«Удивительный мир». Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников

Светлана Третьякова
«Удивительный мир». Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников

ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ; ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Удивительный мир»

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССАХ

Составители:

учитель подготовительного класса Третьякова СН

учитель подготовительного класса Тюрикова ЛВ

Класс: подготовительный

Количество часов: 33

УМК: на основе работ О. С. Гомзяк, М. Ю. Картушина

АКТУАЛЬНОСТЬ

Движения руки всегда тесно связаны с речью

и способствуют ее развитию

В. М. Бехтерев

В последнее десятилетие увеличилось количество детей предшкольного возраста с недостаточной сформированностью всех языковых структур, с нарушением общей, мелкой и артикуляционной моторики, просодических компонентов. Данные вопросы с успехом реализуются в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Дети, не посещающие ДОУ, не получают в домашних условиях должной подготовки к обучению в школе, поэтому на базе школ открываются группы предшкольного образования. Как правило, многие из детей, посещающих эти группы, из социально незащищенных слоев населения, у большинства имеются различные речевые дефекты, ограниченный словарный запас, низкий уровень интеллектуального развития. Учителя отмечают, что многие 6-7-летние дети плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец. Отмечается снижение темпа графической деятельности, а низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе. Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений. Максимально эффективное воздействие на формирование данных процессов возможно лишь при использовании комплексного подхода. Изучив проблемы и учтя рекомендации учителей на-чальных классов, учителями подготовительных классов Третьяковой С. Н. и Тюриковой Л. В. была разработана программа «Удивительный мир» по развитию мелкой и артикуляционной моторики, а также лексико-грамматического строя речи, рассчитанная на 1 год обучения. Каждое занятие комплексное, проводится на материале одной лексической темы. При разработке были использованы сюжеты детского познавательного мультфильма «Лунтик», в соответствии с темой занятия просматривается и обсуждается конкретная ситуация.

Программа коррекционно- развивающей работы составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Усть-Баргузинская СОШ имеет возможность реализации региональной модели предшкольного образования. В образовательном учреждении существует нормативно-правовая база муниципального и регионального уровня, имеется оптимальная предметно - развивающая среда и квалифицированные кадры. Инновационная деятельность в общеобразовательном учреждении присутствует. Форма организации предшкольного образования представлена двумя группами дошкольников кратковременного пребывания детей в ОУ. Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий и осуществляется учителями, педагогами дополнительного образования, психологом, логопедом.

Образовательный процесс организуется с использованием технологии развивающего обучения, а также игровых технологий.

ОБЛАСТИ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ:

Качество предшкольного образования.

Контроль за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей перед поступлением в школу.

Квалифицированная помощь в случае необходимости.

Инновационная деятельность.

ПРОБЛЕМЫ, НА КОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА:

Доступность подготовки детей к школе для всех социальных групп населения.

Создание эффективных предметно - развивающих условий.

Охрана и укрепление здоровья детей.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Выравнивание стартовых возможностей дошкольников и обеспечение психологической готовности к обучению детей, не посещавших ДОУ.

Развитие и обогащение словарного запаса, внимания, мышления, памяти, мелкой, артикуляционной и общей моторики.

Формирование лексико-грамматической стороны речи

ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ:

Инновационное направление позволит удовлетворить запрос родителей и учителей на качественную и доступную подготовку детей к школе всех социальных групп населения.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Воспитание ребенка через создание условий для его саморазвития и самореализации.

Развитие, позволяющее в дальнейшем успешно адаптироваться в начальной школе.

Организация активного и здорового образа жизни.

Создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы активизирующей его творческий потенциал.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Донесение до ребенка базовых основ культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное, эстетическое и физическое воспитание.

Современное дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации программы-2012-2015г. г.

Этапы реализации:

1этап-проектировочный (май 2012г - август2012г)

Разработка Программы, перспективное планирование работы, прогнозы конечных результатов, пополнение материальной базы.

2этап-реализация программы (сентябрь 2012г-май 2013г)

Осуществление Программы, контроль за реализацией, мониторинг результатов, корректировка в процессе работы, взаимопосещение уроков, обмен опытом с ДОУ

3этап – (май 2013г-сентябрь2013г)

Анализ результатов, обобщение опыта, определение перспектив предшкольного образования.

УСПЕШНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ:

• Увеличение количества детей охваченных предшкольным образованием.

• Повышение качества образования, как результат инновационной деятельности.

• Доступность качественной подготовки детей всех социальных групп населения.

• Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе и желанию учиться.

• Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.

• Увеличение количества успешных учащихся начальной школы.

ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬ:

Муниципальное образовательное учреждение «Усть –Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова КМ»

Публикации по теме:

Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
«Удивительный мир». Программа по развитию мелкой и артикуляционной моторики и лексико-грамматического строя речи дошкольников
Опубликовано: 28 декабря 2013 в 15:35
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...