«Украшение малицы». Конспект занятия по краеведению (подготовительная группа)

ирина попова
«Украшение малицы». Конспект занятия по краеведению (подготовительная группа)

Конспект занятия по краеведению (подготовительная группа)

Тема: «Украшение малицы

Программное содержание;

1. Продолжить развивать интерес детей к жизни и быту народа коми.

2. Познакомить и показать различия в видах верхней одежды народа коми (малица, парка).

3. Развивать познавательные способности детей.

4. Закрепить знания детей о коми орнаменте.

5. Закрепить умения детей выкладывать орнамент из природного материала.

6. Развитие мелкой моторики рук детей

Словарная работа: обогащать речь детей новыми словами (малица, парка).

Закрепить понятия: чум, оленеводы,, орнамент.

Необходимый инвентарь: иллюстрации (тундра, олени, чум). Куклы в малице и парке. Образцы коми орнамента. Клей ПВА, шаблоны малицы, природный материал (крупа, семечки).

Ход занятия:

- Приглашаю вас в Олению,

Приглашаю вас в снежинию,

В интересную Тюлению,

В неизвестную Моржинию.

- А как вы думаете, куда я вас приглашаю? Где находятся эти необыкновенные страны? И почему они так называются? (На север Коми края, в тундру).

- Сегодня мы отправляемся в северную часть нашей республики. А как она называется (республика коми) туда, куда мы отправляемся нет дорог, поэтому мы полетим с вами на самолете

- Закрыли глаза и отправляемся в полет, полетели.

- Звучит негромкая музыка, воспитатель рассказывает:

- Тундра – большая территория севера, у нее нет ни конца, ни края. тундра – очень красивая. Летом она зеленовато - голубая, от зеленого мха и редких растений,голубая- от северных рек и озер. лето в тундре очень короткое, недолгое, можно сказать его почти нет. А зимой тундра белоснежная, реки замерзают, а земля покрывается толстым слоем снега. Поэтому ее и называют страной – снежинией. Снег появляется ранней осенью и держится почти всю весну. Можно сказать, что в тундре постоянная зима. Дуют холодные, пронизывающие ветры.

- Открываем глазки вот мы и в тундре. Здесь очень красиво. (показ картин) а вы догадались, почему тундру называют страной –Оленией (правильно, ведь олени- это главные обитатели тундры)

- Тундра такая большая, нов ней мало растений, почти нет деревьев. Как вы думаете, почему? (очень холодно, земля промерзает и корням трудно добывать питательные вещества, поэтому деревья и кустарники небольшого размера.).

- Здесь нет больших домов и не ездят машины. На чем передвигаются люди в тундре (на оленях, на собаках, на снегоходах)

- Вместо домов здесь стоят непонятные домики – шалашики.

- Что это? (чум).

- Из чего он сделан?

- А почему он быстро собирается и разбирается (для удобства, т. к нужно часто переезжать)

- Кто живет в этом чуме

- Кто такие оленеводы? Чем они занимаются?

- Посмотрите, какая интересная одежда у оленеводов. Из чего она?

- Жители коми края, живущие на севере научились хорошо выделывать шкуру оленя и шить из него одежду и обувь. Эта одежда очень удобная и практичная, так как мех у оленей густой, теплый. Одежда похожа на чум, тоже стоит вокруг себя, капюшон приклеивается к воротнику, а рукавички пришиваются к рукавам. Верхняя одежда бывает двух видов: малица и парка.

- Чем они похожи? (Нет застежки, одеваются сверху).

- В чем их различия? (У малицы мех внутри, а сверху – ткань, у парки – мех наружу).

- Как вы думаете тепло ли, удобно ли ходить по тундре в такой одежде? Почему?

- Малицу одевают на тело, ну, а если очень холодно, то сверху надевают парку.

- Обратите внимание – малица украшена узорами. Что это за узоры? (Коми орнамент).

- Для чего мастерицы так красиво расшивают одежду узорами?

- Откуда они берут эти орнаменты? (Из жизни, из того, что их окружает, что видят, то и рисуют, вышивают…а раньше орнамент служил подписью, знаком родства, защитой, оберегом от злых духов)

- Давайте прогуляемся по тундре (физминутка)

- 1,2,3,4,5 в тундру мы пойдем гулять

- За морошкой, за брусникой

- Мы за клюквой, голубикой.

- Много ягод мы набрали

- и друг друга угощали.

- немного отдохнули, а теперь предлагаю вам потрудиться. Превратиться в северных мастеров и мастериц. Нужно украсить вот эту верхнюю одежду оленеводов.

- Что это?

- А почему малица, а не парка?

- Малицу обычно украшают снизу, по подолу, иногда делают узор и по середине.

- Чтобы получить малицу и украсить её, вы должны угадать, что за коми орнамент на ней нарисован.

- А теперь можно приступить к работе. Работаем аккуратно, стараемся.

- А пока вы работаете, я прочитаю вам стихотворение коми поэта Александра Журавлева, который писал стихи для детей на русском языке.

- Стихотворение называется «Малица»

- Папа малицу привез.

- Посмотрите, нате!

- Не боюсь тебя,мороз!

- Руки, уши, лоб и нос

- В малицу я спрятал.

- В ней на улицу пойду,

- Подскользнусь и упаду.

- Мне тепло сидеть в снегу

- Я еще не так могу…

- Вот какая малица – всем ребятам нравится!

- Малицы получились очень красивые, разнообразные. Так и хочется их примерить. И орнамент разный, но очень сочетается друг с другом. Целая композиция – картинка получилась. Можно сразу догадаться, что здесь малица – для охотника, эта для рыбака, а эта для женщины, которая любит собирать ягоды.

- Где же мы с вами сегодня оказались? (в тундре).

- Что мы узнали о тундре?

- Как одевались люди в тундре? Почему?

- Из чего их одежда?

- Почему они не носят шапку и пальто?

- Мы тоже живем в коми крае, но не носим малицу. А в тундре носят. Почему так?

- Путешествие по тундре подошло к концу, садимся в самолет и отправляемся в обратный путь, в родной город, который как называется (Сыктывкар)

- Закрывайте глазки. (воспитатель читает)

- Стихотворение Вадимира Трусова «Я на севере живу»

- Мчатся олени в тундре быстро

- Снег взметается искристый.

- Вот бы мне быстрей

- в руки гибкий взять хорей!

- Замелькали б километры

- Под копытами оленей

- И ударили бы ветры

- По щекам с морозным пеньем!

- Тундра! Вот она какая!

- Вот под солнцем в жгучих блестках

- Тундра ни конца, ни края,

- Ни дорог, ни перекрестков!

- Прилетели. Понравилось вам наше путешествие? Сегодня мы узнали, что у жителей крайнего севера- тундры есть особенная одежда: малица и парка, значит и обувь у них должна быть какая-то особая. Ну, а об этом в следующий раз. Кто считает, что на занятии он был молодцом или умничкой, может погладить себя по голове. А я поглажу только того, кто был лучше всех! (гладит всех)и еще у меня для вас есть подарок – это малица, но она не из оленьего меха, в ней нельзя гулять по морозу, а из ткани. Можете ее одевать и играть в сюжетно-ролевые игры: «Тундра», «Оленеводы», «Построим чум»

«Украшение малицы». Конспект занятия по краеведению (подготовительная группа)
Публикации по теме:

Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Что умеют коми делать из меха. Украшение малицы» Программное содержание; 1. Продолжить развивать интерес детей к жизни и быту народа коми. 2. Познакомить и показать различия в видах верхней.

Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа»Отчёт о проведении фольклорного праздника «Рождественские посиделки коми народа» 17 января 2014 года на базе МБДОУ «Прогимназия №1» проведен, ставший традиционным, фольклорный праздник «Рождественские посиделки народа.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Украшение малицы». Конспект занятия по краеведению (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 февраля 2014 в 19:23
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...