МААМ-картинки

Урок физики в 8 классе (с элементами исследовательской деятельности) «Испарение. Конденсация»

Наиля Алюшева
Урок физики в 8 классе (с элементами исследовательской деятельности) «Испарение. Конденсация»

Тема урока : «Испарение. Конденсация».

Тип урока : комбинированный.

Цели урока :

образовательные:

• формировать понятия о явлениях испарения, конденсации;

• научить устанавливать указанные факты и объяснять конкретные ситуации;

• закрепить навыки работы с оборудованием;

• продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент.

развивающие:

• формировать представление о процессе научного познания;

Публикация «Урок физики в 8 классе (с элементами исследовательской деятельности) „Испарение, Конденсация“» размещена в разделах

• развивать способности школьников выдвигать гипотезы, обосновывать, планировать решения, выражать свои мысли вслух;

• обучить приемам мышления, способам и методам постижения физических явлений.

воспитательные:

• прививать культуру умственного труда;

• воспитывать внимательность, собранность и аккуратность при выполнении практической работы и оформлении ее результатов;

• воспитывать интерес и любовь к науке;

• умение работать в группах.

Задачи урока :

• формирование учебной мотивации при изучении темы «Испарение. Конденсация»;

• применения активных форм и методов в обучении физике.

План урока :

Этап Время, мин Приемы и методы

1. Постановка учебной проблемы. Повторение

2. Изучение нового материала: Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

3. Закрепление изученного материала

4. Подведение итогов.

5-7

15-20

10-15

1-2 Сообщения учителя. Фронтальный опрос с повторением простых опытов по взаимодействию тел.

Рассказ, беседа, демонстрация опытов. Фронтальный эксперимент, формулировка выводов.

Ответы на вопросы. Решение качественных задач, пояснения учителя, тест.

Слова учителя.

Оборудование:

• весы лабораторные - 2 шт.

• термоскоп

• жидкостный манометр

• мерные стаканы – 6 шт.

• картон

• 3 пузырька с жидкостями (вода, спирт, масло)

• пластина размером А4 – 1 шт

• салфетки

• широкий и узкий сосуд

• пипетка – 6 шт.

• психрометр

Ход УРОКА:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья мои! Садитесь.

Как вы хорошо выглядите! Посмотрите на себя в зеркало, поправите прическу, улыбнитесь. У всех ли зеркало чистое? Что нужно сделать, чтобы очистить зеркальную поверхность? (надо дунуть и протереть)

2. Актуализация знаний.

Сегодняшняя встреча будет посвящена давно известным явлениям, которые сегодня вы научитесь видеть по–новому. Так как вы с ними знакомы, то во время отвечайте пожалуйста на мои вопросы и за каждый правильный ответ вы будите получать по звездочки, которые будите приклеивать в тетрадь.

Слайд1. (изображение круговорота)

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе

Пока наконец, не вливается … в море.

Моря пополняют запас океанов.

Над ним формируются клубы тумана,

Они поднимаются выше,

Пока не превращаются в облака.

А облака проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, какой процесс описывается в стихотворении?

УЧЕНИК: круговорот воды в природе.

УЧИТЕЛЬ: Это знакомое вам явление из природоведения, иногда приводит к стихийным бедствиям.

Как например наводнение, недавно произошедшие в Туапсинском районе Краснодарского края. Слайд2 (изображение стихийного бедствия)

Учёные всего мира не теряют надежду научиться укрощать стихию. Сегодня мы рассмотрим физическую суть некоторых процессов, которые лежат в основе круговорота воды в природе.

УЧИТЕЛЬ: Какие природные процессы, связанные с водой, вам знакомы из природоведения, из жизни?

УЧЕНИК: испарение, конденсация, кристаллизация, плавление.

УЧИТЕЛЬ: Начнем изучать эти явления с опыта: возьмите зеркало и подышите на него. Что вы наблюдаете?

УЧЕНИК: Зеркало запотело, появились капельки воды.

УЧИТЕЛЬ: Правильно. Что происходит с пятном через некоторое время?

УЧЕНИК: Пятно становится меньше.

УЧИТЕЛЬ: Почему? Куда делась вода с зеркала?

УЧЕНИК: Испарилась!

УЧИТЕЛЬ: А почему пятно появилась на зеркале? (показываю)

УЧЕНИК: это пар!

УЧИТЕЛЬ: Пятно – это капельки воды, образовавшиеся из пара. Водяной пар мы не видим, мы видим капельки. А вот образовавшиеся капельки жидкости из пара, называется конденсацией.

Испарение и конденсация это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Записываем тему в тетрадь.

Какие примеры испарения и конденсации вы можете привести?

УЧЕНИК: испарение : мокрое белье сохнет, вода разлитая на пол, высыхает

лужа после дождя, белье сохнет, щи кипят, высунутый язык собаки;

конденсация : образование облаков, туман, роса, парниковый эффект.

УЧИТЕЛЬ: Ваши примеры являются фактами, полученными из наблюдений в природе и быту, в конце урока мы объясним эти факты изучив явления испарения и конденсации, это и есть цель нашего урока.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, в каких состояниях бывает вещество? (Слайд 3) (изображение переходов, с эффектом выскакивания)

УЧЕНИК: твердое, жидкое и газообразное.

УЧИТЕЛЬ: Переход вещества из твердое в жидкое как называется?

УЧЕНИК: плавление.

УЧИТЕЛЬ: а из жидкого в твердое?

УЧЕНИК: отвердевание.

УЧИТЕЛЬ: Из жидкого в газообразное?

УЧЕНИК: испарение.

УЧИТЕЛЬ: Из газообразного в жидкое?

УЧЕНИК: конденсация.

Построим модели испарения и конденсации. (Слайд 5)

Сосуд, «наполним» жидкостью. Изобразим молекулы этой жидкости в виде шариков.

(В тетрадях ученики рисуют сосуд с жидкостью)

Слайд 4:

Теперь с помощью стрелок изобразим направление движения

молекул. Мы знаем, что молекулы жидкости непрерывно движутся с самыми разнообразными скоростями. Некоторые молекулы имеют очень большие скорости, и находясь у поверхности жидкости, преодолевают притяжение соседних молекул и вылетают из нее. Друзья, каким молекулам легче всего покинуть жидкость?

Слайд 5:

УЧЕНИК: те, которые находятся на поверхности жидкости.

УЧИТЕЛЬ: Правильно ребята, явление испарения объясняется вылетом молекул с поверхности жидкости.

УЧИТЕЛЬ: теперь обобщаем: за пределы жидкости молекулам мешают вылететь силы притяжения, действующие между ними. Только «быстрые» молекулы, обладающие большой кинетической энергией способны преодолеть эти силы.

(Екин)молекул >> (Епотенц)молекул

УЧИТЕЛЬ: А что образуется над жидкостью в результате испарения?

УЧЕНИК: пар.

Таким образом, мы можем дать два определения.

Парообразование- процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.

Испарение- это процесс парообразования происходящее с поверхности жидкости при любой температуре.

(ученики записывают определении в тетрадь)

Опыт с психрометром.

Показываю психрометр ученику сидящему на первой парте.

УЧИТЕЛЬ: Какой термометр показывает большую температуру?

УЧЕНИК: сухой.

УЧИТЕЛЬ: Почему, как вы думаете, влажный термометр показывает меньшую температуру?

УЧЕНИК: происходит процесс испарения.

УЧИТЕЛЬ: Вывод: Так как при испарении из жидкости вылетают наиболее быстрые молекулы, средняя кинетическая энергия молекул, остающихся в жидкости уменьшается, температура жидкости понижается.

УЧИТЕЛЬ: Теперь, выясним от чего зависит скорость испарения. Сейчас я разделю вас на группы и вы используя имеющиеся оборудование и план – задание, исследуйте испарение жидкости.

Работа в группах 5-7 мин. В это время учитель наблюдает за работой учащихся, корректирует, советует тем, кому это необходимо.

(Когда все группы сделали, подводим итог проделанной работы.)

УЧИТЕЛЬ: Давайте подведем итоги:

Что сегодня на уроки мы выясняли с вами знать об испарении?

УЧЕНИК: (если ученики не отвечают, задаю вопросы: Наш жизненный опыт нам подсказывает испарение происходит только при высокой температуре?

Что происходит с внутренней энергией испарившийся жидкости?

Слайд 6: Общий вывод: (Запишите в тетрадь)

1. Все жидкости при любой температуре испаряются;

2. При испарении жидкости охлаждаются;

3. Скорость испарения зависит от температуры, рода жидкости, площади поверхности и скорости движения окружающего воздуха.

УЧИТЕЛЬ: молекулы, покинувшие жидкость беспорядочно движутся над ее поверхностью и образуют над жидкостью пар. Сталкиваясь с другими молекулами, они меняют направления своего движения.

Слайд 7:

УЧИТЕЛЬ: А что будет ребята, если молекулы покинувшие жидкость, встретятся на своем пути с более низкой температурой? Например, с холодным воздухом, стеклом.

Эксперимент конденсация жидкости над кипящей водой в пробирке.

Для этого, возьмем пробирку, поместим ее в зажим, нальем в нее на одну треть воды и доведем до кипения над спиртовкой.

Сверху поместим предметное стеклышко. Спустя некоторый промежуток времени увидим крупные капли конденсировавшийся воды.

УЧИТЕЛЬ: А что вы можете сказать про это стеклышко теплое оно или холодное?

УЧЕНИК: (если молчит) дать потрогать.

УЧИТЕЛЬ: молекулы пара в процессе конденсации отдали часть своей энергии предметному стеклышку.

Итак, нами построены модели явлений испарения и конденсации.

Ребята, где в жизни можно наблюдать процесс конденсации?

УЧЕНИК: выдыхает воздух на морозе, пары влаги находящиеся в комнате конденсируются на холодном стекле, облака, роса.

УЧИТЕЛЬ: из всех этих примером, назовите условия при котором происходит конденсация?

УЧЕНИК: конденсация происходит при охлаждении паров при определенной температуры.

УЧИТЕЛЬ: Конденсация-это переход вещества из газообразного состояния в жидкое. Определение записываем в тетрадь.

УЧИТЕЛЬ: Мы рассмотрели процессы испарения и конденсации. Проверим, как вы усвоили сегодня материал. (На парте лежит один листок с тестом и на экране выведен). Ответы запишите в одну строчку, через запятую. (3 мин)

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация

Б) парообразование, конденсация

В) нагревание, охлаждение

2. Из какого сосуда быстрее испаряется жидкость (температура жидкости в обоих сосудах одинакова)

А) Из 1-го

Б) Из 2-го

В) Из 1-го и 2-го одинаково

3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные В) самые быстрые

Б) самые мелкие Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

А. Пар

Б. Вода

В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?

А. Остается неизменной

Б. Увеличивается

В. Уменьшается

Г. Иногда увеличивается, иногда уменьшается

Д. Не знаю

(прохожу проверяю кто как ответил, вызываю к доске написать кто правильно написал, с одной ошибкой)

УЧИТЕЛЬ: Ребята поднимите руки, кто справился с заданием.

Выйдете напишите на доске номера ответов. У кого такие же? У кого одна ошибка?

Ответы

В,А,В,А,Б.

Вопросы:

1. Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

(С поверхности кожи улетают быстрые молекулы, слой воды на кожи становится более холодным.)

1. Почему утром на траве появляются капельки росы?

(За ночь воздух охлаждается, молекулы водяного пара движутся более медленнее и начинается конденсация – образуются капельки росы).

2. Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

(при испарении тело охлаждается.)

3. Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

(постный, пленка жира препятствует испарению.)

4. Почему в жару собаки высовывают язык?

(испарение, у собак нет потовых желез, терморегуляция происходит через язык)

5. Почему вода, налитая в сосуд из слабо обожженной глины, заметно холоднее окружающего воздуха?

(происходит испарение, значит поглощение энергии)

Вывод:

Сегодня на уроке мы рассмотрели процесс испарения и конденсации, вывели их закономерности. Узнали, что при испарении жидкости происходит поглощение энергии, а при конденсации – выделение.

ГРУППА № 1: Исследование зависимости быстроты испарения от рода вещества.

1. Поместите салфетку на поверхность органического стекла.

2. Подпишите места куда вы будете капать различные жидкости (вода, спирт, масло).

3. С помощью пипетки набирайте одинаковое количество жидкости (вода, спирт, масло, капнете в одинаковые места.

4. Пронаблюдайте за размером мокрых пятен.

1. Вывод. Выберите правильный ответ:

скорость испарения зависит от

- рода вещества;

-скорости движения воздуха над поверхностью жидкости;

- температуры;

- площади поверхности жидкости;

- объема жидкости.

Оборудование: органическое стекло, салфетка, пипетка (3 шт. ,три пузырька с водой, спиртом, маслом.

ГРУППА № 2: Исследование зависимости быстроты испарения от движения воздуха.

1. Установите теплоприемник в штативе и присоедините к жидкостному манометру.

2. Намочите салфетку водой, и поместить ее на теплоприемник.

3. Пронаблюдайте за быстротой изменения уровня жидкости в манометре.

4. С помощью картонки создайте движение воздуха над салфеткой и теплоприемником.

5. Наблюдайте за быстротой изменения уровня жидкости в манометре.

6. Сравните результаты наблюдения.

7. Вывод. Выберите правильный ответ:

скорость испарения зависит от

- рода вещества;

-скорости движения воздуха над поверхностью жидкости;

- температуры;

- площади поверхности жидкости;

объема жидкости.

Оборудование: теплоприемник, жидкостный манометр, салфетка, вода в стакане, картон.

ГРУППА № 3: Исследование зависимости быстроты испарения от температуры.

ВНИМАНИЕ: Будьте осторожны при работе с горячей водой!

1. Уравновесить весы.

2. Налить 100мл холодной воды в мерный стакан № 1.

3. Налить 100мл горячей воды в мерный стакан №2 (с помощью учителя).

4. Осторожно установить мерные стаканы с жидкостями на весы.

5. Уравновесить весы с помощью пипетки, изменяя массу холодной жидкости.

6. Сделайте вывод через одну минуту. Выберите правильный ответ:

скорость испарения зависит от

- рода вещества;

-скорости движения воздуха над поверхностью жидкости;

- температуры;

- площади поверхности жидкости;

- объема жидкости.

Оборудование: лабораторные весы, два мерных стакана (№1 и №2, стаканы с горячей и холодной водой, пипетка.

ГРУППА № 4: Исследование зависимости быстроты испарения от площади поверхности.

1. Поставьте на разные чаши весов широкой и узкий сосуд.

2. Налейте воды в оба сосуда.

3. Уравновесить весы с помощью пипетки, изменяя массу холодной жидкостью.

4. Пронаблюдайте за равновесием весов.

5. Сделайте вывод, объясните наблюдаемое.

Выберите правильный ответ:

скорость испарения зависит от

- рода вещества;

-скорости движения воздуха над поверхностью жидкости;

- температуры;

- площади поверхности жидкости;

- объема жидкости.

Оборудование: лабораторные весы, широкий и узкий сосуд, пипетка, два стакана с водой.

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация

Б) парообразование, конденсация

В) нагревание, охлаждение

2. Из какого сосуда быстрее испаряется жидкость (температура жидкости в обоих сосудах одинакова)

А) Из 1-го

Б) Из 2-го

В) Из 1-го и 2-го одинаково

3. При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные В) самые быстрые

Б) самые мелкие Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

А. Пар

Б. Вода

В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости при повышении температуры?

А. Остается неизменной

Б. Увеличивается

В. Уменьшается

Г. Иногда увеличивается, иногда уменьшается

Д. Не знаю

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности «Фрукты» Возраст средний дошкольный. Формы работы: игры с правилами, познавательная беседа, ситуативный разговор, наблюдение, экспериментирование,.

Конспект интегрированного музыкального занятия с элементами исследовательской деятельности «Звук-волшебник» «Звук- волшебник» Цель. Формировать у детей стремление к активному участию в совместном коллективном музицировании; интуитивные представления.

Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик»Конспект интегрированного занятия с элементами опытно-исследовательской деятельности в старшей группе «Цветик-семицветик» .

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД по эстетическому развитию с элементами исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста Тема:Морскоепутешествие Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская Цель: Обратить внимание детей.

Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности «Путешествие в страну вулканов» Конспект НОД с элементами опытно-исследовательской деятельности на тему «Путешествие в страну вулканов» с детьми подготовительной к школе.

Конспект познавательно–исследовательской деятельности с элементами рисования во второй младшей группе. Вот какие наши сосульки Конспект познавательно – исследовательской деятельности с элементами рисования во второй младшей группе. «Вот какие наши сосульки» Вид.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Возраст воспитанников: старшая группа Форма проведения: Технологии – исследовательская деятельность и игровая Цель: изучить особенности.

Урок математики в 3 классе. «Урок повторения и самоконтроля» УРОК МАТЕМАТИКИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «УРОК ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ» УЧИТЕЛЬ СЛОЖЕНИКИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА Цель урока:находить.

Урок в 1 классе «Ты и вещи» Тема: «Ты и вещи». Цели урока: уточнить и обогатить представления первоклассников о различных профессиях и предметах используемых в разных.

Автор публикации:
Урок физики в 8 классе (с элементами исследовательской деятельности) «Испарение. Конденсация»
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 09:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД