Учимся слушать музыку!

Ольга Попова
Учимся слушать музыку!

Слушаем музыку!

Слушание музыки- важный раздел музыкального воспитания детей. Через слушание мы переносимся в волшебный мир музыки, учимся распознавать прекрасное через звуки, учим сопереживать, воздействуем на эмоциональную сферу развития ребёнка. Как же научить ребёнка слушать музыку? Как приучить к "правильной" музыке, благотворно влияющей на внутренний мир ребёнка? Как не оттолкнуть, не напугать, сделать слушание музыки любимым занятием? В этом разделе вы найдёте мои советы, которые помогут вам справиться с этой трудной задачей.

Во- первых нужно обращать внимание детей на то, что мир в котором мы живём наполнен музыкальными звуками. И шум ветра, и раскаты грома, и стук капель дождя- всё это музыка природы. Поэтому в младшей группе с детьми мы слушаем звуки природы (сейчас выбор музыкального материала в этой области достаточно широк). Обращаю внимание детей на то, что музыка не берётся из ниоткуда, музыку наполняют звуки, как слова- буквы. Если звучит музыка природы, то исполняют её деревья, ветер, капли дождя, весенние грозы, море. Именно с этого раздела я начинаю учить детей слышать и понимать музыку. Дальше, слушая программные произведения я переношу знания детей на музыку, созданную человеком. Мы выясняем, а кто же исполняет музыку "людей"? Подвожу ребят к сложной и обширной теме- музыкальные инструменты. Как педагог я считаю, что знакомство с музыкальными инструментами можно начинать именно через слушание. Так само слушание станет для ребят более интересным и увлекательным. Как здорово уметь в полифонии звуков "найти" музыкальный инструмент, с которым уже познакомились? Для интеграции столь объёмных тем я взяла "Детский Альбом" П. И. Чайковского. В этих ярких, характерных пьесках можно изучить много инструментов. Например, слушая "Камаринскую" мы знакомимся с бубнами, ложками, гармошкой. Именно эти инструменты помогают создать радостное, приподнятое настроение. А в "Марше деревянных солдатиков" мы знакомимся с барабаном. Именно он помогает передать ритм и соответствующее настроение. А в "Болезни куклы" обращаю внимание на то как звучит рояль- жалобно, тоскливо, грустно. И так почти в каждой пьесе я выделяю инструмент, который наиболее ярко способен передать настроение и характер. Почти на каждом занятии ребята могут "вживую" послушать, потрогать, попробовать сыграть да и просто иногда впервые увидеть тот или иной музыкальный инструмент различной группы: духовой, народный, ударный, струнный. Такая интеграция двух тем помогает мне как музыкальному руководителю сделать слушание более доступным, понятным, интересным занятием. Добавляя к слушанию изучение музыкальных инструментов решаю две сложные педагогические задачи одновременно: расширяю кругозор детей и делаю слушание увлекательным путешествием в мир музыки, в которое дети с удовольствием отправляются на моих занятиях. Так же в на сайте образовательного учреждения я даю рекомендации родителям на тему "Как слушать музыку", эта же тема отражена мной в программе дистанционного обучения. Основные тезисы:" С самых первых дней жизни ребёнка, ПОЙТЕ! Мелодичные, напевные, спокойные, колыбельные мелодии благотворно влияют на психо- эмоциональное состояние малыша. Помогает вам установить тесную эмоциональную связь, которая будет с годами только крепнуть.

Для этого подойдут любые русские народные колыбельные песни, такие как:«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»,«Уж как сон ходил по лавке»,«Ночь пришла, темноту привела…», «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»,«Ходит сон у окон…» и многие другие.

Включайте малышу в записи классические произведения для детей русских композиторов: например- произведения П. И. Чайковского из цикла "Детский альбом". Это очень яркие, небольшие пьески, удобные в прослушивании:

1. Утренняя молитва;

2. Зимнее утро;

3. Мама;

4. Игра в лошадки;

5. Марш деревянных солдатиков;

6. Болезнь куклы;

7. Похороны куклы;

8. Вальс;

9. Новая кукла;

10. Мазурка;

11. Русская песня;

12. Мужик на гармонике играет;

13. Камаринская;

14. Полька;

15. Итальянская песенка;

16. Старинная французская песенка;

17. Немецкая песенка;

18. Неаполитанская песенка;

19. Нянина сказка;

20. Баба Яга;

21. Сладкая греза;

22. Песня жаворонка;

23. Шарманщик поет;

24. В церкви.

Во время слушания записи- анализируйте музыку, обращайте внимание на характер произведения, динамику. Задавайте наводящие вопросы типа:"Какая была музыка?",сами характеризуйте услышанное, употребляйте в речи как можно больше прилагательных: ласковая, нежная, игривая. задорная, яркая, грустная и пр.

В третьих_- учите ребёнка слышать музыку природы: пение птиц, завывание ветра, шум волн, капли дождя, раскаты грома и т. д. Объясните что музыка окружает людей везде, сопровождает нас всю жизнь, помогает пережить события как радостные, так и печальные. Будьте сами примером хорошего музыкального вкуса, оберегайте детей от агрессивной музыки.

И самое главное- делайте всё это с любовью! Ваши чувства и настроения обязательно передадуться малышу и он научиться слышать и понимать музыку. "

Я считаю, что придерживаясь этих рекомендаций можно сделать слушание более увлекательным, интересным, любимым занятием детей. Все занятия сопровождаются показом иллюстраций, беседами, музыкальными и дидактическими играми.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления на музыкальных занятиях Музыкальное воспитание является составной частью развития умственных способностей детей, в том числе и логического мышления. Восприятие.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями. Вариант анкеты для родителей Уважаемые коллеги! Не представляю своей работы по музыкальному воспитанию без тесного сотрудничества с родителями. Чтобы изучить уровень.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Учимся слушать музыку!
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Розы из разноцветных поролоновых губок»
Поролон – прекрасный материал для творчества, из которого можно изготовить разнообразные объемные поделки. Предлагаю изготовить из разноцветных поролоновых...
Конспект НОД по художественному творчеству (Рисование) в старшей группе «Мое любимое...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству ( Рисование) в старшей группе «Мое любимое домашнее животное»....
Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка»...
Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной и речевой...
Рисование «Осенние листья». Нетрадиционные техники
Использование нетрадиционных техник помогает вызвать у детей интерес к процессу рисования. Дети видят результат работы, радуются. Необходимо похвалить...
Фотоотчет о выставке поделок «Осенняя фантазия»
Каждый год стало традицией создавать поделки на выставку в холле нашего детского сада. И родители и дети с нетерпением ждут, когда начнется неделя...