Папки-передвижки

Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности

Елена Климентова
Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности

Данная тема наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет.

Педагогические работники должны быть компетентны в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, которые имеют определенный уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления задач по физическому воспитанию, владеющих теоретическими и практическими навыками для создания и реализации здоровьесберегающей системы в ДОУ, становится актуальной.

Публикация «Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности» размещена в разделах

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, сто сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет практически здоровы, но имею функциональные отклонения в состоянии здоровья :

З3% - нарушение осанки;

30% - невротические отклонения;

50% - низкий показатель развития основных двигательных качеств;

Результаты исследований НИИ:

Нарушение осанки:

24% - дети с 3-х лет;

66% - дети с 6-ти лет;

35% - дети с 7-ми лет;

Сколиоз формируется в детском возрасте с 6-ти лет. Он поражает в среднем 10-15% детей. Причины многочисленны. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность связочного аппарата. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества: скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:

-неблагоприятные условия окружающей среды,

-недостаточная двигательная активность,

-слабый мышечный тонус,

-длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.

Факторы, влияющие на здоровье детей :

- неблагоприятная среда – 20%;

- образ жизни – 50%;

- медицинская помощь – 30%;

Вновь на повестке дня проблема «школьной незрелости». Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в 2 раза больше, чем в 80-е гг. Раннее начало обучения (с 6-ти лет) на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит чрезмерному нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Настораживает их и тот факт, что среди «школьнонезрелых» детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек.

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются:

- снижение общего уровня жизни, экологическая обстановка;

-безграмотность и безразличие родителей в вопросах формирования и охраны здоровья;

- низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи;

Однако нельзя не отметить, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки, а также недостаточными знаниями педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья. Все вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей. Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу. Именно он, как активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни.

Оценка двигательного режима вДОУ:

1. Время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты;

2. Объем двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для качественной оценки двигательной активности;

3. Интенсивность двигательной активности.

Существующий двигательный режим восполняет 50% потребности в движении. По данным большинства исследований, 30-40% детей имеют избыточный вес в связи с недостаточной двигательной активностью.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ребенком в течение дня, ниже возрастной нормы. В статичном положении увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Отсюда нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, гибкости, силы и т. д.

В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Немного истории. В своем развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку приходилось пробегать и проходить ежедневно десятки километров в поисках пищи, чтобы выжить. Так выделились пять основных жизненно важных движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования – выживал тот, кто лучше владел ими. Измерять объем двигательной активности не было необходимости. Человек двигался на пределе своих возможностей. Развитие науки и техники снижает ДА людей, поэтому имеем такие неутешительные данные. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» физическими упражнениями. Отсюда встала проблема определение нормы ДА.

В каких же единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего – в условных шагах. Для этого используется шагомер – прибор оценки двигательной активности. Он активно реагирует на движение и считает шаги. Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику и при проведении физкультурного занятия.

У взрослых норма 10 000 шагов в день;

У детей старшего дошкольного возраста – 14 000 шагов в день;

У младших дошкольников – 9 000-13 000 шагов в день;

Интенсивность двигательной активности – среднее количество движений в минуту.

- примерно 44-50 у детей трех – четырех лет;

- примерно 54-60 у детей пяти – шести лет;

- примерно 70-87 у детей шести – семи лет;

- смена движений составляет 550-1000 раз в день.

Благодаря частой смене движений происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для разных движений. Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется главным образом предложенным двигательным режимом в течение дня, площадью для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизной игровых и физкультурных пособий.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Двигательная активность:

- один из важнейших показателей физического развития;

- один из показателей готовности детей к школе;

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей :

- объем движений за день составляет в пределах 2160 до 13000, в среднем 6000 шагов;

-время двигательной активности колеблется в пределах 1-3 часов;

-интенсивность от21 до 108 движений в минуту, в среднем 38-53 движения.

Таким образом, можно условно выделить три группы детей :

большой, средней и малой подвижности.

Дети малой подвижности составляют в саду примерно 25% .

Среднесуточное количество шагов: 2700-4500 шагов в день.

Продолжительность двигательной активности в день – 40-50 минут

Причины малоподвижности:

- слабые двигательные умения и навыки;

- дефицит условий для движений;

- состоянием здоровья;

- дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.

Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Таких детей следует «раздвигать». Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью, в течение всего дня. Среди них выделяются дети с несколько повышенной или сниженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении.

Количество таких детей в каждой группе примерно 50 - 65% от общего количества группы.

Среднесуточное количество шагов в пределах 5300-6700.

Продолжительность двигательной активности в день – 2,5-3 часа.

Интенсивность движений в минуту – 32-56 движений.

Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют примерно одну пятую от общего количества группы. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень ее осознанности». Движения быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Количество таких детей в каждой группе примерно 20% от общего количества группы.

Среднесуточное количество шагов в пределах 8000-10000.

Продолжительность двигательной активности в день – 3-3,5 часа.

Интенсивность движений в минуту – 55-110 движений.

Подводя итог, хочется надеяться, что вышеизложенное поможет всем нам создать в условиях дошкольного учреждения рациональный двигательный режим, помогая детям повышать двигательную активность. Целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и при правильной организации могут обеспечить восстановление и сохранение здоровья.

Литература:

В. А. Шишкина "Движение+движение";

М. Рунова "Двигательная активность ребенка в детском саду".

Публикации по теме:

Первый день в бассейнеПервый день в бассейне охранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 19:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД