Получи документы

Учите детей, играя!

Ольга Широбокова
Учите детей, играя!

(что нужно знать взрослым, приступающим к обучению детей грамоте)

МАДОУ детский сад № 4

воспитатель Широбокова О. О.

У современных родителей и педагогов возникает немало вопросов связанных с проблемами будущей школьной жизни ребенка: «Чему и как учить малыша до школы, «Что должен знать будущий первоклассник?», «Надо ли учить детей читать ещё до школы. Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой- либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения знаний в той или иной области действительности. Школа также заинтересована и в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению чтению, т. е. имели бы хорошо развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные навыки в составлении и анализе предложений, умении слышать и выделять звуки в словах и т. д. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего обучения. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка.

Публикация «Учите детей, играя!» размещена в разделах

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, т. е. он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является важным свидетельством их готовности к школе.

Так как обучение чтению ведется звуковым аналитико- синтетическим методом, воспитателям и родителям следует знать, что ребенок должен сначала усвоить название звуков, а не названия букв. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слов и слогов. Анализируя с детьми слово по звуковому составу, одной из ошибок педагогов и родителей является то, что часто вместо слова «звук», воспитатели используют слово «буква». Так, например, иногда случается, что взрослый предлагает малышу придумать слово на какую-нибудь букву, например [в] (вэ). Для ребенка, не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква - это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками – развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой–либо звук, и в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если педагог хочет услышать от ребенка слова на звук [в], то произнести его он должен четко, коротко, без добавления звука [э].

В начале обучения детей звуковому анализу слова надо тщательно подбирать слова для разбора по звуковому составу. Все звуки в словах должны слышаться четко, лучше избегать слов с непроизносимыми согласными, двойными звуками, слов с йотированными гласными, и других слов, требующих при написании применения каких-либо правил. Но если, например, педагог предлагает ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б, [бэ], ребенку станет известно в школе. Он тогда и узнает, что мы пишем не всегда то, что слышим. Но к тому времени у него уже должно сформироваться представление о различии буквы и звука. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у детей : «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает (или требует ответ от детей) : со звука [г]. Это ошибка. В слове «герой» ясно слышится мягкий звук [г’], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, е, ю, служащих для определения мягкости согласных на письме.

При проведении звукового анализа слова, анализируемое слово произносится с последовательным интонационным выделением того звука, который должен быть назван изолировано. Но даже детям, хорошо владеющим выделением отдельного звука в слове, трудно справиться с проведением последовательного фонемного анализа в силу текучести нашей речи, невозможно зримо представит себе предмет анализа. Д. Б. Элькониным была предложена особая форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова. При проведении фонемного анализа слова перед каждым ребенком лежит картинка, на которой изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой из квадратиков (сначала белых, а затем цветных) выкладывается звуковая схема слова.

Важно научить детей анализировать слова самостоятельно. Воспитатель только на первых занятиях проводит анализ слова, а далее делает это вместе с детьми. Ребенок должен сам произнести слово, выделив звуки, обозначить их квадратиками, определить количество звуков и «прочитать» слово, ведя указкой от одного квадратика к другому. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного письма.

В наших силах добиться того, чтобы процесс овладения навыками чтения и письма стал доступным и интересным для детей. А поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она должна стать ведущим методом обучения. Надо постараться сделать занятия с детьми привлекательными для них, развивать их любознательность, пробудить в них игровой азарт, стать их партнерами и играх.

В игре «Цепочка слов»дети учатся определять первый и последний звук в слове. Ребенок произносит слово (название предмета на картинке) (карандаш, выделяет его последний звук, затем находит в наборе картинку, название которой начинается со звука [ш] – шкаф и приставляет к первой картинке (первому звену цепочки) и, таким образом, собирает цепочку из слов (звеньев). Выигрывает тот, у кого цепочка окажется длиннее.

Продолжая подготовку ребенка к обучению грамоте и развивая фонематические процессы, поиграйте в игру «Волшебные слова».

Развивая фонематические представления ребенка и готовя его к обучению грамоте, предложите найти на картинке все предметы, названия которых начинаются со звука [с]. Их двенадцать: сугроб, снег, сани, сапожки, самолет, снегири, собака, скамейка, солнце, снеговик, снежки. Потом потренируйте ребенка в слоговом анализе, пусть разделит эти слова на слоги: спросите, сколько получилось двусложных слов:су-гроб, сан-ки, снеж-ки, солн-це. Потом пусть сосчитает трехсложные слова: сне-го-вик, сне-жин-ки, са-пож-ки, са-мо-лет, со-ба-ка, ска-мей-ка, сне-ги-ри. Выясните, есть ли среди слов одно, состоящее из одного слога. Это слово снег.

Формируя у детей представления о слоговой структуре слова, предложите детям поиграть в игры : «Расставь вагоны по - порядку»

Машинист паровоза Котофей просит помочь составить поезд из вагонов. Первым надо поставить вагон, в котором поедет пассажир, чье название состоит из трех слогов. Вторым – вагон с пассажиром, в названии которого два слога, а третьим – вагон с пассажиром, в названии которого один слог.

В игре «Измерим Удава» учите детей делить слова на слоги. Слон, жираф, мартышка и черепаха пришли в гости к удаву. «Заходите, пожалуйста!» услышали они приветливый голос Удава, но за длинным телом головы Удава не увидели. «Давайте шагать вдоль его тела, доберемся до головы, и будем беседовать» - решили друзья. «Шагайте от хвоста, - советует хозяин, - только каждый сделает столько шагов, сколько слышится частей в его названии. Интересно, кто ближе всех подойдет к моим глазам и ушам?» Кто первым добрался до головы Удава? Почему? Как помочь слону подойти ближе к голове Удава? (изменить слово «слон» -«слоник», «слоненок»).

Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам:

• Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности своего ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одним звуком или буквой, а другие за один день могут научиться правильно выделять звуки.

Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании, потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.

Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.

Играйте с ребенком «в школу», где вы будете учеником, а он учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

• Хвалите ребенка за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Помните, что вы играете с ребенком. Эти игры должны доставлять ему удовольствие.

Публикации по теме:

Как подготовить малыша к школе? Консультация для родителей Как подготовить малыша к школе? В жизни каждого шестилетнего гражданина произойдут перемены: он впервые переступит порог школы. Иногда взрослые.

Сценарий досуга «Встреча выпускников детского сада-первоклассников и воспитанников подготовительной группы» Предварительная работа: - беседы о школе, игры в школу, - экскурсия в школу, - подготовка вопросов о школе, - оформление выставки детских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учите детей, играя!
Опубликовано: 17 января 2015 в 00:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД