Получи документы

Урок кубановедения в 1 классе

Скиба Анна
Урок кубановедения в 1 классе

Из истории кубанских фамилий.

Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением.

Задачи:

П - развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, формировать ценностно-смысловые установки, бережное отношение к духовным ценностям предков, способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций.

Публикация «Урок кубановедения в 1 классе» размещена в разделах

К - развивать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать речь, формировать умение составлять ответ по плану, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, формулировать собственное мнение и позицию.

П - познакомить с историей кубанских фамилий и их значением; формировать умение объяснять фамилии с точки зрения происхождения

Р - развивать умения фиксировать затруднения в своей деятельности и выявлять причины этих затруднений, формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, развивать умение контролировать свое поведение в группе.

Методы и приемы:

- словесные: рассказ, вопросы, ответы, беседа, интервью, речевые игры;

-наглядные: показ, рассматривание;

- практические: участие в играх.

Оборудование: Мультимедийная установка

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие.

У нашего Василия

Есть имя и фамилия.

Сегодня первоклассников

Записывали в класс,

Не растерялся Васенька

И заявил тот час:

- Есть у меня фамилия!

Я Вася Чистяков. –

Вписали вмиг Василия

в число учеников

Да, имя и фамилия –

Не пара пустяков!

Важны для человека имя и фамилия? Что дают каждому ребенку при рождении? (имя)

II Проверка домашнего задания

Игра «Ромашка»

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ромашка». У каждого из вас есть ромашка, вы напишите в центре своё имя, а на лепестках — как называют вас близкие, родные, как вы хотели бы, чтобы вас называли. Расскажите о своем имени. Один лепесток оставьте пустым. Дети рассказывают о значении и происхождении своего имени.

III Актуализация знаний Назовите ключевое слово темы.

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у меня есть,

И у тебя есть.

Чтоб тебя узнать,

Надо вслух ее назвать.

(Фамилия)

Тема урока : Из истории кубанских фамилий.

В нашем классе есть тезки, у них одинаковые имена, Как можно их различить? (по фамилии)

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами.

IV Целеполагание Зачем человеку фамилия?

Подготовленный ученик читает стихотворение Г. Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

V Совместное открытие новых знаний История происхождения русских и кубанских фамилий.

- Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.

- Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давали «название» - фамилию. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Теперь фамилия это имя собственное и даётся человеку от родителей при рождении, как и имя. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями.

От названия внешних признаков: Худик – худой, Лобко – большой лоб.

Фамилия не сразу появилась. Слово фамилия пришло в Россию и в повседневную жизнь после указов Петра I.

Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии нередко отражали названия их владений: Тверской, Вяземский, Коломенский и т. д.

Следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям. В ней так же, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди: Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев, Астраханцев, Смолянинов, Москвичев, и др.

Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский.

Самая многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов.

Только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.

• Существует наука, изучающая фамилии – антропонимика.

- А кто знает, как ещё образовывались фамилии?

Физминутка.

Работа в парах. Игра «Расскажи! О чем говорят фамилии»

Будённый – фамилия была образована от слова будёный, которое широко известно в южнорусских диалектах. Всего основе лежит другое русское слово - будни, означающее «рабочий день». Поэтому диалектное слово будёный имеет значение «повседневный», «привычный».

Дубасов - эта фамилия никак не связана с глаголом дубасить - «сильно бить». Она возникла в северной части России, где в говорах ещё до сих пор встречается слово дубас. Им называют старинный сарафан особого покроя. Это слово могло через прозвище могло попасть в фамилию Дубасов.

Еремин – в основе этой фамилии лежит просторечная народная форма Ерема. Эту форму часто приобретало в русском языке церковное мужское личное имя Иеремия.

Зимин – фамилия образована от прозвища Зима. Его в старину мог получить ребенок, родившийся в русской семье в зимнее время года. Известны примеры таких нецерковных имен - прозвищ, основанием для выбора которых могли служить не только времена года, но и дни недели, явления природы, сопутствовавшие рождению ребенка.

Постников (Посников) – эта фамилия образована от народного имени Постник (или Посник). Так называли ребенка, родившегося во время поста; посты играл в жизни людей на Руси не маловажную роль.

Калашников – эта фамилия возникла через отчество от прозвища – названия профессии. Словом калачник в старину называли либо пекаря, либо продавца калачей – пшеничного хлеба в виде замка с душкой.

Карпов – эта фамилия не имеет отношения к названию очень распространенной в России рыбы карп. Она образована из отчества от церковного мужского личного имени Карп. Это имя по своему происхождению – греческое и означает «плод». Русские употребляли личное имя Карп в самых разных формах, отчества от которых также могли стать фамилиями: Карпеев, Карпиков, Карпичев, Карпочкин, Карпухин, Карпухин, Карпушкин, Катпычев и др.

Кузнецов – фамилия образована от отчества по именованию отца. Легко установить, что именование человека по этой профессии было широко распространено, поскольку кузнец был одним из самых необходимых и известных людей для жителей того или иного населенного пункта. Фамилия Кузнецов – одна из самых распространенных у русских.

Селиванов – фамилия имеет в своей основе (через отчество) церковное мужское имя Селиван (образованное от латинского слова силванус – «бог лесов»). Это имя в русском языке имело различные производные формы, от которых возникли такие фамилии, как Селиванкин, Селивантьев, Селивахин, Селивашкин и д.

Успенский – пример фамилии, возникшей в среде духовенства. Ее мог получить, например, священник или дьякон (помощник священника, служивший в Успенской церкви (церкви Успенья Богородицы).

Чайковский – первоначально эта фамилия представляла собой относительное прилагательное, при помощи которого называла человека, приехавшего из населенного пункта Чайка, Чайки, Чайковское. Такие географические названия и сейчас нередко встречаются на Украине. Фамилию Чайковский носил и украинский казак, который поступил на учебу в Киевскую духовную академию. Это был дед великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Чеботарев – фамилия образована из отчества от прозвища, в котором отразилась профессия человека. В русском языке было известно (ныне оно устарело) нарицательное слово чеботарь – «Сапожник».

Фамилия Кубанцев образована от прозвища Кубанец, которое происходит от слова Кубань. Кубань — это самая южная из крупнейших рек Российской Федерации. Вероятно, основатель рода Кубанцевых жил недалеко от этой реки, за что и получил прозвище Кубанец. - Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.

VI Закрепление полученных знаний

Работа по учебнику

В каждой кубанской станице найдется не один десяток людей, с которыми, благодаря их фамилиям, случаются самые разнообразные истории. Но есть и такие, которые кажутся нам обычными, они всегда на слуху, и нет в них, кажется, ничего, что могло бы вызвать улыбку или заставить задуматься об их происхождении.

Вот как рассказывал один старожил о происхождении своей фамилии: Однажды полководец А. В. Суворов навестил в госпитале раненых казаков и, увидел немолодого казака, с седым, лихо закрученным усом, спросил: «А ты кто?» - «Я Белый», ответил казак. – «Какой же ты Белый! Ты – Белоус», - улыбнулся полководец. Так и стал мой предок Белоусом! Не надо долго гадать о характере наших предков. Сами за себя говорят их фамилии. Мудрак – умный, Головатый – головастый, Жвавый – бойкий, Жура – грустный, Варивода - придира, Круть - крутой, Цокур - говорливый.

А такие фамилии, как Злой, Шило, Громовенко, Скалозуб, Крикун, Пивень, Зозуля, Баран, Ворона, Топор, Лихолит. Верхогляд, Локоть, говорят сами за себя.

Захарий Чепега – одна из самых ярких фигур в истории кубанского казачества. Одним из первых предводителей предков кубанских казаков был кошевой атаман Черноморского казачьего войска генерал-майор Захарий Алексеевич Чепега. Он происходил из дворян Черниговской губернии, из рода Кулишей. В молодости став запорожским казаком, получил прозвище Чепега, которое и стало его новой фамилией – «чепега» казачье прозвище, означающее рукоятку для плуга.

И сейчас на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями.

От названия ремесел: Коваль – кузнец, Колесник – колесный мастер, Мельник – работник мельницы, Крамарь – владелец лавки.

От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель – журавль, Пивень – петух, Зозуля – кукушка, Волкодав – собака, Сорока, Синица, Кошка.

От имен: Иващенко – Иван, Петренко – Петр, Кондратенко – Кондрат, Игнатенко – Игнат.

Сколько у нас Дериглазовых, Забейворота, Копайгора, Халявко, Белоус и других самых разнообразных. Они нас иногда смешат, потому что мы не знаем их происхождения. А часто это слова кубанского диалекта.

Возьмем, к примеру, фамилию Арнаутов. А ведь слово «арнаутка» означает пшеницу высшего сорта.

Или вот еще один пример. Всем известные фамилии Бакалдин и Бардадым. На Кубани коровий или лошадиный след, наполненный водой, называют «бакалдой». Бардадым – это виноградные выжимки, которые остаются при изготовлении домашнего вина.

– И сегодня на Кубани можно встретить людей со своеобразными фамилиями. Учебник стр. 65.

3. Определите, по какому признаку объединены в группы эти фамилии.

Стр. 66 1) по названию птиц: 2)по ремеслу 3)по чертам характеру

Рассмотри иллюстрации. Постарайся узнать фамилии тех, кого изобразил художник.

Дзюба Коваль Туркало Крамарь,

работа по группам

Выбери и подчеркни фамилии, происхождение которых связано с:

названиями птиц - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Пивень, Зозуля, Бондаренко

названиями животных - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Бондаренко

профессиями, занятиями людей - Бондаренко, Коломиец, Кузнецов, Попов, Крамарь, Мельник, Шаповал, Коваль, Лаптев

особенностями внешности - Белоус, Петров, Толстопят, Кошкин, Худик, Беляков, Длинноух, Беззубов, Остроух, Красуля

именами - Иванов, Ерёменко, Петров, Максимов, Тимофеев, Васечкин, Никитин, Мельник, Игнатенко, Остроух, Кондратенко, Белозуб.

с чертами характера – Брехун, Ерёменко, Веселов, Петров, Дзюба, Тимофеев, Васечкин, Скучайло, Никитин, Мельник, Добряков, Игнатенко, Остроух, Хмурнов, Кондратенко, Туркало, Белозуб

Итог урока. Басня С. Михалкова «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной

Синичкина боится!

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков – лисицей!

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Харьков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном – ослом он был,

Ослом он и остался»!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии,

А в человеке!

VII Рефлексия

Книга нашего класса : На лепестке ромашки напишите фамилию и прикрепите в книгу нашего класса. Повесим ее в классном уголке, чтобы все знали ваши любимые имена.

Что нового узнали на уроке?

Чем запомнился урок?

VIII Дом. задание – Узнайте у родителей, как появилась ваша фамилия?

Публикации по теме:

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок английского языка в 5 классе Урок английского языка “The Alaskan Climate” по УМК “Spotlight”. 5-й класс с использованием проектной деятельности Тема модуля: В любую.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.

Урок математики в 6 классе «Сравнение чисел» Тема: Сравнение чисел Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: формирование навыка сравнения отрицательных чисел и чисел с разными.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Урок в 4 классе «Сказка в музыке» Тема: «Сказка в музыке» Приветствие!Вступительное слово. Ход урока. Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки. Когда вы были маленькими,.

Заключительный урок «Однородные члены предложения» в 8 классе Преподаватель: Худорожко Лилия Владимировна Учебное заведение: ГБОУ школа № 594 Московского района Учебная дисциплина: русский язык Тема:.

Автор публикации:
Урок кубановедения в 1 классе
Опубликовано: 17 марта 2019 в 19:29
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД