Учебно-методическое логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики»

Анастасия Орлова
Учебно-методическое логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики»

Дорогие коллеги! Я начинающий логопед, для своих деток я придумала это пособие. Мне хотелось бы знать Ваше мнение о нем.

Учебно-методическое логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики»

Цель данного пособия - развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику детей с ОНР, воздействуя тем самым на речевые зоны головного мозга

2. Развивать все стороны речи детей в процессе выполнения заданий: фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую.

3. Развивать у детей внимание, память, наблюдательность, сообразительность, чувство ритма.

4. Развивать глазомер и координацию движений пальцев рук

5. Развивать сенсорные способности детей: закрепить знаний о цвете, размере и т. п.

6. Формировать пространственную координации, умение ориентироваться на плоскости.

7. Развивать зрительный, слуховой, и тактильный анализаторы.

8. Формировать умение планировать работу, оречевлять план работы и каждый ее этап.

9. Развивать творческое воображение, способность к вербальному фантазированию.

10. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

11. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, в частности языка и умения соотносить название упражнения с позицией языка и показом ее с помощью элемента пособия. («Веселый язычок»).

Таким образом, систематические занятия с данным пособием, не только развивают мелкую моторику детей с ОНР, но и повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к развитию познавательной и творческой активности ребенка, способствуют формированию психических процессов: внимания, мышления, памяти а так же непосредственно способствуют развитию речи детей. Кроме того кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Вид пособия

«Умелые ручки – ловкие пальчики» – объемное, эстетически оформленное, красочное пособие, которое представляет собой усеченный конус с 4 сторонами. На каждой из сторон пособия расположено поле с разными видами заданий. Каждая сторона пособия имеет свое название и возможности использования.

1 сторона – «Алиса краса – длинная коса» – представляет собой плоскостное изображение лица девочки с длинными волосами изготовленными из вязальных ниток. А кофточку девочки украшают разноцветные ленты.

2 сторона – «Летний день на дороге» - изображение машины, которая едет по дороге, над ней – небо с солнцем и облаками, перед машиной расположен светофор, на переднем плане – лужайка с цветами. Все круглые детали - колеса машины, фонари светофора, цветы, солнце, облака – разноцветные накручивающиеся пластиковые крышки разных размеров и цветов.

3 сторона «Фантазия» - представляет собой поле, разделенное на два сектора и изготовленное из бархатной бумаги на котором можно создать любую композицию с помощью ниток различной фактуры, цвета, длины.

4 сторона – «Цветочная композиция» - композиция, состоящая из многослойных элементов изображающих цветы, солнце, облака, бабочку, изготовленных из ткани различных цветов и пристёгивающихся к полю с помощью пуговиц.

Пособие имеет так же дополнительные элементы для самомассажа кистей (шары с различной фактурой поверхности):

- «Мякиш» - воздушный шарик с крахмалом и мукой внутри. - «Колючка» - шарик с аппликатором Кузнецова.

«Веселый язычок» - маленький воздушный шарик, наполненный крахмалом и мукой.

Эти элементы расположены сверху внутри пособия. Также там находится 2 дополнительных контейнера с лентами и вязальными нитками.

Требования к пособию

Пособие «Умелые ручки – ловкие пальчики» соответствует методическим, дидактическим и санитарно-гигиеническим требованиям, способствует решению программных задач в образовательных областях «Коммуникация», «Познание». «Социализация», решению коррекционных задач.

Использование пособия

Пособие может быть использовано в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми логопункта, его можно использовать в разных частях занятия.

Во время выполнения задания детьми, один ребенок может находиться в контакте с логопедом, а остальные выполняют задание самостоятельно. Поскольку пособие является ярким, красочным, каждый из его элементов носит сюжетный характер, у педагога есть возможность смены задания, перехода к другому игровому полю – оно вызывает живой интерес у детей – они с удовольствием выполняют задания логопеда, долго не утомляются.

1 сторона – «Алиса краса – длинная коса».

Дети учатся плести косички, делать хвостики. Вплетать ленты и завязывать банты. Выполняя задание по плетению косичек и завязыванию бантиков можно предложить ребенку в конце выполнения задания рассказать о том, что он делал, тем самым напрямую формируя у него умение логически правильно выстроить свой рассказ и использовать при этом различные грамматические конструкции. Спросить у ребенка о том, какие ленточки он использовал, в каком количестве. Какое имя может быть у девочки – назови девочку так, чтобы в имени был нужный (автоматизируемый) звук. Можно предложить составить описательный рассказ о том, какая она, используя как можно больше слов с автоматизируемым звуком (Р-радостная, задорная, красивая, очаровательная, озорная) Можно предложить ребенку проговорить чистоговорку или скороговорку с автоматизируемым звуком или с дифференцируемыми звуками во время выполнения задания на плетение или после его завершения.

Девочка красавица

Всем она так нравится

Две косички по бокам.

Ты попробуй, сделай сам.

Ленты разноцветные вплетены в косу

Девочку с улыбкою очень я люблю.

При проговаривании стихов, чистоговорок во время плетения, ведется речевая работа в трех направлениях: развитие мелкой моторики, по формированию лексико – грамматических представлений ребенка, а также звукопроизношению.

2 сторона – «Летний день на дороге».

Дети учатся подбирать по цвету и размеру крышки, закручивать их. Ребенку предлагается открутить и закрутить крышки по цвету. Во время закручивания крышек можно попросить проговорить стихи, словосочетания, слова, слоги с автоматизируемым звуком.

Ехала машина темным лесом, за каким то интересом,

Инте-инте интерес, выходи на букву «С».

После выполнения задания предложить составить рассказ о том, крышки каких цветов он использовал. Спросить у него, куда едет эта машина, что она везет и в какое время года происходит действие, спросить о том, по каким признакам ребенок догадался об этом. Можно попросить дать название сюжету, придумать и рассказать что было до того, и что будет после, назвать предметы на поле, в названии которых есть определенный звук.

3 сторона «Фантазия»

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Дети учатся придумывать композицию, которую они хотят выложить, выбирать для себя необходимый материал, продумывать план действий выкладывать узоры и контурные рисунки из ниток различной фактуры, цвета, длины.

Работа по этой методике имеет несколько этапов:

1. Сначала необходимо научить ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.

2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к "рисованию по представлению". В этом случае развивается не только мелкая моторика, но и творческое воображение ребёнка.

3. Сочетание занятий ниткографией с рассказом, сказкой, загадкой. Можно попросить ребёнка изобразить героев сказки или ответ на загадку.

4. В последствии можно давать задания посложнее. Дети должны пересказать знакомый сюжет сказки и "нарисовать картинки из сказки нитью".

5. Можно предложить детям выложить букву, обозначающую автоматизируемый звук, произнести его изолированно.

6. Можно дать другое задание - выложить предмет, в названии которого есть автоматизируемый звук. В конце выполнения задания ребенку предлагается намотать одну из ниток на палец и одновременно с наматыванием произносить автоматизируемый звук изолированно, в слогах, повторить за логопедом слова или придумать самому слова с автоматизируемым звуком.

ла-ла-ла – прилетела к нам пчела

ло, ло, ло — в осине дупло

лу. лу, лу — купили мы пилу

лы, лы, лы — вымыли полы

ал, ал, ал — темный подвал

алка, алка — у Коли палка

олка, олка — тонкая иголка

илка, илка — новая вилка

4 сторона – «Цветочная композиция»

Ребенок учится застегивать пуговицы, подбирать необходимые для него элементы различного диаметра. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинку, а затем самому воспроизвести ее.

Во время пристегивания элементов композиции можно предложить ребенку: придумать или повторить за логопедом слово, слог. Словосочетание с автоматизируемым звуком. Затем попросить ребенка назвать свою картину. Назвать элементы из которых состоит картинка и посчитать их. Назвать только те элементы, в названии которых есть автоматизируемый звук. Если такого нет сообщить об этом.

Например при автоматизации звука «С» –– счет: 1, 2, 3. 4, 5 листок и т. д. Назвать все элементы со звуком «С» лепестки, стебель, лист, солнце, сердцевина.

Дополнительные элементы для самомассажа кистей (шары с различной фактурой поверхности).

Служат для массажа (самомассажа) ладони ребёнка, воздействуя на биологически активные точки.

Предложить ребенку один из мячей например «Колючка» с использованием аппликатора Кузнецова- взять в обе руки мяч, не сжимая его в ладонях, логопед будет произносить различные слова с автоматизируемым звуком, а ребенок должен в тот момент, когда услышит нужный звук нажать обеими ладонями на него или поочередно то правой, то левой ладонью.

Можно предложить ребенку катать мяч в ладонях с одновременным произнесением изолированного звука, слогов, слов, предложений или чистоговорок с автоматизируемым звуком. Подобное задание можно предложить выполнить ребенку и с другими вариантами шаров.

«Веселый язычок» -ребенок учится соотносить название артикуляционного упражнения и показом ее с помощью «Веселого язычка», а затем с позицией языка. «Лопаточка» - язычок широкий, расслабленный. «Иголочка» - язычок напряжен, его кончик острый.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Сенсорное пособие по развитию мелкой моторики «Мягкий конструктор» для детей старшего дошкольного возрастаСенсорное пособие по развитию мелкой моторики «Мягкий конструктор» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию сенсорное пособие на развитие мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Овощи
Автор публикации:
Учебно-методическое логопедическое пособие «Умелые ручки-ловкие пальчики»
Опубликовано: 30 января 2014 в 22:28
+82
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...