МААМ-картинки

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»

Людмила Степанова
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»

Целевые установки урока :

1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки;

2. развитие у школьников посредством художественных деталей воображения и образного восприятия;

3. расширение личного эмоционального опыта, выработка нравственных качеств и развитие духовного мира ребенка.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд №1. «Страна Литературия».

-Мы продолжаем путешествие по удивительной стране Литературии.

Слайд №2. «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»

Публикация «Урок литературного чтения „Русская народная сказка „Лиса, кот и петух“» размещена в разделах

-Как мы будем строить свой урок? ( Дети читают со слайда: «Делаю сам; Что я не знаю?; Сам найду способ!»).

-Мы должны будем сначала понять, чего не знаем, а потом постараться самим открыть новое знание.

-У нашего друга Смайлика прекрасное настроение, он вновь пришёл к нам на урок получать новые знания. Покажите какое у вас настроение, улыбнитесь друг другу, замечательно, вперёд за знаниями.

3. Актуализация знаний.

С чего начнём работу? (С повторения).

Слайд №3. «Устное народное творчество».

-Продолжите предложение.

Песенки, шутки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки, скороговорки, частушки – это («устное народное творчество».)

Слайд №4. «Устное народное творчество».

- А как по другому называют «Устное народное творчество»(Фольклором).

- А что вы знаете о фольклоре – устном народном творчестве? Почему «Устное народное творчество»?

Устное – значит из уст в уста;

Народное – то, что создал народ;

Творчество – создание чего то нового.

Сегодня мы посвятим наш урок одному из любимых вами жанров устного народного творчества, а какому вы догадаетесь сами.

Слайд №5. «Слова».

Прочитайте слова и скажите из какого из жанров они потерялись?

Зачин, повторы, концовка, присказка, … - это сказка.

-Совершенно верно, это,конечно же, сказка.

-А что такое сказка? Сказка – это вымышленная история.

- Назовите отличительные особенности сказки, чем она отличается от таких жанров как рассказ, повесть? В сказках есть мораль, волшебство, мудрость, главная идея – добро побеждает зло, наличие реальных и нереальных героев, волшебных предметов; троекратные повторы подвигов, действий, событий.

-Какие вы знаете жанровые разновидности сказок?

Слайд №6. «Сказки – народные, авторские».

-Верно, сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские - это сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. Народные сказки передаются из уста в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. (О животных, бытовые, волшебные)

Народные сказки. Авторские сказки

-Назовите народные сказки?

Колобок, Гуси-лебеди, Курочка –ряба, Репка, Маша и медведь, Морозко, Василиса Прекрасная, По щучьему веленью, Сивка-бурка, Волк и семеро козлят, Лиса и журавль.

-Назовите имена самых известных сказочников?

Самыми известными сказочниками являются А. С. Пушкин, Конст. Дмитр. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро и многие другие.

Постановка учебной задачи.

-Молодцы, много знаете сказок.

-Давайте послушаем одну из сказок и назовём её автора.

Слайд №7. Сказка «Заюшкина избушка». Прослушивание аудиозаписи.

-Кто автор этой сказки? (Русская народная сказка).

-А кто запомнил как называется сказка? («Заюшкина избушка».)

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.

Слайд № 8. Тема урока : «Лиса, заяц и петух».

-Прочитайте название сказки. Как вы думаете в библиотеке на какой полке вы найдёте эту сказку? (Народные сказки или авторские сказки).

Совершенно, верно –это русская народная сказка.

О ком будет рассказываться в этой сказке? Можно определить по названию?

Работа с учебником.

-Давайте откроем учебник на стр. 66 и рассмотрим иллюстрации.

-Кто, кроме лисы, зайца, петуха, изображён на иллюстрации?

-Что можно рассказать о героях русской народной сказки?

- Кто в сказке оказывается хитрым, глупым, злым?

Основная часть урока.

Слайд №9. «Иллюстрация к сказке».

-Давайте прочитаем сказку. Чтение сказки цепочкой.

-Понравилась вам сказка?

-Оправдались ли ваши предположения о героях сказки?

-Назовите всех героев сказки. Почему не все они вынесены в название сказки?

-Сравните сказку со сказкой «Заюшкина избушка», чем они похожи и чем отличаются?

Сходство – сюжет и композиция, язык, идея –добро побеждает зло, одинаковое начало и конец сказки.

Отличие – название сказки, больше героев.

-А как вы думаете, почему очень похожи эти сказки? Сказки очень похожи, потому что они народные, люди рассказывали их друг другу, передавали из поколения в поколение, при этом каждый автор мог добавить что-то своё, даже изменить название сказки.

-Как вы думаете почему народ назвал её именно так, может быть её можно было бы назвать по-другому, например, «Лиса и заяц».

Работа по анализу сказки «Лиса, заяц и петух»

Выборочное чтение.

-Можно ли было назвать сказку «Лиса и заяц»? Подтвердите свой ответ текстом. (Жили-были лиса да заяц.)

-А почему всё-таки неизвестный нам автор назвал сказку именно «Лиса, заяц и петух»?

Главными героями как раз и являются герои, заявленные в заглавии. Между ними разворачивается конфликт. Кроме этих героев, в сказке еще действуют собаки и медведь - они выполняют второстепенную роль.

Слайд №10. «Характеристика героев сказки». Работа над характеристикой героев русской народной сказки.

Итак, главные и второстепенные герои сказки – животные. Причём животные необычные, они наделены человеческими качествами, они ведут диалог, владеют как человек речью, а значит у них есть характер.

-Давайте поработаем над характерами героев сказки, чертами, которые характеризуют наших героев.

Слайд №11. «Исследовательская работа». Работа в парах.

-А теперь давайте поработаем в парах, проведё м исследовательскую работу: выполним задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют того или иного героя.

-Найдите в тексте эпизоды, слова, выражения, которые характеризуют героев сказки.

Выборочное чтение.

Работа в парах. Продолжаем работу в парах.

-Соотнесите качества и сказочных героев. Подтвердите свой ответ текстом.

Слайд №12. «Словарь качеств».

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Лиса Заяц Собаки Медведь Петух

Хитрая

Смелая

Добрая

Отзывчивая

Злая

Храбрая

Глупая

Трудолюбивая

Умная

Находчивая

Трусливая

Ленивая

Уверенная в своих силах Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Храбрый

Глупый

Трудолюбивый

Умный

Находчивый

Трусливый

Ленивый

Уверенный в своих силах Хитрые

Смелые

Добрые

Отзывчивые

Злые

Храбрые

Глупые

Трудолюбивые

Умные

Находчивые

Трусливые

Ленивые

Уверенные в своих силах Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Храбрый

Глупый

Трудолюбивый

Умный

Находчивый

Трусливый

Ленивый

Уверенный в своих силах Хитрый

Смелый

Добрый

Отзывчивый

Злой

Храбрый

Глупый

Трудолюбивый

Умный

Находчивый

Трусливый

Ленивый

Уверенный в своих силах

Вывод. Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.

Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.

Собаки – смелые, отзывчивые, трусливые. уверенные в своих силах.

Медведь – отзывчивый, смелый, уверенный в своих силах.

Петух - хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.

Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса — умная и хитрая, и Петух — умный и хитрый.

-Почему же Петух побеждает? Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.

Слайд №13. «Физкультминутка».

Слайд №14 «Сюжет и композиция сказки».

Работа над сюжетом и композицией сказки.

-Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.

-Расскажите, что происходит в сказке. О чем в ней повествуется? (В сказке рассказывается, как петух выгнал лису из домика зайца, в конце сказки восторжествовала справедливость.)

-Можно ли сказку разделить на части? В сказке можно выделить несколько частей.

-Сейчас вы самостоятельно перечитаете ещё раз сказку и определите сюжетную линию, тоесть разделите на смысловые части : определите завязку, развитие действия и развязку.

Самостоятельное чтение сказки. (Жужжащее чтение.)Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части.

-Проверяем, на какие части можно разделить сказку?

-С чего начинается сказка? Начинается сказка с завязки - это часть сюжета, которая намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения.

-Прочитайте, какими словами заканчивается первая часть.

1 часть -…да его из избушки и выгнала.

-Какое событие лежит в основе развития сюжета, действия?

-Как это событие представлено в сказке? Развитие сюжета начинается почти сразу, как только лиса попросилась к зайчику ночевать. В сказке начинает развиваться конфликт между зайцем, который остался без своего домика, и лисой, которая выгнала зайчика из своей избушки.

-Прочитайте, где вы закончили вторую часть.

2 часть – Медведь испугался и ушёл.

3 часть- Развязка.

-Кто помогает зайчику в беде? Кто смог выгнать лису? Почему? Помогают зайчику другие герои сказки : собака и медведь, но никто из представителей ни домашних, ни диких животных не может решить созданную проблему. Сумел помочь зайчику крикливый петух. Именно он, умный, хитрый, лису выгоняет из домика.

Слайд № 15. Исследование языка сказки.

-А сейчас давайте продолжим исследование сказки и поработаем над её языком. Исследовательскую работу будем проводить в группах.

Работа в группах.

Одна группа ищет непонятные или незнакомые слова в сказке, вторая - образцы малых фольклорных жанров (заклички, приговорки, третья – повторы.

Проверка.

Вывод: Народная сказка с её неповторимым повествованием, напевностью, характерной для русского языка, в ней много исконно русских слов, выражений, закличек, приговорок, что так часто использовал в своей речи русский народ.

Напевность

Много исконно русских слов, выражений

Заклички, приговорки.

Слайд №16-25. «Иллюстрации к сказке». Инсценирование отрывка из сказки.

Слайд №26. Обобщение по теме урока.

-В основу сказки положено одно событие - лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу.

Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил народ.

-Можно ли сказать о сказке «Лиса, заяц и петух», что «справедливость в ней царит»?

-Вспомним, сказка-то народная. Народ верит в победу добра над злом. Бывает ли так в жизни?

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)

Чему нас учит сказка?

(Сказка учит :«Поступай по справедливости - и победа будет обязательно за тобой».)

Слайд №27. «Оцените свою работу на уроке

Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке :

Я могу назвать героев сказки.

Я могу назвать качества характера героев сказки.

Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.

Я могу пересказать сказку.

Публикации по теме:

«Рукавичка» Русская народная сказка 2 младшая группа для показа в театре Сказочница: Раз-два, раз-два Шел старик рубить дрова. Слишком быстро он шагал- Рукавичку потерял. Рукавичка потерялась – Сразу мышка.

Аппликация «Русская народная сказка «Теремок» (первая младшая группа)Аппликация «Русская народная сказка «Теремок» (первая младшая группа) Программное содержание: -Закрепить умение наклеивать готовые формы; -Формировать интерес к русским народным сказкам; -Формировать интерес.

Конспект НОД по речевому развитию «Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Тема: «Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Цель:Речевое развитие детей через знакомство с устным народ- ным творчеством Задачи:.

НОД по ОО: «Коммуникация» Русская народная сказка «Петушок и Бобовое зернышко» — 2 я младшая группа Образовательная область: Коммуникация, Социализация, Чтение художественной литературы Цели: -знакомить с русскими народными сказками:развивать.

«Русская народная сказка «Заюшкина избушка» с элементами познавательно-исследовательской деятельности План – конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» в кукольном театре бибабо Роли и исполнители:лиса,заяц,собака,медведь,петушок (куклы бибабо,ведущий (взрослый). Ведущий:Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка.

Урок литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой. Лев и собачка» 3 класс Урок литературного чтения по теме: "Л. Н. Толстой. Лев и собачка" Программа «Планета знаний» 3 класс. Тип урока: комбинированный Цель: Познакомить.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом» Цель: формирование читательской компетенции учащихся Задачи: Образовательные: -знакомство учащихся.

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению О. Высотской «Пришла зима с морозами» Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учебника: С. Д. Корген-оол. О. О Иргит. Тема урока: О. Высотская «Пришла зима с морозами».

Конспект занятия по развитию «Русская народная сказка «Колобок» Занятие по развитию речи. Тема:Русская народная сказка «Колобок». Дидактическое упражнение «Где колобок». Дидактическое упражнение «Отгадай.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух»
Опубликовано: 16 ноября 2015 в 11:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД