Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»

Ирина Евгеньевна Свистушкина
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»

«Знатоки природы»

(урок –игра окружающий мир 2 класс)

Цель: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;

2. Расширить знания учащихся о значении растений в природе;

3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю;

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;

5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т. п.);

6. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.

Ход урока:

- Сегодня наш урок будет не совсем обычным:

3 команды знатоков природы встретятся на КВНе, посвящённом охране природы. Они покажут свои знания, а в конце урока мы подведём итог: какая из команд окажется победительницей в конкурсе знатоков природы. Оценивать правильность ответов будет жюри:

(представление).

А теперь представляются наши команды:

1: «Колокольчик»

2: «Пчёлка»

3: «Дубок».

Всем командам было дано задание нарисовать свою эмблему. Высшая оценка – 5 баллов.

Разминка:

- У каждой команды на столах лежат карточки с частями предложений. Ваше задание: попытаться составить из них эпиграф к нашему уроку.

- Я СОРВАЛ ЦВЕТОК

- И ТОГДА Я ПОНЯЛ

- И ОН ЗАВЯЛ

-Я ПОЙМАЛ ЖУКА

- ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ

- И ОН УМЕР У МЕНЯ В ЛАДОНЯХ

Ещё раз объясняю, что вам нужно расположить эти части предложений в такой последовательности, чтобы всё предложение имело законченный смысл.

Давайте начнём вместе.

Я читаю первую часть предложения: «Я СОРВАЛ ЦВЕТОК…», а вы ищите её окончание.

«И ОН ЗАВЯЛ». А дальше – самостоятельно. Через одну минуту проверяем вашу работу.

(звучит тихая музыка)

- Проверяем, что у вас получилось.

Каждая команда читает свой вариант.

- А почему же именно эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

(На экране выставляется количество баллов каждой команды)

- А сейчас конкурс «Угадай, кто я?».

- Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «Здравствуй!», скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

-Ребята, мы оказались с вами в лесу. Красив лес в любое время года, но особенно весной. Есть у меня знакомая лесная полянка. Но полянка эта не простая, а волшебная. И растут на этой полянке удивительные цветы. Я никогда не рву цветы, не уношу их домой - ведь цветы должны расти, цвести и приносить плоды, чтобы на этом месте выросли новые, такие же красивые растения.

Увидев, что нас так много, растения спрятались. Однако, если мы внимательно прислушаемся, то услышим, как каждый цветок рассказывает о себе. Вы должны узнать, что это за растение и ответить на вопрос, почему оно спряталось.

Каждая команда должна назвать по 2 растения. А жюри оценивает этот конкурс. Высшая оценка - 4 балла.

На доске – «Лесная полянка». Изображения цветов закрыты. Их открывают по мере названия цветов.

1 цветок.

Этот цветок одним из первых извещает о приходе весны. Изящные, похожие на небольшие колокольчики, белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Называют меня так потому, что начинаю я расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру снежно- белые цветки.

- Что же это за цветок?

- Подснежник.

- Давайте проверим, действительно ли подснежник спрятался здесь.

- Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять.

- А что это за растение?

2. Расту я в лесу под деревьями и кустами. Особенно красив в мае, когда среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Придёт лето, и над листьями загорятся ярким огнём оранжевые ягоды. Своим ярким цветом они как будто подают сигнал: не трогайте нас - мы ядовиты!

А вот врачам они нужны: из растения делают капли, которые помогают при болезнях сердца.

У каждого цветущего растения обычно по два листа. Листья длинные, заострённые, как заячьи уши. Вот и зовут растение иногда – «заячьи уши».

- Что же это за цветок?

- Ландыш.

- Проверяем. Что нового вы узнали о цветке?

- Из ландыша изготавливают лекарство: ландышевые капли, ягоды ландыша ядовиты. Его называют «заячьи уши».

- Послушаем, о чём говорит нам следующий цветок.

3. Расцветают мои цветки ранней весной на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на тоненьких ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Только в ясный солнечный день мои цветки раскрыты. А в пасмурную погоду цветки закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Приходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Притронешься к листьям, а они тёплые, как мамины руки. А сверху литья гладкие, холодные – это мачеха. Цветами и листьями этого растения лечатся от кашля.

- Что это за цветок?

- Мать - и- мачеха.

- Заглянем под листики. (Показ растения)

Что же узнали нового о цветке?

Эти цветки очень любят солнышко. Если его нет, они грустят. Мать – и – мачеха лечит от кашля.

- А кто спрятался здесь в траве?

4. Мои нежные фиолетовые цветы поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья похожи на маленькие раскрытые ладошки. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди очень любят этот цветок.

- Вы догадались, о каком цветке идёт речь?

- Фиалка.

(Показ растения)

5.

- Меня легко узнать: на высоком стебле раскачиваются фиолетово - голубые цветы. Кажется, повеет ветер, и зазвенят они нежным звоном. И зовут меня поэтому….

- Колокольчиком.

- А ещё один цветок очень надёжно спрятался. Цветок, цветок, где твой дом?

6.

Мой дом - вода и тихое озеро.

Лежит цветочек на листе,

Как на плоту упругом.

И он поплыл бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда: привязан плот,

И никуда он не плывёт.

- Что это за цветок?

- Кувшинка.

- Выходи, водная красавица!

(показ)

Мы услышали рассказы цветов и узнали их. Давайте ответим на вопрос: почему же эти растения спрятались?

Отвечает каждая команда.

- Люди губят красоту, рвут, вытаптывают цветы, поэтому они прячутся от людей.

- Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Этих цветов на Земле осталось очень мало. Их надо беречь. Все они занесены в Красную книгу.

А что же это за Красная книга? Почему она так называется?

- В Красную книгу занесён список охраняемых растений и животных, которых осталось мало в стране или вообще на Земле.

Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

- А почему мы должны беречь эти растения?

- Какую пользу приносят растения?

Растения – это источник кислорода, это лекарства, ценные материалы, это красота.

Жюри подвело итоги нашего 1 конкурса «Угадай, кто я?». И сейчас мы узнаем, сколько баллов получила каждая команда.

(выставляются баллы на экране соревнования)

- Продолжаем наш КВН.

Второй конкурс - песенный. Задание: вспомните песни о природе.

По моему сигналу начинает петь 1 команда. Поём только один куплет. Команда заканчивает петь, и по моему сигналу начинает петь вторая команда, а затем свою песню поёт третья команда.

Песни повторять нельзя. Команда, которая не знает больше песен, выбывает из игры. Побеждает команда, которая знает больше песен. За каждую песню команда получает 2 балла. Оценивается и качество исполнения. Всем удачи! Начали!

Итоги конкурса.

(на экране баллы)

По предварительным итогам впереди команда ….

Пока все пели, на доске появился кроссворд.

-Посмотрите внимательно: кроссворд состоит из 7 слов. Это названия птиц, животных, насекомых.

Первое слово по вертикали – 5 букв. Вы узнаете это слово, разгадав шараду.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся,

И обойти его стремятся.

А целое – весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

(шмель)

Что вы знаете о шмелях? Какую пользу они приносят?

- Шмель занесён в Красную книгу.

Второе слово по вертикали. Это слово состоит из 7 букв.

Парусник, парусник

Сел на боярышник.

Расправил он полчаса

Крылья, словно паруса.

(Бабочка)

(показ)

- Красивы бабочки, похожи на летающие цветы.

А как называется эта бабочка?

(показ)

- Павлиний глаз.

А дневной павлиний глаз

Нарядился напоказ.

Посмотри, как он одет:

Красный бархатный жилет,

Синие разводы….

Чудеса природы.

- Третье слово нашего кроссворда тоже спряталось в загадке. В слове 7 букв.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

(показ)

- Что вы знаете о медведе?

Медведь питается мёдом, ягодами. Зимой впадает в спячку.

В Красную книгу занесён белый медведь.

(показ)

-Теперь отгадаем слова про горизонтали. Слово под номером 4 .В нём 5 букв.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

- О ком говорится в этой загадке?

(о белке)

О каких приметах белки говорится в этой загадке?

- А следующее слово, точнее название птицы, вы узнаете, если угадаете голос птицы, который сейчас услышите.

(«голоса птиц»- песня соловья)

- Что это за птица? Проверим.

- Следующее слово – название животного. Слово под номером 6. В нём 4 буквы.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Все догадались, что это …лиса.

Что вы знаете о лисе?

И последнее слово, под номером 7. В слове 5 букв.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(олень)

Расскажите об олене.

Итоги конкурса….

Следующий конкурс подготовили ребята. Сейчас каждая команда по очереди покажет сценки, которые они подготовили. А вы должны сказать, правильно ли поступили ребята, как вы бы поступили на их месте.

КАК ПОСТУПИТЬ?

1 команда.

«Вера с Людой сгребали осенью листья и вдруг увидели под ними божью коровку. Дети подняли жучка, положили его на ладонь, но он не шевелился.

- Наверно, божья коровка погибла от холода. Выбрось её,- сказала Люда.

- Нет, выбрасывать её не нужно,- ответила Вера.»

-Что рассказала Вера Люде, и как девочки поступили с божьей коровкой?

Слушаем ответы команд.

-Правильно. Осенью божьи коровки прячутся под опавшие листья и засыпают. Вера и рассказала об этом Люде. Девочки осторожно положили божью коровку под забор и прикрыли листьями. Весной она проснётся, отложит яйца, из них выведутся личинки, а потом и молодые жучки, которые будут уничтожать вредных насекомых.

2 команда.

Ребята пошли гулять в лес. Вдруг они увидели муравейник, схватили палки и стали стучать по нему палкой. «Стойте! Остановитесь!»,– закричал Вова.

Почему он так поступил?

3 команда.

В теплый весенний день ребята пошли гулять в ближайший лесок. На лесной полянке они увидели множество белых цветов.

- Скоро праздник! – сказала Лена и стала рвать цветы.

- Остановись! Подумай, что ты делаешь! Ведь это подснежники!- закричал Дима.

Почему Дима так повёл себя?

Итоги урока.

Прикреплённые файлы:

znatoki-prirody_67ogr.pptx | 2532,46 Кб | Скачан: 357
 
Публикации по теме:

Мультимедийная презентация «Творческий отчет по теме «Экологическое воспитание младших школьников» Природа –это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В,А,Сухомлинский.

Значение уголка природыЗначение уголка природы В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности,но и многие ценности в частности и отношение к природе. Каким.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 17:21
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...