МААМ-картинки

Учимся слушать музыку!

Ольга Попова
Учимся слушать музыку!

Слушаем музыку!

Слушание музыки- важный раздел музыкального воспитания детей. Через слушание мы переносимся в волшебный мир музыки, учимся распознавать прекрасное через звуки, учим сопереживать, воздействуем на эмоциональную сферу развития ребёнка. Как же научить ребёнка слушать музыку? Как приучить к "правильной" музыке, благотворно влияющей на внутренний мир ребёнка? Как не оттолкнуть, не напугать, сделать слушание музыки любимым занятием? В этом разделе вы найдёте мои советы, которые помогут вам справиться с этой трудной задачей.

Публикация «Учимся слушать музыку!» размещена в разделах

Во- первых нужно обращать внимание детей на то, что мир в котором мы живём наполнен музыкальными звуками. И шум ветра, и раскаты грома, и стук капель дождя- всё это музыка природы. Поэтому в младшей группе с детьми мы слушаем звуки природы (сейчас выбор музыкального материала в этой области достаточно широк). Обращаю внимание детей на то, что музыка не берётся из ниоткуда, музыку наполняют звуки, как слова- буквы. Если звучит музыка природы, то исполняют её деревья, ветер, капли дождя, весенние грозы, море. Именно с этого раздела я начинаю учить детей слышать и понимать музыку. Дальше, слушая программные произведения я переношу знания детей на музыку, созданную человеком. Мы выясняем, а кто же исполняет музыку "людей"? Подвожу ребят к сложной и обширной теме- музыкальные инструменты. Как педагог я считаю, что знакомство с музыкальными инструментами можно начинать именно через слушание. Так само слушание станет для ребят более интересным и увлекательным. Как здорово уметь в полифонии звуков "найти" музыкальный инструмент, с которым уже познакомились? Для интеграции столь объёмных тем я взяла "Детский Альбом" П. И. Чайковского. В этих ярких, характерных пьесках можно изучить много инструментов. Например, слушая "Камаринскую" мы знакомимся с бубнами, ложками, гармошкой. Именно эти инструменты помогают создать радостное, приподнятое настроение. А в "Марше деревянных солдатиков" мы знакомимся с барабаном. Именно он помогает передать ритм и соответствующее настроение. А в "Болезни куклы" обращаю внимание на то как звучит рояль- жалобно, тоскливо, грустно. И так почти в каждой пьесе я выделяю инструмент, который наиболее ярко способен передать настроение и характер. Почти на каждом занятии ребята могут "вживую" послушать, потрогать, попробовать сыграть да и просто иногда впервые увидеть тот или иной музыкальный инструмент различной группы: духовой, народный, ударный, струнный. Такая интеграция двух тем помогает мне как музыкальному руководителю сделать слушание более доступным, понятным, интересным занятием. Добавляя к слушанию изучение музыкальных инструментов решаю две сложные педагогические задачи одновременно: расширяю кругозор детей и делаю слушание увлекательным путешествием в мир музыки, в которое дети с удовольствием отправляются на моих занятиях. Так же в на сайте образовательного учреждения я даю рекомендации родителям на тему "Как слушать музыку", эта же тема отражена мной в программе дистанционного обучения. Основные тезисы:" С самых первых дней жизни ребёнка, ПОЙТЕ! Мелодичные, напевные, спокойные, колыбельные мелодии благотворно влияют на психо- эмоциональное состояние малыша. Помогает вам установить тесную эмоциональную связь, которая будет с годами только крепнуть.

Для этого подойдут любые русские народные колыбельные песни, такие как:«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»,«Уж как сон ходил по лавке»,«Ночь пришла, темноту привела…», «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»,«Ходит сон у окон…» и многие другие.

Включайте малышу в записи классические произведения для детей русских композиторов: например- произведения П. И. Чайковского из цикла "Детский альбом". Это очень яркие, небольшие пьески, удобные в прослушивании :

1. Утренняя молитва;

2. Зимнее утро;

3. Мама;

4. Игра в лошадки;

5. Марш деревянных солдатиков;

6. Болезнь куклы;

7. Похороны куклы;

8. Вальс;

9. Новая кукла;

10. Мазурка;

11. Русская песня;

12. Мужик на гармонике играет;

13. Камаринская;

14. Полька;

15. Итальянская песенка;

16. Старинная французская песенка;

17. Немецкая песенка;

18. Неаполитанская песенка;

19. Нянина сказка;

20. Баба Яга;

21. Сладкая греза;

22. Песня жаворонка;

23. Шарманщик поет;

24. В церкви.

Во время слушания записи- анализируйте музыку, обращайте внимание на характер произведения, динамику. Задавайте наводящие вопросы типа:"Какая была музыка?",сами характеризуйте услышанное, употребляйте в речи как можно больше прилагательных: ласковая, нежная, игривая. задорная, яркая, грустная и пр.

В третьих_- учите ребёнка слышать музыку природы : пение птиц, завывание ветра, шум волн, капли дождя, раскаты грома и т. д. Объясните что музыка окружает людей везде, сопровождает нас всю жизнь, помогает пережить события как радостные, так и печальные. Будьте сами примером хорошего музыкального вкуса, оберегайте детей от агрессивной музыки.

И самое главное- делайте всё это с любовью! Ваши чувства и настроения обязательно передадуться малышу и он научиться слышать и понимать музыку. "

Я считаю, что придерживаясь этих рекомендаций можно сделать слушание более увлекательным, интересным, любимым занятием детей. Все занятия сопровождаются показом иллюстраций, беседами, музыкальными и дидактическими играми.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления на музыкальных занятиях Музыкальное воспитание является составной частью развития умственных способностей детей, в том числе и логического мышления. Восприятие.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями. Вариант анкеты для родителей Уважаемые коллеги! Не представляю своей работы по музыкальному воспитанию без тесного сотрудничества с родителями. Чтобы изучить уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учимся слушать музыку!
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД