Учим с детьми дни недели и времена года по календарю природы

Наталия Решетникова
Учим с детьми дни недели и времена года по календарю природы

Приходилось ли вам, уважаемые коллеги, слышать от ваших детей: "А мы с мамой завтра ходили в кино!" или "А у меня вчера будет день рождения!" Я думаю, приходилось, и не раз. Дети очень часто путают такие понятия как "завтра", "сегодня", "вчера", с трудом запоминают дни недели, названия месяцев. Чтобы легко и быстро научить детей ориентироваться во времени, я использую календарь природы. Вот такой.

Учим с детьми дни недели и времена года по календарю природы

В нем нет ничего лишнего, он понятен детям и наглядно отображает всю нужную информацию. Размер календаря может быть любым, на ваше усмотрение, но не меньше двух альбомных листов. Основа календаря-плотный картон. Все кармашки сделаны из прозрачной пленки и прикреплены к основе вспененным (толстым) двусторонним скотчем. Чтобы скотча не было видно, и чтобы все было красиво, поверх пленки на кармашках и по краю календаря приклеила полоски разноцветной самоклеющейся пленки. Глядя на календарь, можно подумать, что это очень сложно и запутанно. На самом деле-это просто и интересно. Дети очень быстро привыкают работать с ним. Главное, чтобы эта работа проводилась ежедневно. Работаем по календарю всегда в одно и тоже время: перед завтраком. Первый информационный блок-времена года. Каждое время года имеет свой цвет (у детей можно спросить, почему у осени желтый цвет, у зимы-голубой, у весны-зеленый, у лета-красный). Второй информационный блок-дни недели. Начали мы работать с детьми именно с этого блока. Знакомя детей с календарем, я объяснила, что каждый день недели имеет свой домик, свой цвет (цвета радуги) и свой порядковый номер (н-р: понедельник-первый день недели, обозначаем красным цветом, и т. д.). Глядя на календарь, дети видят, какой день недели был вчера (н-р: третий день недели, среда). Значит, сегодня четвертый день недели-четверг, обозначаем его зеленым цветом. Сразу детям трудно усвоить порядок следования дней недели, но опираясь на наглядный ряд, они постепенно все запоминают. Когда большинство детей запомнят порядок следования дней недели, с ними можно поиграть, задавая разные вопросы, н-р: «Сегодня среда, какой день недели будет послезавтра, «Завтра пятница, какой день недели сегодня, «Какой день недели следует за воскресеньем?» и т. д. Называя день недели, дети ставят нужную карточку в нужный домик, комментируя свои действия, н-р: «Сегодня четверг, четвертый день недели, обозначаем зеленым цветом». В пятницу мы еще «прорабатываем» и выходные дни. В понедельник, на календаре выставлены все дни недели. Вот тут-то мы и закрепляем понятие «неделя»: «Назовите по порядку дни недели, которые выставлены на календаре (закрепляем последовательность дней недели). Сколько всего дней выставлено на календаре? Как по-другому можно назвать семь дней?». Одна неделя обозначается белой полоской. Здесь начинается работа по закреплению понятия «месяц». В понедельник, дети говорят, что прошла одна неделя, убирают карточки, обозначающие дни недели и выставляют белую полоску в кармашек текущего месяца (на фото – апрель, проговаривая, какая неделя по счету (на фото-вторая). Если неделя была полной, т. е. семь дней, то полоска длинная, если неполная, то полоска короткая. Так дети наглядно видят, что месяц состоит из недель, а недели из дней. Когда месяц заканчивается, мы глядя на белые полоски, уточняем, сколько недель было в этом месяце (н-р: четыре полных и одна неполная неделя) и убираем их. Вместо них ставим соответствующую карточку (в данном случае – зеленую). Мы говорим, что закончился второй весенний месяц-апрель). Закрепляя названия месяцев, можно придумать разные вопросы, н-р: «Назовите второй летний месяц», «Какой праздник мы отмечаем в первом весеннем месяце?», «Какой месяц идет за маем?», «Назовите летние месяца», «Сколько месяцев в году?» и т. д.

Третий блок – погода. Дети определяют, какая сегодня погода: ветрено или тихо, пасмурно или ясно, есть ли осадки. На моем календаре карточки прикрепляются с помощью магнитиков, но можно сделать и кармашки.

Когда дети полностью освоят календарь, то ответы детей выглядят примерно так: «Сегодня четверг, четвертый день недели, обозначаем зеленым цветом. Идет третья неделя второго весеннего месяца-мая. Погода сегодня ветреная, пасмурная, без осадков».

Дети любят работать по этому календарю и очень хорошо в нем ориентируются. Главное – работать последовательно, ежедневно и все получится.

Публикации по теме:

Дидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времениДидактические игры на формирование у дошкольников представлений о времени .

Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра»Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра» Дидактическая игра "Вчера. Сегодня. Завтра. " предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цельигры: закрепить у детей понятия.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Учим с детьми дни недели и времена года по календарю природы
Опубликовано: 23 августа 2013 в 18:46
+21
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...