Учитесь общаться

Марина Юрьевна Коннова
Учитесь общаться

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26», педагог-психолог Марина Юрьевна Коннова

Консультация для педагогов «Учитесь общаться»

А. Н. Острогорский:
«Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидатъ их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».

I.Развитие умений устанавливать контакт (обращение по имени, улыбка, зрительный контакт, комплимент).

Стремитесь расположить к себе собеседника в начале беседы, так как основное отношение к нему закладывается в первые 15 секунд. В этом вам помогут обращение по имени к собеседнику, улыбка, комплимент, приветливый взгляд.

Д. Карнеги:
«Помните, что имя человека—это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»
Задание. Попробуйте, встречаясь утром со своими соседями, коллегами по работе и приветствуя их, прибавить к фразе «Здравствуйте» имя-отчество каждого из них и вы вызовете тем самым пусть не ярко выраженные, но положительные эмоции.

Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться. Не забывайте:

—искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;

—очаровательная улыбка женщины лучше французской косметики;

—улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.

Устанавливая контакт с партнером, помните о комплименте. Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник.

Для того чтобы сделать комплимент комплиментом, придерживайтесь следующих правил:

—комплимент должен отражать только позитивные качества человека;

—следует избегать двойного смысла;

—отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение;

—комплимент должен констатировать наличие данной характеристики у человека, а не содержать рекомендации по ее улучшению («Тебе следует быть внимательнее»);

—хвалите у человека то, что дорого ему (новая машина, любимая собака).

Устанавливая контакт, старайтесь смотреть в глаза партнеру.

Задание. Устанавливая контакт с собеседником, попробуйте отводить свой взгляд в сторону. Что изменилось при этом? Что вы почувствовали? Какая реакция у вашего собеседника?

Понаблюдайте за собой, раздражает ли вас следующее: если в процессе разговора партнер касается вашей руки; когда у собеседника на лице темные очки; когда партнер постоянно отводит взгляд.

II.Развитие умения слушать

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.

В общении постарайтесь использовать следующие приемы эффективного слушания (И. Атватер):

—дайте собеседнику время высказаться;

—слушайте собеседника очень внимательно, впитывайте все, как губка, при этом поддерживайте его высказывания словами «да» или «нет»;

—старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника;

-обращайтесь к собеседнику за уточнением;

—старайтесь повторить мысль собеседника, но при этом выскажите ее своими словами;

—избегайте поспешных выводов;

—не отвлекайтесь, следите за главной мыслью разговора;

—стремитесь отразить своей речью чувства собеседника.

Задание. Понаблюдайте за собой, как часто вы делаете вид, что слушаете партнера, а на самом деле думаете о своих проблемах; как часто (на работе, в семье) вы не выслушиваете собеседника, перебиваете его.

III.Развитие невербальных умений.

Успех любого контакта в значительной мере зависит не столько оттого, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы, жесты и мимику собеседника.

В. Шекспир:
«Весь мир — театр, а люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль»
В позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком, а также состояние организма и эмоциональные реакции.

Эмоциональное состояние точнее отражается на левой стороне лица, которую контролирует правое полушарие мозга, поэтому лучше садиться слева от собеседника: так легче наблюдать за его реакцией на ваши слова.

Наиболее выразительными у человека являются губы и брови, поэтому, когда вам нужно точно понять состояние партнера по общению, лучше смотреть именно на них.

Задание.

1. Усвойте перед зеркалом основные особенности своей мимики: восторг, удивление. Проведите активную гимнастику (напрягайте и расслабляйте мышцы лица).

2. Включите телевизор и выключите звук. Попытайтесь по позам, жестам, мимике определить эмоциональный настрой людей.

3. Когда вы находитесь в транспорте, то попытайтесь проанализировать двух общающихся. По жестам и мимике определите, кто из собеседников лидирует в разговоре, в каком настроении каждый из них.

4. Проследите за собой.

В какой мере вы используете жесты в процессе общения? Не преследуют ли вас жесты-паразиты?

Не злоупотребляете ли вы одной и той же группой жестов?

IV. Развитие умения вести себя при общении в соответствии с нормами этикета (размещение собеседников лицом друг к другу, соблюдение дистанции).

Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему.

Задание: вспомните, есть ли у вас привычка разговаривать с супругой (ом, располагаясь при этом в разных комнатах? Как вы считаете, сказывается ли такое общение на эффективности взаимопонимания?

Каждый человек выбирает определенную дистанцию в общении с собеседником. Выбор ее зависит от взаимоотношений между людьми и от индивидуальных особенностей человека.

Эти расстояния могут несколько меняться в зависимости от возраста и пола собеседников:

—ближе к партнеру стремятся находиться дети, старики, женщины (независимо от пола собеседников, а также уравновешенные и уверенные в себе люди;

—отдаленное расстояние предпочитают подростки, люди средних лет; беспокойные, нервные люди.

V.Развитие речевых умений (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений)

Стремитесь, чтобы в вашей семье это стало привычкой:

—утром приветствуйте друг друга в присутствии вашего ребенка;

—благодарите друг друга за оказанную услугу;

—при расставании друг с другом помимо слов прощания говорите пожелания;

—старайтесь произносить этикетные формулы в доброжелательной форме.

Задание: представьте, что вас незаслуженно оскорбили в транспорте, в семье. Попытайтесь сдержать свой гнев и отрицательные эмоции. Попробуйте ответить на это негативное высказывание в доброжелательной форме.

VI.Развитие умения воспринимать и понимать партнера (первое впечатление о собеседнике и «подстройка» к нему в процессе общения).

Немаловажную роль в общении играет сложившееся первое впечатление. При формировании его многие люди допускают ошибки следующего плана:

—если они имеют дело с человеком, который их в чем-то превосходит, то оценивают его более положительно, чем это следовало бы, а если они по каким-то параметрам превосходят собеседника, то его уже недооценивают (фактор превосходства);

—если человек внешне привлекателен, то он кажется лучше и в других отношениях; если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются;

—те люди, которые относятся к другим хорошо, кажутся значительно лучше, чем те, которые относятся к партнерам плохо.

Задание: понаблюдайте за собой, каким образом складывается у вас первое впечатление о человеке.

Для достижения успеха в общении вам необходимо осуществлять главный его принцип — «подстройка» к собеседнику. Для его реализации важно учитывать особенности восприятия мира собеседником. Так, одни люди воспринимают окружающий мир в большей мере через зрительные образы (по визуальному каналу, другие — через ощущения своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло-холод и т. п. (по кинестетическому каналу, третьи — через звуковые, слуховые образы (по аудиальному каналу). Движение глаз собеседника поможет вам определить, какой канал восприятия мира для него характерен и, соответственно, «подстроиться» к нему.

Задание.

1. Общаясь с собеседником (коллегой по работе, другом, родственником) задайте ему следующие вопросы:

—Какого цвета пальто носила ваша мать в прошлом году?-

ваш партнер будет смотреть либо прямо вперед, либо вверх

и вверх вправо (для вас). Этот вопрос требует воспоминания зрительного образа.

—Знаете ли вы, как выглядите сейчас со стороны? — взгляд собеседника устремится вверх и влево. Этот вопрос требует придумывания нового зрительного образа.

—Вы можете вспомнить мелодию вашей любимой песни? —

взгляд будет направлен вправо и вправо вниз. Вопрос направлен на припоминание звукового образа.

—Что вы чувствуете, когда летом, в жару вы заходите в прохладное помещение? — взгляд устремится вниз и влево вниз. Вопрос требует воссоздания ощущений тела, т. е. кинестетического образа.

VII.Развитие умения вести себя в конфликтной ситуации.

Конфликт — это становление противоположных интересов, взглядов; спор, грозящий усложнениями. Жизнь без конфликтов невозможна, поэтому необходимо научиться предвидеть их или извлекать из них опыт. Существуют следующие факторы, которые способствуют возникновению конфликтов: неверная, избыточная информация; отсутствие самоконтроля у собеседников; низкая культура.

Так как конфликт в семье отрицательно сказывается на психике ребенка, то запомните следующие заповеди (В. А. Кан-Калик):

1)ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;

2)не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает в семье длительный эмоциональный дискомфорт для детей;

3)если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в нее ребенка в качестве свидетеля;

4)под «горячую руку» не формируйте у ребенка плохое представление друг о друге, например: «Вот полюбуйся, Володя, какой у тебя отец»;

5)умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры; помните: если даже вы остынете и помиритесь, то ребенок еще долго будет переживать.

Для того чтобы избежать негативного влияния конфликтов, И. Плотниекс предлагает придерживаться некоторых практических советов:

—подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта;

—прежде чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно;

—обмен мнениями, спор на конфликтную тему должны происходить в условиях доброжелательности;

—внимательно выслушайте и постарайтесь понять партнера;

—в споре не произносите часто слова «я» и «мне»;

—ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.

VIII.Развивайте умения, которые помогут вам снять напряжение.

Задание: постарайтесь в конце своего рабочего дня или когда вы сильно утомлены, выполнить следующие упражнения (Н. В. Самоукина).

Публикации по теме:
Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Учитесь общаться
Опубликовано: 31 декабря 2013 в 15:20
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Содержание Введение 1. Оснащение предметно развивающего пространства по...