Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и упражнения по развитию лексики»

Татьяна Трясунова
Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и упражнения по развитию лексики»

Учебно-методическое пособие

Дидактические игры и упражнения по развитию лексики (обогащение существительными и глаголами) у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушения формирования лексики у детей с нарушениями речи проявляются в ограниченности словарного запаса и неточности употребления слов.

Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, которые помогут детям:

• расширить объём словаря

• уточнить значения слов

• совершенствовать процесс поиска слова

• активизировать словарь, способствовать переводу слов из пассивного в активный словарь.

1. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на 2 группы, критерий классификации не называется.

«Найди лишний предмет», «Подбери картинки». Более сложные варианты: «Назови лишнее слово» (например, «лишнее» слово среди имён существительных: море, озеро, река, мост, пруд; среди глаголов: выбежал, вошёл, вылетел, выскочил). Объясни, почему это слово лишнее.

2. С целью уточнения значений слов можно использовать задание: «Объясни, чем отличаются предметы» (с использованием картинок)

«Объясни значение слов» (глаголов). Например, взрослый называет глагол и просит ребёнка объяснить, что означает это слово:

а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;

б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия.

«Объясни значение слов» (в словосочетаниях): прозрачный ключ, железный ключ; глубокая норка, пушистая норка; острая коса, длинная коса…

3. Игра «Назови части». Возможны 2 варианта игры: по картинкам и по представлению. Например, взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

«Отгадай предмет по названию его частей». Например: ствол, ветки, листья, кора,- это дерево.

4. Разнообразные игры с мячом:

«Скажи наоборот» (день – ночь, горе – радость, войти – выйти, говорить – молчать и т. д. ,

«Придумай слова неприятели».

«Кто как голос подаёт».

«Кто как передвигается».

«Кто как ест».

«Что какие звуки издаёт»

«Подбери как можно больше названий слов» (названий предметов – существительных к названию действия – глаголу)

Например, бежит (кто) человек, собака…

Бежит (что) река, ручей, молоко, время…

5. Разнообразные лото:

«Кто что делает?»

«Дикие и домашние животные»

«Профессии».

6. Карточки и дидактические игры «Многозначность глаголов в русском языке»

Авторы Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Авторы предлагают 3 игры: «Подбери пары», «Скажи тоже самое иначе», «Запомни, назови». Эти игры помогают познакомить детей с многозначностью глаголов, научить подбирать и употреблять в речи глаголы, имеющие различие в смысловых оттенках, а также заменять их по смыслу подходящими синонимами.

7. «Играем с глаголами»

Автор Кривовяз И. С.

Это многофункциональное игровое пособие для детей от 3 до 8 лет. Использование игрового материала способствует активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, обогащению словаря за счёт глаголов, формируется грамматический строй речи, закрепляются навыки словообразования.

8. «Играйка»

Восемь игр для развития речи дошкольников. Автор: Нищева Н. В. Данные игры можно использовать в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного возраста. Данные игры направлены на расширение словарного запаса по лексическим темам:

• Времена года.

• Осень. Деревья.

• Огород. Овощи.

• Сад, фрукты.

• Ягоды, цветы.

• Лес, грибы.

• Игрушки.

• Аквариумные рыбки.

Надеемся, что данные игры помогут вам сориентироваться в огромном разнообразии методических пособий, представленных в современной логопедии. Данные игры помогут обогатить словарный запас детей, а также вызовут познавательный интерес, что положительным образом скажется на развитии речи.

Публикации по теме:

Игры на формирование словаря у детейИгры на формирование словаря у детей Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного.

Презентация «Словообразование» Презентация позволяет воспитать навыки словообразования у детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дать.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Времена года и погода
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Учебно-методическое пособие «Дидактические игры и упражнения по развитию лексики»
Опубликовано: 15 января 2014 в 01:29
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по познавательному развитию «Расколдуем Василису Прекрасную» с детьми...
Цель. Закрепление знаний об особенностях животного мира Крыма. Задачи: - учить использовать полученные ранее знания при выполнении поставленных в ходе...
Немного о вышивке лентами
Я уже рассказывала вам, уважаемые коллеги, о вышивке лентами петушка. В эти длинные выходные решила еще раз сходить на МК по вышивке лентами. Как правило...
Фотовыставка «Расцвели у нас цветы небывалой красоты»
Зима на дворе, холодно, а у нас на подоконнике, в нашей группе всё расцвело. Смотришь, и настроение вроде улучшается. Посмотрите, правда, красота? Вот и я...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В мире пластмассы».
Цель: формировать представления у детей о таком материале рукотворного мира, как пластмасса; создать условия для познавательно-исследовательской...
Котята из пробок. Мастер-класс
Пробки доступный и безопасный материал для творчества. Из обычных бутылочных пробок можно изготовить интересные поделки и игрушки. Предлагаю мастер-класс по...