.

8. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с., илл.

9. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2004.- 152 с.

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЛАСТИ «Коммуникация»

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа включает в себя 2 раздела работы : развитие фонетико – фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов и развитие движений управление своими руками и пальцами. Первый раздел направлен на развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: Управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка. Сначала дети знакомятся со звуками окружающего мира, звуком как с отдельностью – вычленяют и распознают : металлические, деревянные, стеклянные и звуки отдельных музыкальных инструментов. Затем, подражая различным зверям и персонажам, они учатся правильно произносить гласные звуки. Речь воспитатель служит эталоном, образцом. Звукосочетание произносится не нормативно, гласный звук выделяется голосом. Дети в результате овладевают звуковым эталоном произнесения гласных звуков. Второй раздел направлен на развитие у детей возможности управлять своими руками и пальцами. Предлагаемые упражнения для рук и пальцев включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций служит основным материалом для решения программных задач. Развитие подражания происходит в общении и совместной деятельности взрослого и ребенка. Дети постепенно учатся координировать свои действия.

Данная программа является адаптированной, в основу ее положены программы :

1. «Развитие» программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений им. Л. А. Венгера, Издание 2-е, исправленное и дополненное. Под ред. О. М. Дьяченко г. Москва, 2002.-96с. (80%)

2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. Проводится вне занятий. (20%)

Организация обучения

Программа рассчитана на 2 занятия в месяц, длительностью 15 минут каждое.

Все занятия проводятся с подгруппами в 10- 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.

Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. К концу реализации программы диагностический анализ направлен, во- первых выявить уровень развития у детей трех лет звуковой культуре речи, артикуляционного аппарата, владение дикцией (четко и громко произносить гласные звуки, умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира. Педагогическая диагностика позволяет выяснить уровень развития произвольности движений – способность управлять своими руками и пальцами.

Цель программы : программа ставит перед собой цель:

овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грам-матического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диа-логической и монологической форм) в различных формах и видах детской дея-тельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Развитие у детей трех лет звуковой культуре речи, артикуляционного аппарата, владение дикцией (четко и громко произносить гласные звуки, умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира;

2. Развитие умение выделять звук как отдельность среди звуков окружающего мира;

3. Развитие движений управления своими руками и пальцами с точки зрения элементарной готовности руки к письму.

Развивающие:

1. Развивать правильное произношение заданного звука в словах;

2. Развивать зрительное и слуховое внимание;

3. Развитие внимания, наблюдательности.

4. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление;

5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.

Воспитательные:

1. Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.

2. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

3. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.

4. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.

5. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.

Программно-методическое обеспечение образовательной области «Коммуникация»

1. «Развитие» : программа нового поколения для ДОУ. Изд. 2-е, испр. и доп. /Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : «Издательсто ГНОМ и Д», 2002

2. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада (раздел «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.

3. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (раздел «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.

4. «Человек, индивид, личность». Программа воспитания и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок»

5. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи. Пособие для - Академия развития Холдинг, - 2003 – 73с. : ил. - (Вместе учимся играем).

6. Совершенствование речевой деятельности младшего школьника : Методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998.- 60с.

7. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2 изд., испр. И доп. – М. : просвещение, 1983. – 144 с., ил.

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые упражнения, 2 – ое издание дополненное. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001, - 16с.

Публикации по теме:

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Автор публикации:
Учебная рабочая программа по области «Познание» для второй младшей группы
Опубликовано: 26 марта 2013 в 18:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД