«Учим стихи, играя». Использование дидактических пособий в методике заучивания стихов

Наталия Кириллова
«Учим стихи, играя». Использование дидактических пособий в методике заучивания стихов

«Учим стихи, играя». Использование дидактических пособий в методике заучивания стихов

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я работаю воспитателем, в группе с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР.

Каждую неделю мы изучаем новую лексическую тему. В течении недели проводим игры, занятия, учим стихи по изучаемой лексической теме. В конце недели, для закрепления пройденного материала логопед даёт домашнее задание, где дети в игровой форме должны выполнить лексико-грамматические упражнения, и выучить стихотворение по пройденной теме.

Часто бывает такое, что в понедельник, дети с трудом рассказывают стихотворение, или вовсе не смогли его выучить.

Поэтому, хотелось бы сказать о значимости заучивания стихотворений. Заучивания стихов даёт детям первичное представление об окружающем мире, о предмете, расширяет словарный запас, тренирует память, развивает мышление, воображение, творчество и самое главное, речь ребёнка, помогает ему овладеть средствами звуковой выразительности: это тон, темп, сила голоса, тембр, интонация, всё это способствует выработке чёткой дикции.

Какая же мотивация может быть для заучивания стихотворения?

Стихотворения-это подарок на день рождение родственникам и друзьям;

для участия в театрализованной деятельности;

для выступления на утренниках и т. д.

Есть несколько методов заучивания стихотворения:

1. Визуальный (при заучивании используют различные наглядные пособия: игрушки, иллюстрации, картины, рисунки детей и взрослых, схемы-модели).

2. Двигательный (заучивая стихотворение используем жесты и мимику);

3. Слуховой (при заучивании стихотворения используем средства интонационной выразительности)

При заучивании стихотворении можно поиграть с детьми в такие игры:

1. «Мы не скажем, а покажем».

Ребёнок движениями показывает содержание стихотворения.

2. «Я начну, а ты продолжи».

Педагог или родители начинают рассказывать первые слова строчки стихотворения, а ребёнок продолжает.

3. «Эхо»

Педагог или родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок повторяет.

Если ребёнок легко справляется с этим заданием, то повторяют по две строчки.

4. «Ты мне, я тебе» или "По очереди".

Педагог или родители рассказывают первую строчку стихотворения, а ребёнок вторую, и так по очереди.

5. «Театр», «Вечер стихов», или "Концерт".

Ребёнок рассаживает слушателей (могут быть другие дети, куклы, театральные игрушки) и рассказывает им стихи.

Дома дети учат стихотворение с родителями, речь должна быть образцом для детей,они подражают ей, иногда усваивают даже ошибочное произношение (рассказывают по слогам, по написанию слова, поют стихи).Поэтому необходимо устранить ошибки своей речи: торопливость и неясность. Каждое слово изучаемого стихотворения нужно произносить правильно: ясно, чётко, не проглатывать предлоги и звуки слова.

Психологи утверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем.

Исследователи Р. Бэндлер, В. Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отметили, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания. Таким образом, продуктивным будет, для детей с ОНР, приём заучивания стихотворения с опорой на наглядный материал, с помощью зрительных опор- это рисунки, схемы нарисованные педагогом или родителями, а в старшем дошкольном возрасте дети сами могут зарисовать стихотворение. Рисунки и картинки помогают ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить слова, удерживая последовательность действий.

Мы придумали такие авторские гармошки со стихами, по лексическим темам, на которых последовательно серией картинок (рисунков), отражено его содержание. Стихи, могут быть зарисованы с обеих сторон гармошки. Рисунки могут быть цветные и чёрно-белые. Каждый рисунок дети обговаривают и сравнивают с содержанием стихотворения.

Содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённым рисунком, наиболее ярко отражающей это описание. Стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей средней и старшей группы; 7-8 картинок - для детей подготовительной к школе группы.

Таким образом, мы считаем, что данный метод активизирует речь детей, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения. Сокращается время заучивания стихотворения, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. У детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению.

Играя с гармошкой со стихами, мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихи.

Публикации по теме:

Давайте познакомимся Здравствуйте, уважаемые коллеги! Решила присоединиться к вашему педагогическому сообществу. Немного о себе: 8 лет работаю воспитателем в.

Космос. Пальчиковое рисование косметическими тенями.Космос. Пальчиковое рисование косметическими тенями. Я работаю в логопедической группе. В нашей группе дети трёх возрастов. На этой неделе мы изучали лексическую тему "космос". Тема непростая,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Учимся считать
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Учим стихи, играя». Использование дидактических пособий в методике заучивания стихов
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 23:51
+104Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 122.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов «Город цифр» для детей среднего и...
Мастер – класс: «Город цифр». Задача: привлечь детей к созданию дидактического тренажера «Город цифр». Оборудование: макеты домов, деревьев, цветов,...
Фотоотчёт «Казачьи посиделки»
«Казачьи посиделки» А зори алые встают играючи, Станицы вольные и вольный Дон Мужчины храбрые, казачки жгучие Хранят и славят Русь былых времен....
«Будка со щенком». Мастер-класс «Символ года»
В Новый год всегда хочется почувствовать волшебство и каждый создает свой уют и новогоднее настроение в доме, чтобы прочувствовать эту атмосферу теплоты. И...
Совместная поделка из бумажных салфеток «Снегурочка»
Олеся Никитина «Совместная поделка из бумажных салфеток снегурочка . Наступила долгожданная снежная, морозная зимы нашей иркутской области. Долгие...
Аппликация «Ёжик»
Задачи: продолжать учить детей технике наклеивания готовых деталей, создавать образ ёжика, развивать интерес к аппликации При создании образа ёжика в...