МААМ-картинки

Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации

Ирина Гладилина
Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации

На сегодняшний день тема здоровьесбережения дошкольников в образовательном процессе является особенно актуальной. За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста. Причинами резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного специалисты выделяют: низкий уровень жизни, неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояние здоровья матерей; недостаточная двигательная активность детей; недостаточная квалификация педагогов и воспитателей в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста; безграмотность и незаинтересованность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; неполноценное питание.

Публикация «Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Сохранение здоровья населения является ключевой задачей, стоящей перед современным обществом. Для дошкольных образовательных организаций, где ребёнок проводит большую часть своего времени, особую значимость приобретает деятельность по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, соответственно, перед педагогами стоят задачи воспитывать интерес к собственному оздоровлению, развивать навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья. Период дошкольного возраста является благоприятным периодом для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Управление работой по здоровьесбережению в ГБДОУ должно строиться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; приоритетным направлением детского сада по физическому развитию; подбором современных здоровьесберегающих технологий и методик; координацией деятельности педагогов и специалистов детского сада; укреплением партнёрских отношений с родителями и социумом.

Особенность управления работой по здоровьесбережению в дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы скоординировать работу всех участников образовательного процесса - педагогов, медицинского персонала, администрации детского сада, родителей по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни. Работая в этом направлении, необходимо оптимизировать систему физкультурно-оздоровительной работы в ГБДОУ за счет внедрения современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, разработать методику использования системы работы по формированию у детей здоровьесберегающего поведения в специально созданных и жизненных ситуациях.

Также управление работой по здоровьесбережению предполагает разработку и создание модели методического процесса, которая включает в себя: разработку рабочих программ, методических рекомендаций; повышение квалификации педагогов; разработку и внедрение методической системы ГБДОУ; разработку и создание банка различных форм работы по здоровьесбережению, учебно-методических разработок и картотек.

Необходимым условием в управлении работой по здоровьесбережению в ГБДОУ для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является построение методической работы по повышению компетентности педагогов. Для реализации задачи повышения компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения необходимы условия.

Работу по здоровьесбережению дошкольников в нашем детском саду можно разделить на несколько блоков:

1 БЛОК. Здоровьесберегающая инфраструктура

Здание и оборудование ГБДОУ детского сада №50 Адмиралтейского района СПб соответствует требованиям санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", включая групповые помещения, детскую мебель, кабинеты специалистов, музыкальный и физкультурные залы.

Физкультурный зал оборудован минимально необходимым спортивным инвентарём в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по образовательной

На всех прогулочной площадке установлены спортивно-игровые конструкции.

Пищеблок детского сада соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и обеспечивает для всех воспитанников и сотрудников детского сада 4-х разовым питанием, оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием.

Здание и территория детского сада, все групповые помещения соответствуют требованиям техники безопасности.

В детском саду есть медицинский кабинет, оснащённый стандартным комплектом оборудования.

В каждой группе имеется зона двигательной активности (физкультурный уголок, оборудование и инвентарь в котором разнообразен, доступен, безопасен, эстетичен.

2 БЛОК. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, образовательной программой дошкольного образования, календарным учебным графиком.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Физическое воспитание детей направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала с возрастом и ростом ребенка.

Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут, а для детей от 6-ти лет – не более 30 минут.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

3 БЛОК. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду регламентируется Образовательной программой ДО ГБДОУ детского сада № 50 Адмиралтейского района СПб система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы :

Ежедневный утренний прием детей в группы осуществляется в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

Индивидуальный подход: с детьми, отстающими в физическом развитии, пришедшим после болезни

Формы традиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ГБДОУ :

Утренняя гимнастика, традиционная, игровая

НОД (физкультурные занятия, проводятся в соответствии с образовательной программой. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение;

подвижные и спортивные игры. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения;

самостоятельные спортивные игры и упражнения

Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ГБДОУ :

дыхательная гимнастика, способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких;

ритмопластика;

динамические паузы рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

гимнастика пальчиковая, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);

гимнастика для глаз;

гимнастика бодрящая, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ГБДОУ;

гимнастика ортопедическая, рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы;

Кроме того, в ГБДОУ проводятся:

Неделя здоровья, физкультурные досуги (1 раз в месяц, физкультурно – спортивные праздники, игры – соревнования между возрастными группами, и др. мероприятия.

4 БЛОК. Образовательный процесс по формированию ЗОЖ у дошкольников

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий : обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технологии обучения здоровому образу жизни :

– Проблемно – игровые, занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;

– Коммуникативные игры, занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия;

– Занятия из серии «Здоровье», включены в сетку занятий в качестве познавательного развития;

– Игровой метод с включением сюжета, создание воображаемой ситуации;

– Викторины, кроссворды, дидактические игры;

– Сюрпризный момент, приход героев;

– Использование музыки, потешек, художественного слова, загадок и др.

– Поддержание диалогов детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны

5 БЛОК. Просветительская работа с родителями по здоровьесбережению дошкольников

В работе с родителями в данном направлении ставятся такие задачи как:

1. Обеспечение семей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

2. Разработка комплексов игровых упражнений, направленных на профилактику психофизического и оздоровительного воспитания детей.

3. Разработка стратегического плана оздоровительных мероприятий с часто болеющими детьми на основе взаимодействия с семьей.

4. Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.

5. Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.

6. Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

7. Ожидаемые результаты работы по оздоровлению и здоровьесбережению детей :

Снижение уровня заболеваемости.

Расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Умение использовать полученные знания для самооздоровления.

В ГБДОУ проводятся мероприятия с родителями, посвящённые проблеме охраны и укрепления здоровья школьников.

– Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе и главном фойе детского сада;

– Участие родителей в физкультурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (соревнования, Дни открытых дверей, Недели здоровья, спортивные праздники);

– Консультации, практикумы, мастер классы, родительские собрания, консультации специалистов, групповые и индивидуальные беседы медсестры, педагога-психолога, методиста ГБДОУ

– Совместные физкультурные занятия родителей с детьми, с целью помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности;

– Изучение потребности семьи, через анкетирование (позволяет нам выстроить работу с ними по повышению их педагогической культуры в области физического развития и формирования здорового образа жизни);

– Информирование родителей о состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности ребенка и индивидуальное консультирование;

– Совместные походы, экскурсии;

– Функционирование на сайте детского сада рубрики «Физкультминутка» для каждой возрастной группы.

6 БЛОК. Повышение профессиональной компетентности педагогов по формированию здоровьсбережению

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагогов ГБДОУ в решении актуальных вопросов по физкультурно-оздоровительной работе, по здоровьесбережению дошкольников.

Формы и направления повышения квалификации педагога по формированию здоровьсбережения :

Работа воспитателей в городских группах профессионального общения по физическому развитию.

Подгрупповые и индивидуальные практикумы с педагогами по показу и отработке техники выполнения основных видов движений.

– Включение в годовой план работы детского сада консультаций по здоровьесбережению дошкольников, новых подходов и технологий

– выступления, участие в научно-практических конференциях по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

– участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

– 100% педагогов детского сада прошли в сентябре 2021 года курсы повышения квалификации по программе «Оказание первой помощи детям».

7 БЛОК. Взаимодействие специалистов

Взаимодействие специалистов осуществляется с целью организации их совместной деятельности в целях улучшения качества образования в детском саду в направлении сохранения и укрепления здоровья детей.

– В детском саду функционирует психолого-педагогический консилиум, объединяющий усилия специалистов, который действует на основании Положения.

Формы взаимодействия специалистов: открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.

– Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят физкультурные занятия, совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей Вместе с воспитателем проводят спортивные, подвижные ритмические игры.

– Методист проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы : походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

– Приходящий логопед работает в тесном контакте с воспитателями проводит пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим логопедические проблемы.

– Проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний, мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно-просветительские и другие). Обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами. Медицинские работники работают в тесном взаимодействии с педагогами детского сада.

8. БЛОК. Диагностика и анализ

Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды.

В основе нашей системы мониторинга здоровьесберегающей среды в ГБДОУ лежат следующие принципы:

– тесная связь мониторинга с управлением. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений, поскольку задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, отклонении от нормы. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать отрицательный результат.

Диагностика и анализ осуществляется с целью определения уровня организации работы в ГБДОУ по направлению формирования здоровьесбережения детей.

Диагностика:

– оформление и ведение индивидуальных карт развития детей;

– диагностика уровня сформированности представлений детей о ЗОЖ;

– диагностика физического развития (антропометрические данные);

– диагностика физической подготовленности (бег, метание, прыжки);

– диагностика двигательной активности (выносливость, гибкость, ловкость).

Анализ организации работы в ГБДОУ по направлению здоровьесбережения осуществляется через:

– аналитический блок в годовом анализе по реализации годовых задач;

– аналитический блок в ежегодном самоанализе (публичный отчет, выставляется на сайт детского сада;

– анализ посещаемости и заболеваемости;

– распределение детей по группам здоровья;

Таким образом, особенности управления здоровьесбережением в ГБДОУ включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания воспитанников; определение оптимальной учебной нагрузки, режима организованной образовательной деятельности; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятий физической культурой и спортом; прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством РФ; обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду; построение методической работы по повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения;

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации»Фоторепортаж о курсах для педагогов «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» Фоторепортаж о курсах для педагогов "Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации» От того, насколько быстро и эффективно.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Конструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУКонструирование из деревянного конструктора в организации образовательной деятельности с детьми в ДОУ Конструирование – это особая форма детской деятельности, основная цель - создание из различных материалов разнообразных игровых поделок.

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление работой по здоровьесбережению как условие повышения эффективности дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 24 мая 2021 в 21:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД