Папки-передвижки

Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».

Галина Гугуева
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».

Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме .

В занятие включены лишь элементарные понятия аккорда и задания, которые могут выполнить учащиеся, не посещающие музыкальные школы.

Тема урока: «Путешествие в королевство Аккордов».

Цель урока: Показать простейший способ построения аккорда – трезвучия, разные приёмы работы над развитием гармонического слуха путём пения разных аккордов.

Задачи:

Знать основные закономерности гармонического языка;

Дать учащимся знания об аккорде;

Публикация «Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме „Аккорд“,» размещена в разделах

Знать теоретические правила построения аккордов;

Владеть навыком записи аккордов;

Уметь осуществлять простейший анализ аккорда;

Владеть навыками ладового варьирования;

Владеть навыками трёхголосного пения;

Владеть начальными навыками вокальной импровизации;

Владеть навыками слухового анализа.

Оборудование:

Фортепиано;

Доска с магнитами.

Наглядные пособия:

Цветные карточки с изображением Короля, Королевы.

Раздаточный материал:

Нотные тетради;

Простые карандаши;

Листы со стихами каждому учащемуся.

Нотный материал:

«Элементарная теория музыки» (Фридкин).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа о гармонии.

3. Интонационная настройка в До мажоре.

4. Основные закономерности аккордового языка, определение «краски» аккордов.

5. Гармонический анализ нотного текста.

6. Игра аккордовой цепочки в До мажоре.

7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух (формулами).

8. Пение трёхголосной последовательности.

9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.

10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность.

Конспект урока.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Как вы думаете, что такое гармония?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Гармония - это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов, так сказать, красивая музыка. Гармония – это красота во всём: в искусстве рисунка, скульптуре, архитектуре, музыке. Глядя на красивый рисунок, мы говорим: «Какая гармония!». То же самое мы можем сказать и о музыке. А что такое аккорд?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Аккорд – это сочетание трёх и более звуков. Ребята, а вы знаете какие – нибудь аккорды?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: Аккорды бывают разные, а называются они так: Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд, терцквартаккорд…и другие.

Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Мы познакомимся с самыми простыми из них: Трезвучиями.

Итак, открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день До мажора».

Сейчас мы настраиваемся, поём гамму До мажор.

Учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы. А так же на нотоносце выкладывает тоническое трезвучие.

Учитель: Самое главное - это Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Как вы видите, трезвучие состоит из трёх нот, трёх звуков, строится на звуке «До» - это тоника в До мажоре, главный опорный звук.

(Учитель проигрывает его мелодически). Отсюда и название – Трезвучие.

(Учитель играет его и пропевает по звукам вместе с учащимися: До-ми-соль). А сейчас мы сделаем по другому: первый ряд будет петь ноту До, второй ряд Ми, третий – Соль.

(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается аккорд). Ребята, как вы думаете, что мы спели, что у нас получилось?

Ученики: Мы спели аккорд.

Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте, как звучит этот аккорд – грустно или весело? Какое у него настроение?

Ученики: Весело, у него весёлое хорошее настроение.

Учитель: Правильно, тот аккорд, который звучит весело, называется мажорный. Теперь послушайте, как звучит другой аккорд – минорный. (Учитель играет минорный аккорд). Этот аккорд звучит грустно, он минорный. Представим, что это трезвучие – Королева, она грустная, потому что ей не нравится цвет её платья. А теперь поём минорное трезвучие.

(Учитель играет минорное трезвучие мелодически и поёт: ля-до-ми.) Сейчас мы споём минорное трезвучие по рядам.

(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается минорный аккорд). Какой аккорд мы спели?

Ученики: Мы спели минорный аккорд.

Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас слушаем аккорды - трезвучия и определяем их «краску» .

Ученики слушают, поют в унисон и определяют «краску». Учитель на доске прикрепляет карточки для мажорных и минорных трезвучий, подобранные детьми.

Учитель:

Ну, теперь Король и Королева на месте. Однако можно использовать ноты для записи разных аккордов. Строятся они строго в определённом порядке и обозначаются формулами. Сейчас я покажу Вам простейший способ построения аккорда – трезвучия: ноты располагаются чётко одна над одной через одну, например, До-ми-соль. Мы пропустили ноты ре и фа.

(Учитель записывает на доске, ученики переписывают. Учитель играет то, что получилось). Ребята, что же у нас получилось записать?

Ученики: Мажорное трезвучие.

Учитель: Правильно. Его формула в тональности До мажор – Т 5/3. Буква Т означает, что трезвучие Тоническое. Если бы мы строили мажорное трезвучие вне тональности, то его формула была бы Б 5/3. Здесь буква Б означает, что трезвучие просто мажорное, или большое. Под трезвучием подписываем внизу его формулу. У нас получилось трезвучие Короля – Мажорное Тоническое. Предлагаю Вам на звуке «ля» построить самостоятельно трезвучие Королевы. Оно строится так же – через одну ноту: одну пишем, следующую пропускаем. Сколько нот у вас будет в трезвучии?

Ученики: Будет три ноты.

Учитель: Правильно, начинайте выполнять работу.

Ученики выполняют задание. Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения задания.

Учитель: Молодцы, всё правильно построили, теперь сыграем и послушаем, что у нас получилось?

Ученики: Минорный аккорд.

Учитель: Правильно, а обозначим мы его формулой М 5/3, потому что строили мы его вне тональности. Буква М обозначает – минорный или малый. А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку. Я буду играть вам мажорные и минорные трезвучия, а вы будете записывать их формулами: Б 5/3 или М 5/3.

Учитель играет аккордовую последовательность:

Б5/3 – М 5/3 – Б 5/3 – Б 5/3 – М 5/3.

Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.

Учитель: А сейчас я сыграю эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию.

Стихи

То вверх, то вниз, где воздух чист,

Слетает желтый лист.

В старинном замке, при свечах,

Играет пианист.

Учитель играет аккордовую последовательность и поёт на любую мелодию стихи.

Учитель: Ребята, посмотрите, сколько интересных заданий мы с вами выполнили всего с двумя аккордами. Вам понравился урок?

Ученики: (Дают ответы).

Учитель: На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. (Учитель подводит итог урока, ученикам задаются вопросы по материалу урока для его закрепления).

Домашнее задание: на аккордовую последовательность, записанную на уроке, сочинить любую мелодию или песенку в любых жанрах: полька, вальс, марш.

Всем спасибо. До свидания.

Прикреплённые файлы:

akord_b8dmp.ppt | 294 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Порядок» Урок математики в 1 классе по теме «Порядок» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

У нас в гостях Музыка!У нас в гостях Музыка! В каждом детском саду проходят музыкальные занятия. Занятия очень нравятся детям, при условии, что музыкальные работники относятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
Опубликовано: 28 мая 2014 в 17:08
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД