Получи документы

Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Арсланова Анжела
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема: «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:

- ученики должны доказать, что поэма «Мцыри»-романтическое произведение, научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения

Задачи:

1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

Публикация «Конспект урока для средних школьников „Черты романтизма в поэме М, Ю, Лермонтова „Мцыри“» размещена в разделах

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.

Вид урока : урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: текст М. Ю. Лермонтова «Мцыри»,схема «фишбоун»,компьютерная презентация,запись фрагментов из произведений Ф. Шопена, Н. Паганини, рок-группы «Ария»,иллюстрации к картинам К. Брюллова, И. Айвазовского.

Ход урока:

Так живо выхватил он из ребр Кавказа

одну из разительных сцен и облек ее в

живые образы перед очарованным взором.

А. Муравьев

1. Оргмомент. (Учитель проверяет готовность к уроку и настраивает учащихся на работу)

2. Актуализация знаний.

а)реализация домашнего задания. (Беседа по вопросам)

Учитель:1. С произведениями какого автора мы познакомимся уже который год?

(Дети зачитывают синквейны о М. Ю. Лермонтове,составленные дома)

2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку;о каком произведении Лермонтова писал поэт и мемуарист А. Муравьев эти строки?

3. В чем особенность создания этого произведения?

4. Какое значение слова «мцыри» больше подходит нашему герою: послушник, неслужащий монах или чужеземец? Почему?

5. А теперь проверим, как внимательно вы читали текст: я предлагаю вам прослушать фрагменты музыкальных произведений Шопена, Паганини и рок-группы «Ария» и соотнести их с эпизодами из поэмы. (учащиеся прослушивают фрагменты и называют эпизод,с которым они соотносят этот фрагмент)

6. Обратите внимание на репродукции на доске, кто знает, как называются эти картины и кто их авторы (И. Айвазовский «Девятый вал», К. Брюллов «Последний день Помпеи»)

7. Как вы думаете,почему я выбрала произведения именно этих художников и композиторов (и композиторы,и художники-романтики)

б) целеполагание.

1. Проблемный вопрос: как вы думаете, почему я объединила на нашем уроке композиторов-романтиков, художников-романтиков и поэму М. Ю. Лермонтова?

2. Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Итак,сегодня на уроке мы должны будем выявить черты романтизма в поэме и доказать,что она является романтической.

3. Работа по теме урока.

а)А для начала давайте вспомним, что за направление романтизм, где и когда оно зародилось, кто является основоположником этого направления в России, а кто последователем (учащиеся отвечают на вопросы)

б)Назовите основные черты романтизма. (учащиеся перечисляют)

в)Выявление черт романтизма в поэме.

А теперь давайте постараемся выявить черты романтизма в поэме. Для этого я предлагаю использовать новую интересную диаграмму, которая называется «фишбоун». Придумана она профессором Кауро Ишикава. Этот прием позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуально она похожа на скелет рыбы (отсюда и название) В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Для этого нам надо разбить вас на группы,каждая группа получает схему и начинает работать.

Каждая группа имеет заготовку «фишбоуна». Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т. е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально, а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.

После окончания работы и обсуждения делаем вывод. (учащиеся выполняют работу в группах,подбирая цитаты из текста)

г)Обобщение.

Каждая группа заполнила поля,подбирая аргументы,а теперь мы проверим,как вы справились с работой. (учащиеся зачитывают причину и аргументы к ней)

Исходя из перечисленного вами, давайте сделаем вывод: поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри»-романтическая.

4. Итог.

Давайте подведем итоги нашего урока :я предлагаю составить синквейн,в котором вы должны отразить особенности поэмы,сделав акцент на том,что эта поэма романтическая, или используя образ Мцыри как романтического героя. (учащиеся составляют синквейны)

Зачитываются синквейны,учитель выставляет оценки,аргументируя их.

5. Рефлексия.

Понравился ли урок? Что нового и интересного узнали?

6. Домашнее задание

Мы продолжим на следующем уроке работу над поэмой и вашим домашним заданием будет проанализировать поэму с точки зрения художественных средств выразительности. Заданием для сильных учащихся будет работа со всей поэмой,а учащиеся послабее работают с карточкой,в которой есть наводящие вопросы.

Публикации по теме:

Фруктово-огородное шоу «Арбузник» для школьников средних классов «Арбузник». Фруктово-огородное шоу "Арбузник" для школьников средних классов Цель: расширить знания детей о фруктах и овощах, развивать.

Конспект игрового занятия для школьников «Ценности жизни» Цель: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности. Задачи: 1. Сформулировать.

Конспект игрового классного часа для школьников «Законы писаны для всех» «Законы писаны для всех» Мы знаем о законе мало, не больше всех иных, Мы знаем, делать нужно то, что благо для других. Не нужно думать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию «Весёлые старты»Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию «Весёлые старты» Конспект непосредственной образовательной деятельности для средних групп по плаванию по теме: «Весёлые старты» с интеграцией с образовательными.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Спи, младенец, мой прекрасный». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация». Виды детской деятельности: познавательная,.

Конспект развлечения для средних групп «Кубанские затеи» Цель: Формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и патриотическое воспитание детей. Задачи: Расширить.

Конспект занятий для средних групп «Животные холодных стран» Конспект занятий для средних групп Тема: «Животные холодных стран» Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к физическим.

Литературно-художественная композиция, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова Литературно-художественная композиция, посвященная творчеству М. Ю. Лермонтова. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Проект, посвященный творчеству М. Ю. Лермонтова Проект, посвященный творчеству М. Ю. Лермонтова «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ» Тип проекта: творческий. Цель: освоение поэтического.

Конспект профилактической беседы для школьников «Мой выбор» Ход мероприятия: Просмотр видиоролика «Мой выбор» - Тема нашего занятия называется «Мой выбор», в рамках акции «Жизненные ориентиры».

Автор публикации:
Конспект урока для средних школьников «Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 00:10
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД