МААМ-картинки

Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности

Вера Ермакова
Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности

Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особен-ностей детей.

В результате применения физических упражнений, можно выде-лить разные виды эффектов и наиболее значимые для детей дошкольного возраста – отставленный (текущий, появляющийся после нескольких за-нятий и кумулятивный (суммарный, который появляется после длитель-ного периода занятий. Необходимость учета подобного воздействия фи-зических упражнений связана с особой пластичностью детского орга-низма и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на за-нятиях может привести к нежелательным последствиям.

Публикация «Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности» размещена в разделах

Для дошкольников характерна несовершенная регуляция сердеч-ной деятельности. Мышечные усилия нередко вызывают нарушения пра-вильного ритма работы сердца и одышку. При организации физического воспитания необходимо учитывать малый резерв увеличения систоличе-ского выброса сердцем крови у детей. Поэтому, определяя физическую нагрузку для каждого ребенка, необходимо ориентироваться, прежде всего, на частоту сердечных сокращений (ЧСС).

Другой особенностью реагирования детского организма на физи-ческую нагрузку является слабая переносимость гипоксии (кислородного голодания). Поэтому при работе с детьми следует помнить, что физиче-скую нагрузку необходимо увеличивать осторожно и постепенно.

Восстановительный период в дошкольном возрасте имеет свои особенности, которые выражаются в меньшей (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) скорости протекания восстановительных процессов, требующих достаточного отдыха. Однако это верно лишь по отношению к значительным физическим нагрузкам. При малой и сред-ней интенсивности работы восстановительные процессы протекают даже быстрее, чем у взрослых. Восстановительный период неодинаков у раз-ных детей. Его длительность связана с индивидуальными особенностями ребенка и уровнем его физической подготовленности.

Одной из важных задач физического воспитания дошкольников является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Как известно, позвоночник человека выполняет четыре основных функции: опорную, двигательную, амортизационную и защитную.

Выполнение позвоночником функции опоры заключается в том, что он принимает на себя вес многих частей тела, передает его на таз, че-рез таз – на ноги и через стопы – на опору. Элементами, выполняющими опорную функцию, являются тела позвонков, диски и связки. Как необ-ходимое условие, при котором система отдельных позвонков соединяет-ся в прочную опору, выступает напряжение мышц. В частности, у детей наблюдается более подвижный и неустойчивый позвоночник и требуется большее напряжение мышц для его удержания.

Двигательная функция позвоночника реализуется через движение в межпозвоночных суставах. Эластичность дисков и связок влияет на уровень подвижности позвоночника. Но и их участие в движениях по-звоночника осуществляется благодаря динамической работе мышц шеи и туловища.

Реализация амортизационной функции позвоночника происходит во время взаимодействия с опорой при выполнении ходьбы, бега, прыж-ков и бросковых движений. Силе толчков противодействует сила упру-гости межпозвоночных дисков, суставы и связки. Ведущая роль в амор-тизации принадлежит мышцам ног, туловища и шеи. Эти мышцы смяг-чают ударную волну по подобию сжатия пружины и гасят ее, увеличивая изгибы позвоночника.

Защитная функция позвоночника заключается в предохранении спинного мозга от внешнего воздействия.

Для мышц шеи и туловища, играющих активную роль в выполне-нии перечисленных функций, характерно так называемое статическое напряжение. Величина этого напряжения зависит от веса тела и отклоне-ния туловища от вертикального положения. Максимальной величины оно достигает в положении наклона туловища под прямым углом и вы-тянутых вперед рук. Статический режим работы для мышц является не-благоприятным, так как они не имеют периодов отдыха, что ведет в свою очередь к ухудшению в мышцах кровообращения и питания, в то время как работа, связанная с движениями тела, создает периоды напряжения и расслабления.

Напряжение мышц и при статической и при динамической работе, прежде всего, направлено на создание опоры, для чего происходит сжа-тие всех тканей позвоночника. Хорошая опора является необходимым условием увеличения напряжения мышц для изменения положения голо-вы или туловища, что в свою очередь ведет к усилению компрессии по-звоночника.

Основную нагрузку при движении туловищем и удержании поз принимают на себя мышцы спины. Так, при разгибании туловища из по-ложения наклона вперед они совершают работу по преодолению веса туловища, а при медленном сгибании – уступают его весу, удерживая от падения.

Важную роль в состоянии позвоночника играют мышцы пояса верхних конечностей. К поясу верхних конечностей относятся ключицы и лопатки. Последние крепятся к позвоночнику только посредством мышц и создают определенную опору для рук. Изменение напряжения мышц зависит от веса рук и от их положения. Напряжение невелико при движе-нии согнутыми руками и наибольшее при движениях вытянутых рук под прямым углом к туловищу. Статический режим работы мышц при удер-жании вытянутых рук на весу вызывает максимальное напряжение и со-действует возникновению сильной компрессии позвоночника. Для рас-слабления мышц и снижения компрессии позвоночника необходима опо-ра для рук. Примером такой опоры служит постановка рук на пояс, гребни таза, закладывание рук за борта одежды и т. д. Таким образом, мышцы плечевого пояса становятся вспомогательными дыхательными и сокращаются лишь на вдохе, участвуя в поднимании ребер и расслабля-ясь на выдохе. Подобное чередование напряжения и расслабления мышц улучшает в них кровообращение и при этом попутно происходит облег-чение дыхания.

Усиление опорной функции позвоночника происходит при работе руками. Движение рук вызывается сокращением мышц, и возникающее мышечное напряжение сопровождается прижиманием суставных по-верхностей друг к другу. Происходит фиксация суставов. При этом, чем дальше от туловища вытянуты руки, тем большее напряжение требуется для фиксации суставов.

Наибольшее напряжение имеет место при работе пальцами, если руки находятся на весу, поскольку необходима фиксация всех вышерас-положенных суставов руки, а также лопатки, являющейся опорой для всей руки. Чем дальше от пальцев расположены суставы рук, тем круп-нее должны быть мышцы этих суставов и тем сильнее должно быть их напряжение для фиксации. Мышцы, фиксирующие лопатку, начинаются на голове, ребрах и позвоночнике. Пока эти части тела не зафиксирова-ны, отсутствует опора для указанных мышц. Фиксацию осуществляют соответствующие группы мышц, вызывая сжатие позвоночника и ребер. Поскольку позвоночник является опорой всем частям тела, на него пада-ет основная нагрузка. С повышением темпа работы пальцами требования к опоре возрастают. В связи с этим увеличивается напряжение всех мышц, укрепляющих опору, и соответственно нарастает компрессия су-ставов и позвоночника. Чем мельче и быстрее движения, тем скорее раз-виваются заболевания позвоночника.

Состояние мышцы в покое не должно характеризоваться повышен-ным тонусом. Это верно лишь для работающей мышцы при ее сокраще-нии. Если мышцы тверды в состоянии покоя, это значит, что они не мо-гут эффективно расслабиться. Соответственно, кровообращение в них нарушается, и ухудшаются обменные процессы. Чем хуже расслабление, тем менее эффективно последующее сокращение мышц.

Начинать учить расслаблению необходимо с общего расслабления и самый простой способ – полежать в удобной позе. Общему расслабле-нию способствует расслабление мышц, имеющих самое большое пред-ставительство в центральной нервной системе: мимические, мышцы, обеспечивающие речь, мышцы кисти и пальцев.

Для расслабления мимических мышц следует использовать упражнения, вызывающие положительные эмоции. Общему расслабле-нию содействуют упражнения для группы глазодвигательных мышц. Отмечено, что движение глаз сопровождается напряжением определен-ных групп мышц. Усилить эффект расслабления можно сочетанием дви-жений глаз с дыханием.

Поскольку мимические мышцы слабые, тонко дифференцирован-ные, во избежание их переутомления все упражнения следует выполнять в медленном темпе при небольшом количестве повторений (не более 6-8 раз).

Содействует расслаблению и упражнения для речевой мускулату-ры. Целесообразно выполнять их на вдохе, на выдохе расслабляться. Например, на вдохе выдвинуть вперед нижнюю челюсть, на выдохе рас-слабиться. Способствует расслаблению зевание (или его имитация).

Расслабления мышц кисти и пальцев можно достичь потряхивани-ем кисти и упражнениями с максимально возможным разгибанием паль-цев.

Общему расслаблению содействуют и дыхательные упражнения. Наибольшим расслабляющим эффектом обладают упражнения на уменьшение частоты дыхания, изменение продолжительности вдоха и выдоха, а также дыхательные упражнения с участием вспомогательных мышц вдоха. Условия применения дыхательных упражнений должно ис-ключить явление гипервентиляции.

Требование бережного отношения к состоянию опорно-двигательного аппарата ребенка необходимо учитывать при обучении технике основных видов движений: ходьбе, беге, прыжков, метании и выполнении общеразвивающих упражнений.

Методика профилактико-коррекционных занятий предусматривает выполнение следующих правил:

Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем ре-жиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;

- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совер-шаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений в суставах верх-них и нижних конечностей и туловищем;

- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны вы-полняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей;

- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать ис-ходных положений, в которых возможна задержка дыхания и натужива-ние; это, в первую очередь, касается упражнений, направленных на раз-витие силы.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения может привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предпола-гают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения. Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации их оздоровитель-ной направленности представлены в таблице. Они касаются наиболее ча-сто используемых упражнений и учитывают анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста. Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнения, к другой – изменения исходных положений.

В программном содержании в каждом возрастном периоде проис-ходит постепенное увеличение и усложнение в выполнении отдельных видов ходьбы, бега, прыжков. Подобную необходимость диктуют свой-ственные детям дошкольного возраста анатомо-физиологические и функциональные особенности стопы : костный аппарат стопы имеет во многом еще хрящевую структуру, связки эластичны и растяжимы, мыш-цы недостаточно сильны и выносливы. Формирование при помощи фи-зических упражнений рациональной техники ходьбы, бега и прыжков происходит одновременно с естественным развитием двигательных функций.

Становление навыка ходьбы происходит в возрасте 5-6 лет в ре-зультате постоянного упражнения. При этом наблюдается усиление от-талкивания стопой, выполнение активного переката, устранение неблаго-приятных сотрясений тела и пассивности большей части мышц. Недоста-точное отталкивание является причиной застоя крови в венах голени и излишних вертикальных колебаний тела. С переходом на повышенную двигательную активность избыточные постоянные колебания при ходьбе и беге уже не гасятся естественными амортизаторами, а передаются на коленные и тазобедренные суставы, а затем и на позвоночник. В резуль-тате проявляется и плоскостопие, и остеохондроз. Именно эти патологии опорно-двигательного аппарата имеют тенденцию к омоложению и диа-гностируются уже в 8-9 лет.

Таблица

Методические рекомендации к выполнению физических

упражнений для реализации оздоровительной направленности

Традиционное вы-полнение физических упражнений Возможные последствия применения упражнений Альтернативное выполнение упражнений. Методика прове-дения упражнений.

I. Упражнения, связан-ные с переразгибанием шейного отдела позво-ночника в передне-заднем направлении. Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием так называемая не-стабильность шейного отде-ла. Такие упражнения как наклоны головы вперед, в стороны, пово-роты выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6-8 раз, задержива-ясь в этом положении на 15- 20 сек (от 3-5 глубоких дыхательных движений).

2. Упражнения для ту-ловища, связанные с наклонами в стороны. Нарушение плоскости, уве-личение рычагов создает возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечно-стей и туловища. Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и го-ризонтальной плоскостей. Изме-нение исходного положения рук ( например: руки на пояс, к пле-чам). При начальном обучении использовать облегченные ис-ходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены.

3. Упражнения, направленные на раз-витие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине ноги прямые, руки за головой. Создается давление на шей-ный отдел позвоночника. Изменить положение рук ( напри-мер: руки на груди, поднимание туловища до уровня 30 градусов к поверхности пола.

4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном поло-жении сидя или лежа на спине Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел. Предлагается:

1. Выполнение упражнения че-рез фазу сгибания и выпрямления ног

2. Поднимание ног поочередно.

5. Упражнение «вело-сипед» в исходном по-ложении лежа на спине. Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35 градусов по от-ношению к горизонтали. Предлагается

I. He опускать ноги ниже 35 гра-дусов.

2. Изменить исходное положение (ввести опору на локти).

6. Упражнение «пере-кат» в группировке на спине. Нестабильность шейного от-дела. 1. Выполнять упражнение со страховкой.

2.. Дать указание тянуть го-лову к коленям.

7. Лежа на животе про-гибание туловища назад, с упором на ру-ки («Змея»). Возможно увеличение пояс-ничного лордоза. 1 Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положе-нии.

2. Поднимание туловища не бо-лее 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с тулови-щем.

8. Сед на пятках. Возможно перерастяжение сухожилий и связок колен-ного сустава. 1. Как можно меньше времени находиться в таком положении

2. Изменить исходное положение например сед «по-турецки».

9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками.

Примерно 40% детей до-школьного возраста имеют такую патологию как рекур-вация коленного сустава. Подобное упражнение спо-собно привести к ухудше-нию состояния связок ко-ленного сустава. Наклон вперед с опорой на пятку выставленной вперед ноги.

10. В исходном поло-жении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад. Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника. Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной и не допускать прогиба в пояснице.

i

11. Различные виды приседания.

В зависимости от угла сги-бания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого су-става. Желательно ограничить сгиба-ние коленей до прямого угла и не давать выступать им за площадь опоры.

12. Выполнение в ос-новной стойке махов ногами. Высокий мах вызывает осе-дание в пояснице и таким образом оказывается давле-ние на поясничный отдел позвоночника. Ограничить высоту маха до 90 градусов, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники.

13. Разгибание рук в локтевых суставах. У детей часто отмечается ре-курвация локтевых суставов. Необходимо исключить перераз-гибание и сохранять локти «мяг-кими».

14. Упражнение «плуг» : в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой. Помимо растяжения мышц спины осуществляется дав-ление на мышцы и связки шейного отдела позвоноч-ника. Лучше всего заменить на так называемый «кошачий стретч» : стоя на

коленях с упором на руки мед-ленно округлять спину и втянуть мышцы живота.

15. Упражнения, направленные на раз-витие гибкости. Необходимо учитывать воз-можность травматизации в шейном и поясничном отде-ле позвоночника. При выполнении упражнений, направленных на развитие гиб-кости необходимо избегать рез-ких сгибаний, разгибаний, рота-ционных движений.

16. Выполнение чи-стых висов на руках. Вызывает статическое напряжение мышц, прежде-временное растяжение су-ставов и связок лучезапяст-ного суставов. 1. Лучше использовать полуви-сы.

2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка.

17. Прыжки босиком по жесткому покры-тию. При слабом своде стопы возможно растяжение по-дошвенных связок и разви-тие плоскостопия. 1. Прыжки по амортизирующей поверхности.

2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дози-ровкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения - 5-7 сек.

3. Выполнять прыжки в обуви.

18. Бег босиком.

Костный аппарат стопы имеет во много хрящевую структуру, мышцы недоста-точно сильны и выносливы, связки эластичны и растя-жимы. Выполнять на короткие дистан-ции, время выполнения не более 10 сек.

19. Бег с высоким под-нимание бедра, с за хлестом голени. Причина ограничения в применении такая же. Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглажи-вание и т. д)

21. Метание набивного мяча. Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча. Использовать различные исход-ные положения. ( например: и. п. сед ноги врозь, вес мяча не больше 200 гр.

Такие виды ходьбы, как ходьба на носках, на пятках, внешней сто-роне стопы предназначены для укрепления связок и мышц голеностоп-ных суставов и выполняются, как правило, без обуви. Если ребенок за-нимается в спортивной обуви, то эффективность резко снижается и в ре-зультате может возникнуть своеобразная «разболтанность» сустава.

Используя разные по скорости три вида бега: быстрый бег, бег со средней скорость и медленный бег, можно оказывать различное влияние на организм ребенка и решать различные задачи физического воспита-ния:

а) в процессе обучения быстрому бегу, большое внимание уделяет-ся укреплению мышц бедра, голени, стопы, выработке широкого шага. Кроме того, быстрый бег оказывает значительное влияние на деятель-ность основных систем организма;

б) бег со средней скоростью, помимо того, что является важнейшим средством развития общей выносливости у дошкольников, предъявляет определенные требования к технике, которые выражаются в прямом по-ложении головы, активном выносе вперед бедра маховой ноги и перекате стопы с пятки на носок.

в) важным средством развития выносливости у детей является мед-ленный бег. Он также требует сохранения прямого положения туловища, развернутых плеч, поднятой головы, мягкой постановки ноги на всю ступню с небольшим опережением постановки ее на носок.

В оздоровительном беге по мере надобности необходимо перехо-дить с одного способа бега на другой, т. е. менять постановку стопы на опору (с пятки, с носка, на всю плоскость). Это особенно важно при утомлении мышц голени, области стопы и голеностопного сустава.

Необходимо помнить, что беговые упражнения требуют хорошей амортизации, поэтому их выполняют в спортивной обуви с супинатора-ми. Современная тенденция проведения занятий в спортивных залах до-школьных учреждений босиком требует применения бега на короткие дистанции, при котором происходит опора на переднюю часть стопы и время выполнения в пределах 10 секунд.

Упражнения в расслаблении являются необходимым компонентом занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений опор-но-двигательного аппарата человека, в рассматриваемом варианте при-менения это профилактика плоскостопия. При выполнении упражнений надо уметь не только сокращать отдельные мышечные групп, необходи-мые для выполнения данного движения, но выключать излишние напря-жения тех мышечных групп, которые в этом движении не участвуют. Эти упражнения используются в целях устранения излишнего мышечного напряжения, что способствует также развитию подвижности в суставах и увеличения амплитуды движения.

Упражнения в расслаблении с трудом осваиваются детьми до-школьного возраста, поэтому целесообразно систематическое включение их в содержание физкультурных занятий.

Формирование опорно-двигательного аппарата у дошкольников проходит стадии, которые в привычном понимании принимают за нару-шение. Это касается в первую очередь состояния свода стопы и предъяв-ляет особые требования к выполнению различного рода прыжков. Наблюдающееся исключение одного или несколько амортизационных звеньев (стопа – голеностопный сустав – колено - тазобедренный сустав - физиологические изгибы позвоночника) диктует необходимость исполь-зовать обучение технике различным видам прыжков на достаточно плотное покрытие высотой около 5 см. Также необходимо учитывать, что 3-х минутный интервал отдыха является недостаточным для восста-новления свода стопы, 5 и 7 минутные интервалы отдыха обеспечивают достаточное восстановление продольных сводов стопы. Высоты спрыги-вания от 0,3 до 0,4 м являются наиболее оптимальными для обучения приземлению, т. к. при таких высотах не происходит выраженного уплощения продольных сводов стоп. На начальном этапе необходимо обучать навыкам рационального отталкивания и мягкого приземления. И отталкивание, и приземление требует активного движения в голено-стопном суставе. Амплитуда этих движений определяется состоянием связок и мышц сустава. Учитывая возрастные особенности детей до-школьного возраста необходимо одновременно с обучением структуре движения в целом решать задачу укрепления мышц стопы.

Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, тре-бующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяже-лых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук, так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.

Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, пе-ретягивание каната и др.).

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может приве-сти к травмам связок и мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.

Нежелательны также асимметричные упражнения, которые выпол-няются одной рукой или ногой: метание мяча на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у дошкольни-ков.

С возрастом, после 4-5 лет постепенно увеличивается сила отдель-ных мышц, однако силовые и статические упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Дети более приспособлены к кратковременным ско-ростно-силовым динамическим упражнениям. Однако старших до-школьников следует постепенно приучать к удержанию определенных статических положений для выработки и сохранения правильной осанки.

Центр тяжести у дошкольников находиться еще высоко, поэтому дети часто теряют равновесие. В связи с этим необходимо включать на занятиях игры и упражнения, направленные на тренировку равновесия.

В целях развития грудной клетки и улучшения дыхательных функ-ций, рекомендуются упражнения, усиливающие дыхание и тренирующие дыхательную мускулатуру, а также координирующие мышечную дея-тельность с дыханием. Дыхательные упражнения динамического и стати-ческого характера, звуко-речевую дыхательную гимнастику необходимо включать в каждое занятие.

Требования к точному выполнению движений быстро утомляют детей, поэтому в занятиях необходимо чаще использовать подвижные игры и упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.

Наиболее слабо развиты в дошкольном возрасте мышцы брюшно-го пресса, дыхательные мышцы, разгибатели спины, ягодичные мышцы, мышцы свода стоп и мелкая мускулатура рук. В этой связи необходимо включать в занятия упражнения для укрепления перечисленных мышеч-ных групп.

Предпочтение следует отдавать упражнениям общего физиологи-ческого воздействия, вовлекающим в работу большое количество мы-шечных групп и интенсивно влияющим на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствованияПредметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования «Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» (Из опыта работы) Составила.

Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулкеВыносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке "Погуляем, поиграем".

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Ширма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детейШирма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детей Многофункциональное пособие «Ширма». Данная ширма – пособие лёгкое, переносное. Она изготовлена из полипропиленовых труб. Её можно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 12:22
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД