МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»

Галина Фурцева
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»

КГУ «Краснодонская средняя школа»

Учитель начальных классов

Фурцева Галина Владимировна

Тема: Н. М. Рубцов «Про зайца»

Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»

Задачи урока :

Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения;

Развивать умение рассуждать, анализировать текст;

Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения;

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н, М, Рубцова „Про зайца“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, картинки для рефлексии,

План урока :

I. Эмоциональный настрой. -1м

II. Проверка домашнего задания. -7м

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м

IV. Работа над текстом во время чтения. -13м

V. Работа с текстом после чтения. - 15м

VI. Рефлексия. -3м

VII. Домашнее задание. -1м

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

II. Проверка домашнего задания.

1)Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям

2)Выставка рисунков к стихотворению.

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. (на слайде картинки из произведений разных авторов про зайца)-сл. 2

- Посмотрите на картинки и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке зайце)

Приём «Мозговой штурм»

-Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

-Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)

-Где живут зайцы в природе?

-Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)

-Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». Кто автор (Н. М. Рубцов)

Портрет автора. -сл3

IV. Работа над текстом во время чтения.

1)Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание)

-Почему?

2)Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.

-Кто ещё является героем стихотворения (автор)

-Куда бежал заяц?

-Как он отреагировал на встречу с человеком?

-Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул ( доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)

-Где притаился заяц?

-О чём он думал, притаившись?

-Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». Какой приём использовал автор (олицитворение)

-Могут зайцы на самом деле так думать?

3)Выборочное чтение.

-Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?

-Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?

4)Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом)

-Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.

-Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)

Физминутка:-сл. 4

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись, а затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

V. Работа на темой урока после чтения.

1)Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)

1уч. -сл. 5 3 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: “Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году”. Николаю было всего 6 лет, когда “от водянки и голодовки” умерла мать.

Учитель:

-Так пишет поэт о военном детстве:

Мать умерла. Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

2уч. -сл. 6 Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…

Учитель: Преобразившись в памяти, этот пасмурный день и вечер запомнились Николаю Рубцову :

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик “Скорей!”,

Потом раскаты грома

И дождь… Потом

Детдом на берегу.

3уч. -сл. 7 Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.

Учитель: Сохранился рассказ учительницы литературы : “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.

Детские впечатления ожили позже в стихах :

Помню, как тропкой, едва заметной,

В густой осоке ходили летом

Ловить налимов под речными корягами.

Поймать налима не просто было.

Мало одного желания.

Мы уставали, и нас знобило

От длительного купания.

… И долго после мечтали лежа

О чем-то очень большом и смелом,

Смотрели в небо, и небо тоже

Глазами звезд на нас смотрело.

4уч. -сл. 8-9 Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.

Учитель:-сл. 10 В предисловии к рукописи сборника “Волны и скалы” Н. Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное…”.

В одном из сборников выходит его стихотворение “Я умру в крещенские морозы”, и оно является пророческим. В 1971 году 19 января, в крещенские морозы, погиб Николай Рубцов.

Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.

2)Работа в группах.

Работа над выразительным чтением стихотворения : учащиеся выбирают чувства- с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.

3)Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.

Приём «Авторский стул»

4) Составление пословиц:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заяц уж сед – навидался он бед.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

-Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)

VI. Рефлексия.

-На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.

VII. Домашнее задание.

1. Выразительно прочитать. По желанию выучить наизусть.

Задания для групп:

1. С ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.

2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заяц уж сед – навидался он бед.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Прикреплённые файлы:

rubcov-pro-zaica_1o5hl.ppt | 14552,5 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Главная дидактическая цель урока: при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»,.

Конспект урока литературного чтения в третьем классе по произведению А. П. Чехова «Белолобый» Структура урока: Организационный момент, проверка домашнего задания, введение в тему урока, целеполагание урока, погружение в тему урока,.

Традиции семейного чтения — основа литературного образованияТрадиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» классный руководитель: Солодовникова Т. Д. 1. Задание в рамках.

Урок чтения «Книги — наши друзья»Урок чтения «Книги — наши друзья» Комплексное занятие. Урок чтения «Книги –наши друзья». Цели: Образовательные: *Закрепление правильного произношения звуков речи. *Закрепление.

Урок чтения. Рекомендации для родителей Каждому родителю, несомненно, хочется как можно скорее научить своего ребёнка читать. Но зачастую дети сталкиваются с некоторыми трудностями.

Урок чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина «Старый гриб» Тема урока: природа не только средство питания, но и средство общения. Цель урока: развивать эмоциональное восприятие содержания текста,.

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом» Цель: формирование читательской компетенции учащихся Задачи: Образовательные: -знакомство учащихся.

Урок по литературному чтению «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши» Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 А классе МБОУ СОШ № 20 Учитель: Никифорова Ирина Петровна Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 20:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД