Получи документы

Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Михайлова Татьяна
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Урок в 5 классе

Название: Образы борьбы и победы в искусстве

Содержание урока : Увертюра «1812 год» П. И. Чайковского, песня «Баллада

о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовс-

кого.

Дидактические: Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с

помощью средств музыкальной выразительности на

Публикация «Урок музыки в 5 классе „Образы борьбы и Победы в искусстве“» размещена в разделах

примере увертюры «1812 год». Формирование истори-

ческого самопознания и достоинства. Создание художест-

венного образа в песне «Баллада о солдате».

Развивающие: Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Нравственные: Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории

своего народа, патриотизм.

Тип урока : комбинированный

Форма проведения: урок-диалог

Жанр урока : урок-размышление

Оборудование: - портрет П. И. Чайковского;

- иллюстрации к увертюре «1812 год»;

- наглядность: музыкальный термин «увертюра»;

- аудиозапись с музыкальным произведением;

- раздаточный материал: листы для творческого задания, для

игры «Почта», для «мозгового штурма».

Искусство – это грандиозная

память нравственного, эмоционального

опыта человека.

Д. Шостакович

Музыка – бездонный источник для

ума и сердца.

Ход урока

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год».

- Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей).

- Мы знаем, что слово «увертюра» означает… ( Ответы детей: музыкальное вступление к опере, балету.)

- А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром, то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… ( Ответы детей: гимнов).

- Во Франции – это «Марсельеза».

Играю мелодию «Марсельезы».

- А образ русского народа, я думаю, вы услышите сами.

- Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.

Слушание увертюры.

Проведение «Мозгового штурма»

на слово «увертюра».

- Я рада, что вы услышали в музыке торжественность, праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П. И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? ( Ответы детей: о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби).

- Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? ( Ответы детей: о несчастье, звучал набат).

- Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? ( Ответы детей: в начале увертюры).

- Чем эта музыка сопровождалась? Что этим хотел сказать композитор? ( Ответы детей: слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает).

- Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?

Играю мелодию «Боже, царя храни»

- Что это за мелодия? (Ответы детей).

- Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? ( Ответы детей: в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).

- Для чего звучит гимн? ( Ответы детей: для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами, с духом и сделать очень важное дело).

- И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость.

- И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? ( Ответы детей: за Бога, Россию, царя).

- И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей).

- Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а также в поэме М. Лермантова «Бородино», которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Повторное слушание с дифференцированным

творческим заданием. ( Дети работают в группах:

рисуют музыкальную линию, сочиняют стихотво-

рение, пишут сенканы).

По окончании слушания дети представляют свои

работы.

Группам предлагается задать друг другу вопросы.

(Проводится игра «Почта»)

(Учитель задаёт свой вопрос всему классу : - Я считаю, что эта музыка, современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей).

- И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу. (Читаем все вместе эпиграф).

- Как вы его понимаете? (Ответы детей).

- И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат).

Исполнение песни «Баллада о солдате».

Проводится индивидуальное и групповое

оценивание.

- В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.

Приложение

,Музыкальная линия” или,Цветная линия”

Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение, делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке. При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.

Правила написания сенкана:

- тема – 1 существительное;

- описание темы - 2 прилагательных;

- действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;

- мое отношение – фраза из 4-х слов;

- синоним к теме – 1 слово.

Игра «Почта»

. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу, передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.

Публикации по теме:

Конспект урока «Дом в котором мы живем» 4 класс. Данный урок проводится в конце года. Цель урока повторить изученный материал основных тем предмета "Окружающий мир" А. А. Плешаков 4 класс.

Конспект урока по математике в 1 классе на тему «Порядок» Урок математики в 1 классе по теме «Порядок» разработан на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»
Опубликовано: 6 апреля 2015 в 22:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД