Получи документы

Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»

Ирина Евгеньевна Свистушкина
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»

«Знатоки природы»

(урок –игра окружающий мир 2 класс)

Цель: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;

2. Расширить знания учащихся о значении растений в природе;

3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю;

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;

Публикация «Урок-игра по окружающему миру во 2 классе „Знатоки природы“» размещена в разделах

5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т. п.);

6. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.

Ход урока:

- Сегодня наш урок будет не совсем обычным:

3 команды знатоков природы встретятся на КВНе, посвящённом охране природы. Они покажут свои знания, а в конце урока мы подведём итог : какая из команд окажется победительницей в конкурсе знатоков природы. Оценивать правильность ответов будет жюри:

(представление).

А теперь представляются наши команды:

1 : «Колокольчик»

2: «Пчёлка»

3: «Дубок».

Всем командам было дано задание нарисовать свою эмблему. Высшая оценка – 5 баллов.

Разминка:

- У каждой команды на столах лежат карточки с частями предложений. Ваше задание: попытаться составить из них эпиграф к нашему уроку.

- Я СОРВАЛ ЦВЕТОК

- И ТОГДА Я ПОНЯЛ

- И ОН ЗАВЯЛ

-Я ПОЙМАЛ ЖУКА

- ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ

- И ОН УМЕР У МЕНЯ В ЛАДОНЯХ

Ещё раз объясняю, что вам нужно расположить эти части предложений в такой последовательности, чтобы всё предложение имело законченный смысл.

Давайте начнём вместе.

Я читаю первую часть предложения: «Я СОРВАЛ ЦВЕТОК…», а вы ищите её окончание.

«И ОН ЗАВЯЛ». А дальше – самостоятельно. Через одну минуту проверяем вашу работу.

(звучит тихая музыка)

- Проверяем, что у вас получилось.

Каждая команда читает свой вариант.

- А почему же именно эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

(На экране выставляется количество баллов каждой команды)

- А сейчас конкурс «Угадай, кто я?».

- Давайте пройдёмся медленно по лугу

И «Здравствуй!», скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

-Ребята, мы оказались с вами в лесу. Красив лес в любое время года, но особенно весной. Есть у меня знакомая лесная полянка. Но полянка эта не простая, а волшебная. И растут на этой полянке удивительные цветы. Я никогда не рву цветы, не уношу их домой - ведь цветы должны расти, цвести и приносить плоды, чтобы на этом месте выросли новые, такие же красивые растения.

Увидев, что нас так много, растения спрятались. Однако, если мы внимательно прислушаемся, то услышим, как каждый цветок рассказывает о себе. Вы должны узнать, что это за растение и ответить на вопрос, почему оно спряталось.

Каждая команда должна назвать по 2 растения. А жюри оценивает этот конкурс. Высшая оценка - 4 балла.

На доске – «Лесная полянка». Изображения цветов закрыты. Их открывают по мере названия цветов.

1 цветок.

Этот цветок одним из первых извещает о приходе весны. Изящные, похожие на небольшие колокольчики, белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Называют меня так потому, что начинаю я расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру снежно- белые цветки.

- Что же это за цветок?

- Подснежник.

- Давайте проверим, действительно ли подснежник спрятался здесь.

- Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять.

- А что это за растение?

2. Расту я в лесу под деревьями и кустами. Особенно красив в мае, когда среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Придёт лето, и над листьями загорятся ярким огнём оранжевые ягоды. Своим ярким цветом они как будто подают сигнал: не трогайте нас - мы ядовиты!

А вот врачам они нужны: из растения делают капли, которые помогают при болезнях сердца.

У каждого цветущего растения обычно по два листа. Листья длинные, заострённые, как заячьи уши. Вот и зовут растение иногда – «заячьи уши».

- Что же это за цветок?

- Ландыш.

- Проверяем. Что нового вы узнали о цветке?

- Из ландыша изготавливают лекарство: ландышевые капли, ягоды ландыша ядовиты. Его называют «заячьи уши».

- Послушаем, о чём говорит нам следующий цветок.

3. Расцветают мои цветки ранней весной на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на тоненьких ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Только в ясный солнечный день мои цветки раскрыты. А в пасмурную погоду цветки закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Приходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Притронешься к листьям, а они тёплые, как мамины руки. А сверху литья гладкие, холодные – это мачеха. Цветами и листьями этого растения лечатся от кашля.

- Что это за цветок?

- Мать - и- мачеха.

- Заглянем под листики. (Показ растения)

Что же узнали нового о цветке?

Эти цветки очень любят солнышко. Если его нет, они грустят. Мать – и – мачеха лечит от кашля.

- А кто спрятался здесь в траве?

4. Мои нежные фиолетовые цветы поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья похожи на маленькие раскрытые ладошки. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди очень любят этот цветок.

- Вы догадались, о каком цветке идёт речь?

- Фиалка.

(Показ растения)

5.

- Меня легко узнать : на высоком стебле раскачиваются фиолетово - голубые цветы. Кажется, повеет ветер, и зазвенят они нежным звоном. И зовут меня поэтому….

- Колокольчиком.

- А ещё один цветок очень надёжно спрятался. Цветок, цветок, где твой дом?

6.

Мой дом - вода и тихое озеро.

Лежит цветочек на листе,

Как на плоту упругом.

И он поплыл бы по реке

К приветливым подругам.

Да вот беда: привязан плот,

И никуда он не плывёт.

- Что это за цветок?

- Кувшинка.

- Выходи, водная красавица!

(показ)

Мы услышали рассказы цветов и узнали их. Давайте ответим на вопрос: почему же эти растения спрятались?

Отвечает каждая команда.

- Люди губят красоту, рвут, вытаптывают цветы, поэтому они прячутся от людей.

- Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Этих цветов на Земле осталось очень мало. Их надо беречь. Все они занесены в Красную книгу.

А что же это за Красная книга? Почему она так называется?

- В Красную книгу занесён список охраняемых растений и животных, которых осталось мало в стране или вообще на Земле.

Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.

- А почему мы должны беречь эти растения?

- Какую пользу приносят растения?

Растения – это источник кислорода, это лекарства, ценные материалы, это красота.

Жюри подвело итоги нашего 1 конкурса «Угадай, кто я?». И сейчас мы узнаем, сколько баллов получила каждая команда.

(выставляются баллы на экране соревнования)

- Продолжаем наш КВН.

Второй конкурс - песенный. Задание: вспомните песни о природе.

По моему сигналу начинает петь 1 команда. Поём только один куплет. Команда заканчивает петь, и по моему сигналу начинает петь вторая команда, а затем свою песню поёт третья команда.

Песни повторять нельзя. Команда, которая не знает больше песен, выбывает из игры. Побеждает команда, которая знает больше песен. За каждую песню команда получает 2 балла. Оценивается и качество исполнения. Всем удачи! Начали!

Итоги конкурса.

(на экране баллы)

По предварительным итогам впереди команда ….

Пока все пели, на доске появился кроссворд.

-Посмотрите внимательно: кроссворд состоит из 7 слов. Это названия птиц, животных, насекомых.

Первое слово по вертикали – 5 букв. Вы узнаете это слово, разгадав шараду.

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго – корабли боятся,

И обойти его стремятся.

А целое – весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова полетит.

(шмель)

Что вы знаете о шмелях? Какую пользу они приносят?

- Шмель занесён в Красную книгу.

Второе слово по вертикали. Это слово состоит из 7 букв.

Парусник, парусник

Сел на боярышник.

Расправил он полчаса

Крылья, словно паруса.

(Бабочка)

(показ)

- Красивы бабочки, похожи на летающие цветы.

А как называется эта бабочка?

(показ)

- Павлиний глаз.

А дневной павлиний глаз

Нарядился напоказ.

Посмотри, как он одет:

Красный бархатный жилет,

Синие разводы….

Чудеса природы.

- Третье слово нашего кроссворда тоже спряталось в загадке. В слове 7 букв.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает.

(медведь)

(показ)

- Что вы знаете о медведе?

Медведь питается мёдом, ягодами. Зимой впадает в спячку.

В Красную книгу занесён белый медведь.

(показ)

-Теперь отгадаем слова про горизонтали. Слово под номером 4 .В нём 5 букв.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

- О ком говорится в этой загадке?

(о белке)

О каких приметах белки говорится в этой загадке?

- А следующее слово, точнее название птицы, вы узнаете, если угадаете голос птицы, который сейчас услышите.

(«голоса птиц»- песня соловья)

- Что это за птица? Проверим.

- Следующее слово – название животного. Слово под номером 6. В нём 4 буквы.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

Все догадались, что это …лиса.

Что вы знаете о лисе?

И последнее слово, под номером 7. В слове 5 букв.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(олень)

Расскажите об олене.

Итоги конкурса….

Следующий конкурс подготовили ребята. Сейчас каждая команда по очереди покажет сценки, которые они подготовили. А вы должны сказать, правильно ли поступили ребята, как вы бы поступили на их месте.

КАК ПОСТУПИТЬ?

1 команда.

«Вера с Людой сгребали осенью листья и вдруг увидели под ними божью коровку. Дети подняли жучка, положили его на ладонь, но он не шевелился.

- Наверно, божья коровка погибла от холода. Выбрось её,- сказала Люда.

- Нет, выбрасывать её не нужно,- ответила Вера.»

-Что рассказала Вера Люде, и как девочки поступили с божьей коровкой?

Слушаем ответы команд.

-Правильно. Осенью божьи коровки прячутся под опавшие листья и засыпают. Вера и рассказала об этом Люде. Девочки осторожно положили божью коровку под забор и прикрыли листьями. Весной она проснётся, отложит яйца, из них выведутся личинки, а потом и молодые жучки, которые будут уничтожать вредных насекомых.

2 команда.

Ребята пошли гулять в лес. Вдруг они увидели муравейник, схватили палки и стали стучать по нему палкой. «Стойте! Остановитесь!»,– закричал Вова.

Почему он так поступил?

3 команда.

В теплый весенний день ребята пошли гулять в ближайший лесок. На лесной полянке они увидели множество белых цветов.

- Скоро праздник! – сказала Лена и стала рвать цветы.

- Остановись! Подумай, что ты делаешь! Ведь это подснежники!- закричал Дима.

Почему Дима так повёл себя?

Итоги урока.

Прикреплённые файлы:

znatoki-prirody_67ogr.pptx | 2532,46 Кб
 
Публикации по теме:

Значение уголка природыЗначение уголка природы В дошкольном возрасте у ребенка закладывается не только основа личности,но и многие ценности в частности и отношение к природе. Каким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 17:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД