Получи документы

Учебно-методический материал «Программа элективного курса 9 класс «Я в профессии»

Анна Кодачигова
Учебно-методический материал «Программа элективного курса 9 класс «Я в профессии»

МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3»

Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора

Методическим советом МОУ «ССОШ №3» №___ от ___

протокол №___ от___

Рабочая учебная программа элективного курса

«Я в профессии»

9 класс

Составитель:

Кодачигова А. А.

педагог-психолог

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Публикация «Учебно-методический материал „Программа элективного курса 9 класс „Я в профессии“» размещена в разделах

Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.

Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.

Программа элективного курса «Я в профессии» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения подростков и старшеклассников. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели программы : оказать профессиональную поддержку обучающимся 9-х классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помочь им определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи программы :

1. развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;

2. выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;

3. обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

4. формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;

5. осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;

6. развитие навыков и умений обучающихся по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.

Программа курса «Твоя профессиональная карьера» разработана на основе программы Г. В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», а также программы учебного курса Смирновой Е. Е. «На пути к выбору профессии», Рогова Е. И. «Выбор профессии») и направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 9-х классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие. Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, тренинги, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.

В процессе обучения используется различный дидактический материал : презентации по темам курса, брошюры, раздаточный материал.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Большинство участников занятий по окончанию курса делают первоначальный профессиональный выбор. Для его закрепления психологу необходимо оказывать участникам следующую поддержку:

• расширить информационное пространство, то есть ознакомить со списком литературы, где можно найти материал о той или иной сфере трудовой деятельности, информацию об условиях поступления и обучения и требованиях к поступающим в образовательные учреждения;

• дать общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений;

• при необходимости организовать тренинговую группу на добровольной основе и работать в малых группах с целью повышения психологической готовности к выбору профессионального направления.

Если некоторые участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют, то с ними необходимо проводить индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и проводить коррекционную работу с подростками.

В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:

• уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);

профессиональные интересы и склонности, способности;

профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;

профессиональная мобильность;

классификация, типы и подтипы профессий;

• требования профессий к определенным качествам личности;

• личный профессиональный план;

виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;

• рынок труда;

• способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

• раскрывать психологические особенности своей личности;

• выявлять свои способности и профессиональные интересы;

• определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

• ориентироваться в типах и подтипах профессий;

• составлять личный профессиональный план и резюме;

• проектировать свою профессиональную карьеру.

Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: составление портфолио и написание резюме. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика (при его наличии) в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика.

Балльная оценка знаний обучающихся не производится.

Тематическое планирование элективного курса

«Твоя профессиональная карьера»

П/п Тема занятия Количество

часов Форма проведения

1 Вводное занятие. Методика «Я в профессии» 1 Практическое

2 Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе профессии 1 Практическое

3 Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 Лекционное. Практическое

4 Познавательные способности при выборе профессии : диагностика интеллектуальной сферы. 1 Лекционное. Практическое

5 Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности 1 Диагностика

6 Способности и профессиональная пригодность. 1 Лекционное. Практическое

7 Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности 1 Диагностика

8 Классификация профессий. Матрица профессионального выбора 1 Лекционное

Диагностика

9 Составление формулы профессии, анализ профессии 1 Лекционное

Практическое

10 Профессия и здоровье : требования и ограничения 1 Практика, тест

11-12 Пути получения профессионального образования (экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум) 2 Лекционное

13 Формы получения профессионального образования 1 Практическое

14 Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы. 1 Практика, тест

15 Тайм-менеджмент для жизни и профессии. 1 Игровое

16-17 Документальный фильм «Секрет» 2

18 «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха» 1 Игровое

19 Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте. 1 Лекционное

20 Изменения личности в профессии 1 Лекционное. Практическое

21 Профессионально-важные качества 1 Тренинговое

22 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе 1 Лекционное

23 Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план 1 Тренинговое

24 Психологические особенности публичного выступления 1 Лекционное

25 Тренинг развития коммуникативных навыков 1 Лекционное

26 Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников 1 Игровой урок

27 Ярмарка профессий (встреча с представителями центра занятости) 1 Практическое

28 Портфолио. Резюме.

29 Практическая работа: составление резюме. 1 Тренинговое

30 Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе. 1 Практическое

31 Тренинг личностного роста 1 Лекционное

32 Профориентационная игра «Работодатель». 1 Лекционное

33 Деловая игра «Свой бизнес» 1 Практическое

34 Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор) 1 Практическое, игровое

Итого: 34 часа

Ключевые понятия каждой темы занятия:

1 Вводное занятие. Методика «Я в профессии»

2 Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе

профессии

Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе. Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии. Профориентационные игры : «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок», «Федорино горе».

3 Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной

деятельности.

Типы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Профессиональное направление

4 Познавательные способности при выборе профессии : диагностика интеллектуальной

сферы.

5 Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности

Интересы, склонности, мотивы, потребности, методика Ясюковой «Мотивация

выбора профессии»

6 Способности и профессиональная пригодность.

Общие, специальные способности, способности к различным видам деятельности

7 Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности

8 Классификация профессий. Матрица профессионального выбора

Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма. Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.

9 Составление формулы профессии, анализ профессии.

Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.

10 Профессия и здоровье : требования и ограничения

11-12 Пути получения профессионального образования

Экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум,

13 Формы получения профессионального образования

ВУЗы, колледжи, техникумы, очная/заочная формы обучения, бюджетная/платная

основа

14 Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы.

Рассмотрение структуры профильного обучения (базовые, профильные, элективные

курсы, профили школ Сланцевского района

15 Тайм-менеджмент для жизни и профессии.

Планирование, управление временем

16-17 Документальный фильм «Секрет»

Визуализация своих планов, желаний

18 «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха»

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.

ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

19 Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.

Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации. Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.

20 Изменения личности в профессии

Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф. деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость

21 Профессионально-важные качества.

Профессионально-важные качества : специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств

22 Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план

Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.

23 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе

Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности (значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).

24 Психологические особенности публичного выступления

Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.

25 Тренинг развития коммуникативных навыков

26 Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников

Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании. Уловки мошенников

27 Ярмарка профессий

Встреча с представителями центра занятости

28 Портфолио. Резюме.

29 Практическая работа «Составление резюме»

30 Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе.

Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка.

31 Тренинг личностного роста

32 Профориентационная игра «Работодатель».

34 Деловая игра «Свой бизнес».

Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы (подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ).

34 Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор)

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам обучающихся

• дать обучающемуся знания о самом себе и научить его получать эти знания

• познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием

• совершенствовать коммуникативные навыки и умения

• познакомить с основами выбора профессии

Список использованных источников и литературы:

1. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч. ред. проф. Л. И. Вассермана – СПб. : Речь, 2010. – 192с.

2. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб. : Речь, 2003. – 655с.

3. Дик Н. Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.

4. Зуева Ф. А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.

5. Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время: Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40с.

6. Пономаренко Л. Н., Р. В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.

1. Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н. Н. Сабельниковой-Бегашвили, к. б. н. Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.

2. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991г.

3. Рогов Е. И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.

4. Савченко М. Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.

5. Смирнова Е. Е. На пути к выбору профессии, С-П. «КАРО» 2003г.

6. Столяренко Л. Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.

7. Фадеева Е. И. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М. ,ЦГЛ,2004.

8. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М. ,ТЦ «Сфера», 2005

9. https://metodkabi.net.ru/ Г. В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

Публикации по теме:

Новогодняя ёлочка из бросового материал. Мастер-классНовогодняя ёлочка из бросового материал. Мастер-класс Любит елочку народ Наряжать под Новый год. В каждом доме елка есть, Но такая только здесь! Скоро любимый всеми праздник Новый год. Готовятся.

Методический материал для проведения мониторинга уровня развития детей Аналитическая справка по результатам диагностики уровня развития способностей детей на основе танцевального искусства воспитанниками младшей.

Методический материал по изодеятельности к циклу «Осенние приметы» (часть 2) ВНИМАНИЕ! вторая публикация является продолжением первой, т. к. не получилось в одной загрузить все презентации. Добавлена вторая презентация.

Методический материал по подбору упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошокольного возраста Комплекс ЛФК во время ходьбы при плоскостопии у детей школьного возраста 1. Ходьба на носочках. 2. Ходьба на пяточках. 3. Ходьба вначале.

Программа проекта в средней группе «Профессии наших родителей» МКДОУ детский сад № 3 г. Приволжска Программа проекта в средней группе «Профессии наших родителей» Выполнила: воспитатель.

Программа элективного курса 8–9 класс «Моя профессия — моё будущее!» МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3» Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора Методическим советом МОУ.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса «Английский язык для завтрашних бизнес-руководителей» Рабочая программа элективного курса «Английский язык для завтрашних бизнес руководителей». для организации профильной подготовки учащихся.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Учебно-методический материал «Счастливое детство» «Счастливое детство» Ход занятия для старшей группы по теме «Права ребенка» Зал празднично украшен шарами и цветами. На подставке стоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-методический материал «Программа элективного курса 9 класс «Я в профессии»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 15:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД