Лучший педагог года

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине»

Козлова Светлана
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине»

Цели и задачи урока.

1. Образовательные.

Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.

Познакомить с творчеством русского поэта С. Д. Дрожжина, раскрыть смысл стихотворения «Родине», учить анализировать произведение.

Учить чувствовать поэзию слова, выражать своё мнение.

2. Развивающие.

Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.

3. Воспитательные.

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С, Д, Дрожжина „Родине“» размещена в разделах

Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к родному краю. Бережное к нему отношение.

Методы обучения:

-репродуктивный

-практический

-наглядный

-частично-поисковый.

Формируемые УУД.

Регулятивные – умения эмоционально откликаться на произведение литературы.

Познавательные – умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины.

Коммуникативные – осмысление правил взаимодействия в паре и группе. Деление полномочий в группе.

Личностные – умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну».

Тип урока : комбинированный.

Формы организации работы в классе :

-фронтальная

-индивидуальная

-работа в парах

-работа в группах

Оборудование: учебники, словарь, портрет С. Д. Дрожжина, фотографии детей «Любимые места», презентация к уроку, мультимедийный проектор, сигнальные карточки, конверт с пословицами, плакат с берёзой.

Этапы урока Хронометраж

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Артикуляционная гимнастика.

А) Развитие дыхательного аппарата.

Б) Работа над выразительностью

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Минутка от юного исследователя.

Знакомство со стихотворением «Родине». Первичное восприятие.

Вторичное чтение.

Словарно-лексическая работа.

Физкультминутка

Чтение вслух учащимися. Словесное рисование.

Ассоциативное рисование под музыкальное сопровождение.

Работа над содержанием.

Работа над средствами выразительности.

Работа над выразительностью в группах.

Закрепление материала. Работа в группах.

Домашнее задание.

Рефлексия.

1 мин

1 мин

4 мин

1 мин

2 мин

2 мин

2 мин

3 мин

1 мин

4 мин

2 мин

3 мин

2 мин

5 мин

4 мин

1 мин

2 мин

40 мин

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

слайд

Артикуляционная гимнастика.

А) Развитие дыхательного аппарата.

Слайд

Б) Работа над выразительностью

Слайд

Слайд

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

слайд

Минутка от юного исследователя.

Знакомство со стихотворением С. Д. Дрожжина «Родине».

Первичное восприятие.

Вторичное чтение.

Словарно-лексическая работа.

Слайд

Физкультминутка

Слайд

Чтение вслух учащимися. Словесное рисование.

слайд

Слайд

Рисование под музыкальное сопровождение

Работа над содержанием.

Работа над средствами выразительности.

Работа над выразительностью в группах.

Закрепление материала.

Работа в группах.

Домашнее задание.

Рефлексия.

слайд

(звучит музыка)

-Прозвенел звонок,

И скорей начнём урок.

-Посмотрите в окно. Какая прекрасная погода.

-А сейчас просигнальте, какое у вас настроение:

зелёный-отличное,

жёлтый-хорошее,

синий-грустное.

Вывод: я надеюсь, что хорошее настроение у вас будет в течение всего урока.

-Наступила весна, скоро появятся первые одуванчики.

-Вдохнём воздух и дунем на него один раз долго.

-Вдохнём ещё раз, а выдох -в три приёма.

-А сейчас посмотрите на экран.

Какое прекрасное утро.

Какое прекрасное утро!

Какое прекрасное утро?

-Прочитайте эти предложения в соответствие со знаками препинания в конце предложений.

Проверка: один ученик читает вслух.

-Следующее задание.

-Прочитайте способом «ломанного чтения»

И во всех концах

Света белого

Про тебя идёт

Слава громкая.

-Из какого стихотворения это четверостишье?

-Кто автор этого произведения?

-Дома вы учили отрывок наизусть. Пожалуйста, давайте послушаем.

(2-3 ученика)

-Хорошо. Молодцы.

(выставление оценок)

-А как Русь сейчас называют?

-Продолжите синонимичный ряд к слову Россия.

-Какие ассоциации возникают у вас, услышав слово Родина?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

-С произведением какого поэта мы познакомимся, вы узнаете, выполнив шифровку в паре.

(tfcdsпhlиqjрzиnдrоsyн

Frдuмgиzтnvрfиsеqвrwиuч

Дrtрvdоuyжжfdиdwн)

Проверка: Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

-О С. Д. Дрожжине нам расскажет ученик. Он провёл небольшую исследовательскую работу.

(С. Д. Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка (церковный служитель) грамоте «две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, «в люди». Юному Спиридону было нелегко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале «Грамотей» увидела свет его «Песня про горе добра-молодца». Это лирическое стихотворение о себе, принесло известность начинающему поэту. Его стали печатать другие журналы «Дело», «Слово», «Свет», «Родничок». Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Л. Н. Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.

Из-за бедственного материального положения поэт возвращается на родину (1896, посвящая себя литературному труду. Вскоре к 40-летию со дня рождения, впервые выпускается сборник стихотворений с автобиографией поэта.

Основными мотивами поэзии по-прежнему остаются природа и труд. Поэт искренно и преданно любил деревню. Во многих стихотворениях горе и печаль -основное настроение.

-Да, сегодня мы будем знакомиться с произведением С. Д. Дрожжина, называется оно не «Родина», а «Родине».

-Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение?

-Ребята, каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства. Поэты говорят о Родине поэтической строкой.

-Как говорит С. Д. Дрожжин, мы узнаем, познакомившись с его стихотворением «Родине».

(аудиозапись из приложения к учебнику)

-Какие чувства вызвало у вас это произведение?

-А сейчас я предлагаю вам молча перечитать это стихотворение и отметить непонятные слова.

-Какие непонятные слова вам встретились?

-Кто знает значение этого слова?

-А сейчас уточним значение таких слов:

молитвенно-

(с молитвой)

чарующий-

(от слова чары-волшебство, колдовство)

приветных-(устаревшее, обращённое к кому-либо выражение доброго пожелания)

взор-(взгляд)

-Консультант со словарём сегодня будет ученик.

-А сейчас перед чтением сделаем зарядку для глаз.

-А сейчас прочитаем вслух по четверостишью.

-Какие картины проплывают перед вами во время чтения стих. ?

Последнее четверостишье.

-В каких словах выражена главная мысль произведения? Прочтите.

-Почему наша страну можно назвать Великой, только потому, что она большая?

-А святой?

-Закройте глаза и представьте, что вы стоите на берегу Волги.

-А сейчас откройте глаза, возьмите кисточки.

Я буду читать отрывок. А вы показывать услышанное красками. Берите тот цвет, который вам хочется и рисуйте то, что хочется.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На тёмные леса.

Как хороша ты в тёплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

-Какие цвета присутствуют в ваших рисунках?

-Какое настроение было у поэта?

-Как поэт относится к Родине?

Приведите примеры.

-Какие слова поэт находит для того, чтобы передать свои чувства?

-Какой изображает поэт родную землю?

-Что ему особенно дорого?

-А у вас есть любимые места?

-Какие средства выразительности использует автор в поэтической речи? Приведите примеры.

-А сейчас вы поработаете в группах. На листах в стихотворении отметьте логические ударения, паузы.

-Как вы прочитаете стих?

-Какое настроение выразите при чтении?

Проверка: от каждой группы один у доски прочтёт.

-Почему же автор так назвал своё произведение?

-А сейчас поработаем в группах.

1,2 – работают над составлением синквейна по теме «Родина».

3 –собрать пословицы.

(1. Человек без родины, что соловей без песни.

2. Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

3. Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

4. Своя земля и в горсти мила.

5. Тот герой, кто за Родину горой.

6. На чужой сторонушке рад своей воронушке.)

Проверка: 3 группа-чтение пословиц, смысл.

1,2-чтение синквейна.

-Какая пословица подойдёт больше к сегодняшнему стихотворению?

Выразительное чтение.

Сочинение «Как не гордиться мне тобой «О, Родина, моя!»

-А кто из вас знает, что является символом России? Какое дерево?

-Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка: зелёный и жёлтый. Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листочек. А если вы считаете, что не всё удалось и настроение не очень хорошее, то листочек-жёлтый.

-Спасибо за работу на уроке.

(выставление оценок)

Показывают с помощью сигнальных карточек своё настроение.

Выполняют дыхательные упражнения.

Читают с разной интонацией, шёпотом.

-Иван Саввич Никитин «Русь».

Читают отрывки наизусть.

-Россия, РФ.

-Отечество, Отчизна, Родина.

Формулируют тему урока.

Исключают буквы английского алфавита, зачитывают полученные слова.

Прогнозирование содержания по названию.

Дети слушают.

Читают самостоятельно.

Объясняют значения слов.

Зачитывает из словаря.

Высказывают свои впечатления.

Высказывают свои точки зрения.

Показывают красками.

Анализируют текст.

Находят в тексте эпитеты, олицетворения.

Работают в группе.

Работают в группе

Следуют правилу составления

синквейна

Выражают свои эмоции по отношению к работе на уроке.

Личностные

Личностные

Коммуника-

тивные

Предметные

Познаватель-

Ные

Регулятивные

Коммуника-

тивные.

Познаватель-

ные.

Коммуника-

тивные.

Познаватель-

ные

Коммуника-

тивные

Предметные

Личностные

Коммуника-

тивные

Познаватель-

ные

Познаватель-

ные

Коммуника-

тивные

Коммуника-

тивные

Регулятивные

Личностные

Самоанализ урока.

Данный урок-изучение нового материала. Выбор данной темы не является случайным. Считаю, что проблема воспитания патриотизма в настоящее время особенно актуальна.

На мой взгляд, была рационально выбрана структура урока, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. В ходе урока я организовала активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, индивидуальную формы работы, работу в парах и группах. Фронтальная организация учебной деятельности способствовала установлению доверительного отношения с классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигалось общее участие в решении образовательных и воспитательных задач.

Считаю, что урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями.

Урок носил развивающий характер, так как виды работ и задания требовали анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Методы и приёмы ведения урока способствовали продуктивной деятельности на уроке.

Время на уроке было распределено рационально.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что на уроке были благоприятные условия для развития личности ребёнка, его познавательных способностей. Урок поставленных целей достиг.

Список литературы.

- Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. Ч. 2. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. -М. :Просвещение, 2014.

-Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. -М. :ВАКО, 2014

-Русские поэты ХІ Х века :Вторая половина. Составитель Т. П. Казымова:-М. :Просвещение, 1989.

-Толковый словарь

-интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Консультация «Приемы работы со скороговоркой на уроках литературного чтения» «Приемы работы со скороговоркой на уроках литературного чтения» Что такое скороговорка, без сомнения, знает любой из нас. В детстве каждый.

Сценарий литературного вечера «Пушкинские чтения» Сценарий литературного вечера «Пушкинские чтения А. С. Пушкина» Цель: формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина; создать условия для взаимодействия.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

Особенности проведения урока литературного чтения в начальной школе Изучение методик преподавания выразительного и яркого чтения на уроках в младших классах нужно знать каждому педагогу, так как определённое.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» Урок внеклассного чтения в 7 классе. Можно ли оправдать предательство? (по рассказу Ю. Нагибина «Эхо») Цель: ознакомить учащихся с содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине»
Опубликовано: 6 марта 2018 в 14:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД