Папки-передвижки

Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»

Ольга Прудникова
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»

Задачи:

1. Образовательные:

• овладение и использование разных форм соорганизации;

• овладение умениями слышать и слушать друг друга;

• овладение умениями наблюдать за изменениями настроения и сопереживать героям произведения,

• овладение умениями выстраивать свои версии, оформляя их в форме синквейна.

2. Учебные:

• овладение умениями анализировать текст;

• овладение умениями выразительно читать текст;

Ход урока.

1 этап: эмоциональное погружение с использованием приема «актуализация личного опыта».

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С, Козлова „Черный омут“» размещена в разделах

У: «Сегодня мы с вами будем читать одну необычную сказку, но сначала отгадайте слово, которое я загадала (на доске записано зашифрованное слово):

УСУТУРУАУХ

- Зачеркните мысленно все повторяющиеся буквы, и вы узнаете это слово.

Д: «Это слово страх».

У: «Да верно, именно это слово я и загадала. А что вы больше всего боитесь?»

Д: «Я боюсь темноты;

• Я боюсь высоты;

• Я боюсь смерти;

• Я боюсь потерять близких;

• Мне страшно оставаться одной и т. д.»

У: «А я, ребята, тоже боюсь темноты, даже до сих пор, если остаюсь дома одна, то сплю только со светом. Так что у каждого человека есть свой страх.

У: «А что такое омут, как вы думаете?»

Д: Омут – это что-то страшное…

• Это какая-то темнота, холод…

• Омут – это зверь большой…

• Это,наверное, какой-то монстр…

У: «А на самом деле, омут – это глубокое место в реке, озере. Вода в омуте темная, глубокая, и люди, чаще всего, обходят такие места, боятся их.

Называют омут черным, так как место страшное».

Д: «И нам было страшно от этого слова»

2 этап: разворачивание темы с использованием приемов «прогнозирование», наблюдение за настроением, чтение по ролям.

У: «А сегодня мы будем читать сказку С. Козлова «Черный омут»

Как вы думаете, о чем эта сказка?»

Д: Мне кажется, что эта сказка будет о страхе…

• А мне кажется, что эта сказка о месте, где будут пропадать люди…

• В этой сказке, наверное, будет что-то темное, неприятное…

У: «Давайте, познакомимся с этой сказкой»

(Раздаю тексты, напечатанные на листах. Сказка без последних слов Черного Омута)

Чтение по цепочке.

У: «Понравилась сказка? Чем?»

Д: Сказка понравилась тем, что Черный Омут помог зайцу преодолеть страхи;

• Мне понравилось, что Заяц не побоялся самых страшных зверей леса;

• А мне понравилось, как Волк и лиса удивлялись, что Заяц их не побоялся…

У: «Почему автор, дал сказке такое название: «Черный Омут»?»

Д: «Я думаю потому, что Черный Омут помог зайцу…

• А я думаю, такое название потому, что ничего страшнее черного Омута нет…

У: «А как вы представляете себе этого сказочного Черного Омута?»

Д: «Я его представляю в виде мутного человека…

• А я представляю место водяное, а вокруг этого места черный круг…

• Я тоже представляю озеро, но вода там меняется: то светлая, то темная…»

3 этап : Использование групповой формы работы, представление результатов работы групп.

У: «А давайте, эту сказку почитаем по ролям».

Найдите отрывок, где Заяц первый раз пришел к Омуту, отметьте его.

Какое настроение у Зайца было?»

Д: «Грустное унылое, испуганное, дрожащее.

Читать будем грустно».

У: «А как читать слова Омута?»

Д: «Громко, раскатисто, как бы растягивая слова».

У: «Давайте попробуем. Кто будет читать слова Омута, а кто Зайца?»

(выбираем первую пару, дети читают).

У: «Что вы можете сказать о чтении ребят?»

Д: «Мне кажется, что ребятам не удалось прочитать так, как мы говорили.

Трудно представить героев после такого прочтения, так как выразительности не было»

У: «Давайте попробуем еще раз, но уже с учетом всех настроений».

(читает другая пара)

Д: «Вот теперь ребята очень хорошо прочитали. Им удалось передать настроение героев».

У: «А теперь найдем второй отрывок встречи Зайца с Волком.

Какое настроение у Зайца теперь и как должен говорить Волк?»

Д: «Теперь у Зайца настроение веселое, он смелый, уверенный.

Волк грубый, читать надо громко».

У: «Прочитайте в парах и подготовьтесь».

(дети читают в парах, но сначала распределяют роли)

Спрашиваю несколько пар, затем дети высказывают свое мнение о выразительности и правильности пар.

Затем по отрывкам встречи с Лисой и Филиным работа выстраивается аналогично.

У: «Ребята, а вы когда читали сказку, ничего интересно, необычного не заметили?»

Д: «Да, как можно бояться шелеста листьев!

А мне показалось, что сказка не окончена» .

У: «Совершенно верно, сказка не окончена.

Я предлагаю закончить эту сказку.

Что же сказал Черный Омут Зайцу?

Работать вы будете по группам, а затем мы послушаем концовку каждой группы. Согласны?»

(Ребята работают в группах на тех же листах, где распечатан текст)

Дети показывают готовность. Начинаем выслушивать результаты работы групп.

1 группа: Черный Омут сказал: «Заяц, у всех есть хоть один страх на всю жизнь. Вот у тебя этот страх остался».

2 группа: Черный Омут: «Иди, Заяц и преодолей свой страх и ко мне больше не приходи».

3 группа: Черный Омут ответил Зайцу пословицей: «У страха глаза велики, ты не видишь этот шорох, а только слышишь, вот поэтому тебе и страшно».

4 этап: Использование приема «сопоставления собственной версии с авторской. »

У: «Молодцы, ребята, интересные версии. А хотите узнать, чем на самом деле закончилась сказка, что же все-таки сказал Черный Омут Зайцу?»

Д: «Да, хотим».

(читаю концовку сказки по учебнику)

У: «Пришел к Черному Омуту, спросил:

-Почему когда листья сыплются, страшно мне?

- Это не листья сыплются, это время шумит – сказал Черный Омут, - а мы слушаем. Всем страшно».

Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.»

У: «Про что же сказал Черный Омут?»

Д: «Черный Омут говорил о времени, что это не листья шуршат, а время идет.»

У: «Попробуйте дома составить синквейн к слову ВРЕМЯ и с прочтения ваших работ мы начнем следующий урок.

5 этап : составление синквейнов (индивидуальная письменная рефлексия).

Литературное чтение 2 класс. С. Козлов «Черный Омут»(2 урок)

Ход урока.

Урок начинается с прочтения детских версий (синквейнов) на понимание слова ВРЕМЯ.

У: «С какой сказкой мы работали на прошлом уроке?»

Д: «Сказка С. Козлова «Черный Омут»

У: «Как мы завершили прошлый урок?»

Д: «Вы нам задали к слову ВРЕМЯ составить синквейн».

У: «А почему именно к этому слову?»

Д: «Потому, что слова Черного Омута последние заканчивались тем, что он сказал Зайцу: «Это время идет…»

У: «Давайте послушаем друг друга».

(дети заканчивают синквейны):

Время - полезное, быстрое идет, тикает. Часы очень быстро бегут. Часики.

Время – тикающие, тихое, громкое, идут,стоят. У нас бегут минуты, секунды.

Время – утреннее, ночное. Идет, показывает. Сутки была у бабули в деревне. Час.

Время – утреннее, вечернее. Бежит, течет. Детям пора идти в школу. Река.

Время – умное, быстрое. Тикает, бежит. Как хорошо звенят часики. Времена.

Время – долгое, медленное. Идет, тикает. Бежит мальчик по дороге. Минуты.

Время – медленное, быстрое. Бежит стоит, шуршит. У меня еcть будильник Жизнь.

Использование приема «актуализация личного опыта».

У: «Спасибо, интересные работы.

Ребята, скажите, а вы боитесь времени и почему?»

Д: «Мне страшно, потому что время шуршит.

Время может остановиться, а это страшно.

Я боюсь, когда в лес хожу, так как время там как будто остановилось.

У: «А нужно ли бояться, что время улетает, как осенние листья?»

Д: «Да, нужно бояться, так как время улетает…

Да нужно, бояться по многим причинам:

1. Быстрее взрослеешь и этого хочется, но потом хочешь снова быть маленьким.

2. Многие маленькие не хотят взрослеть и поэтому боятся времени.

У: «Вы знаете, а я тоже боюсь времени. Когда была маленькой этого страха не было, а наоборот быстрей бы время шло, хочу вырасти, делать что хочешь… А сейчас время для меня так быстро идет: Не успела оглянуться уже сын взрослый, первые морщинки, первые седые волосы…»

Д: «А мне кажется, что времени бояться не надо, время лечит. Страшное проходит и все забывается.

Можно всю жизнь провести весело, интересно так, что на время не будешь обращать внимания.

Я согласен с Мадиной, но еще мы все равно возвращаемся в эту жизнь обратно: деревом, цветком, животным.

Детям предоставляется право выбора работать с собственным словом и выбор способа соорганизации: пара, группа, самостоятельно.

У: «Ребята, а вот если бы я сейчас вам предложила составить синквейн, к какому слову вы бы его составили?»

Д: «Страх, ночь, Черный Омут, листья, опять о времени, куст, Вечерний страх, жизнь.

У: «Выбирайте свое слово и составьте, пожалуйста, свой синквейн.

(ребята работают по одному, а кто-то в паре (по желанию)

Жизнь – быстрая, медленная. Проходит, бежит, течет. Моя бабушка долго живет. Тьма.

Листья – желтые, красные. Шуршат, осыпаются. Осыпаются листья на большую землю. Осень.

Жизнь – медленная, быстрая. Бежит, думает, учит. У меня очень хорошая семья. Мир.

Страх - мутное, черное. Приближается, уходит, стоит. Мне страшно одной дома. Тьма.

Жизнь – короткая, длинная. Идет, заканчивается, начинается. Все люди когда-нибудь умирают. Тьма.

Жизнь – длинное, медленное. Идет, идет, проходит, продолжается. Мне нравится мое время. Мир.

У: «Спасибо, очень интересно и уже синквены правильные.

С каким текстом хотели бы поработать на следующем уроке?»

Д: «Русалочка, потому что там много интересного и есть над чем подумать.»

Комментарий.

Я считаю, что очень важно актуализировать на уроке работу с переживанием, настроениями, чувствами, потому что именно эмоциональная вовлеченность и есть важнейшее проявление детского опыта, т. е. через эмоции ребенок понимает, истолковывает свои ощущения. Поможет ему в этом сказка, ведь сказка для ребенка- это не просто вымысел, фантазии, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как смерть и жизнь, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, защите.

Для меня, как для педагога, очень важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы свое отражение чувства ребенка.

На мой взгляд, именно через сказку чувства ребенка будут востребованы в полной мере.

Я не одинока в своем мнении. Например, В. А. Сухомлинский считал, что в сказке ребенок черпает первое представления о добре и зле. Через сказку ребенок сам может выразить свое отношение к окружающему. В сказках дети переживают очень горячо за своих героев, делятся с ними своими мыслями, рассказывают то, что их больше всего волнует.

Очень часто обращается к сказке Ш. Амонашвили. Он считает, что сказки нужны как воздух, потому что через сказки умные, мудрые, дети постигают правду жизни.

Структура урока эмоционального погружения в работе со сказкой.

Сама совместная деятельность на таких занятиях разворачивалась следующим образом.

1 этап – эмоциональное погружение. Это первоначальный этап, на котором очень важно – это создание комфортных условий для дальнейшей работы на уроке, а так же завлечь детей в какое – то совместное дело, путешествие и т. д.

2 этап – восприятие сказочно – жизненной ситуации. На этом этапе на знакомые ситуации мы пытаемся посмотреть с другой стороны или как бы изнутри. Здесь хорошо развивается наблюдательность, воображение, фантазия.

3 этап – сопереживание, сопричастие, сочувствие. На этом этапе мы учимся понимать друг друга, понимать свои чувства, понимать про то, что с нами и другими происходит, и говорить об этом.

4 этап – нравственный урок, извлекаемый из совместного проживания жизненной ситуации. Этот этап я стараюсь на каждом занятии, т. к. считаю, что с каждого урока дети должны уносить что – то умное, доброе, вечное. И в наш век дети должны хорошо разбирать, где добро, а где зло и именно сказка поможет нам в этом.

На уроках эмоционального погружения происходит актуализация, разворачивание, истолкование опыта впечатлений и переживаний участников совместной деятельности, когда педагог актуализирует, порождает, обогащает, оформляет этот опыт, а ребенок проживает, осознает, истолковывает, фиксирует свои впечатления и переживания

Итак, уроки эмоционального погружения способствуют развитию «эмоционального интеллекта», что помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу, то есть атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Публикации по теме:

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва» Новостроевская средняя школа Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению 3 «а» класс.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Казахская народная сказка «Лиса и муравей» Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Лиса и муравей. Казахская народная сказка. Цель: формировать понятия «народная сказка»,.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе (УМК «Перспектива») ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА литературного чтения Тип урока: Урок открытия нового знания Тема: Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение.

Конспект открытого урока литературного чтения по рассказу А. П. Гайдара «Совесть» во 2 классе по УМК «Планета знаний» Конспект открытого урока литературного чтения Автор Савенко Вера Николаевна Тема А. П. Гайдар «Совесть» 2 класс УМК «Планета знаний». Цели.

Урок литературного чтения в первом классе «Сказка ложь, да в ней намек…» Е. Чарушин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вачская средняя общеобразовательная школа ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ.

Урок литературного чтения во 2 классе «Творчество В. Л. Дурова» Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя и его произведением. Задачи: 1. Познакомить с творчеством писателя, 2. Развивать навык.

Урок литературного чтения во втором классе «Произведения о животных» Цель: продолжить знакомство с произведениями о животных. Задачи: 1. Познакомить с рассказом В. В. Бианки “Плавунчик”. 2. Развивать навык.

Урок литературного слушания в 1 классе. Рассказ Л. Пантелеева «Буква «Ты» УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ «Л. ПАНТЕЛЕЕВ «БУКВА „ТЫ”»» (ШКОЛА 21 ВЕКА) УЧИТЕЛЬ ЧЕРНИКОВА Н. В. Тип урока: урок первичного предъявления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе по сказке С. Козлова «Черный омут»
Опубликовано: 24 марта 2017 в 18:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД