Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)

оксана коленец
Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 класса

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Русские писатели”;

• развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;

• формирование коммуникативных и регулятивных УУД;

• воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.

Задачи:

• формирование активной читательской позиции;

• развитие коммуникативных навыков школьников.

• воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

• умение работать с разными источниками информации.

Оборудование урока:

• портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;

• выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;

• презентация к уроку.

Ожидаемый результат:

обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “ Русские писатели”.

• учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.

• продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.

• в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу

Формирование УУД: На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.

1. Психологический настрой:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске) Какое солнце вам больше всего нравится? Покажите свое настроение?

2. Дыхательная гимнастика

- Вдох носом - выдох через нос. Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох, задержка дыхания.

3. Чистоговорка

Са-са-са – в лесу бегала лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Со-со-со – у папы колесо.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

4. Скороговорка

Девочка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала-

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Фронтальный опрос

Цель: обобщить знания по прочитанному произведению

Задачи: развивать память, логическое мышление; воспитывать любовь и интерес к чтению; воспитывать дружелюбное отношение к ответам своих товарищей.

- С произведением какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке чтения? (Слайд 1)

Слайд 1

Что нового вы узнали, прочитав быль Л. Толстого «Котенок»? (краткое изложение текста по плану несколькими учащимися). (Слайд 2)

На доске написаны пословицы. Какая из них больше подходит к данной быле?

(Слайд 3)

III. Объявление темы урока и постановка целей.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские писатели»

Задачи: развивать навыки выразительного чтения, чтение по ролям; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов; воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей; воспитывать любовь и интерес к чтению.

Формирование УУД: определяют и формируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации. Формируются регулятивные УУД.

На доске портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.

- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.

- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе «Русские писатели», обобщим и систематизируем свои знания. - Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские писатели». А так же прочитаем басню Л. Толстого «Лев и мышь»

- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам, соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас три команды: «Умники и Умницы», «Весёлые эрудиты», «Знатоки2. За выполнение заданий вы получаете баллы (жетоны). Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание «Знатоки русской литературы».

Работа по группам.

Формирование УУД: личностные УУД, договариваются друг с другом, согласуют с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (работа в группах). Доносят свою точку зрения до других. Формируются коммуникативные УУД.

1. Задание «Знаешь ли ты авторов и их произведения?». (слайд 4)

- Перед вами три портрета писателей- классиков русской литературы и название их произведений.

- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений.

- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 1 жетон.

2. Задание «Доскажи словечко»

- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.

- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя жетонами: по одному жетону за каждое правильно названное слово.

Задание команде «Умники и Умницы»

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе, У старухи новое … (корыто).

Задание команде «Знатоки»

Впредь тебе, невежа, наука: Не садись не в свои … (сани).

Не посмел я взять с неё выкуп; Так и отпустил её в синее … (море).

Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою … (дворянкой).

- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?

- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?

3. Задание «Отгадай произведение».

В следующем задании вам необходимо будет выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.

Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1жетон, выразительность – 1жетон.

Задание команде «Умники и Умницы»

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе».

Задание команде «Знатоки»

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Мышечная релаксация

Цель: способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физминутки; соблюдение правильной посадки

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

Дышится легко. ровно. глубоко. (Пауза 1-2 минуты.)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

4. Задание. Какому произведению соответствуют пословицы?

Назвать произведение из раздела «Русские писатели», которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 жетона

Задание команде «Умники и Умницы»

Много хочешь – последнее потеряешь.

Делу время – потехе час.

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание команде «Знатоки»

Один за всех, а все за одного.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

IV. Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой «Лев и мышь»

Цель: развивать речь учащихся, технику и выразительность чтения; учить определять поучительный смысл произведения; воспитывать понятие о правильном поведении в различных ситуациях; обогащать словарный запас учащихся.

Формирование УУД: ставят вопросы к тексту и ищут ответы. Формируются коммуникативные УУД.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с новым произведением Л. Толстого басня «Лев и мышь» (чтение текста про себя). (слайд 5)

После прочитанного вопросы по содержанию

Чтение вслух детьми.

1. Упражнение «Найди ошибку» Учитель читает текст, делая замены в словах, а дети исправляют ошибки хором. (слайд 6)

2. Выводы по прочитанному:

-Чему учит эта басня?

- Какая пословица соответствует морали басни?

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Делу время, потехе час

• Друзья познаются в беде

3. Графический диктант «Лев» (слайд 7)

-Кого в басне можно назвать царем зверей?

V. Домашнее задание.

Цель: применить полученные знания, развивать интерес к предмету

- К следующему уроку выучить стихотворение Ю. Голубь «Лев» Раскрасить льва и нарисовать мышку по своему замыслу (слайд 8)

VI. Итог урока.

Цель: подвести итоги урока; определить победителей; развивать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей

Формирование УУД: соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. Формирование ценностного отношения к жизни.

1. Обсуждение. - Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?

- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?

- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?

- С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?

- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.

2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.

1-ая команда «Умники и Умницы»

2-ая команда «Весёлые эрудиты»

3-ая команда «Знатоки»

Все три команды набрали равное количество очков. Таким образом, победила дружба

3. Рефлексия.

- Перед каждым из вас на парте лежат три солнышка. У них разное настроение: одно весёлое, одно грустное, одно равнодушное. Выберите из трёх одно, настроение которого соответствует вашему настроению на уроке и покажите мне.

- Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.

Литература

1. Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение. 2 класс. - М., 2005

2. Климанова Л. Ф. и др. Литературное чтении (родная речь). 2 класс. – Ч. 1-2. – М.: Просвещение, 2008

3. Максакова А. И., Туманова Г. А. Учите играя. - М., 2006

4. Рудченко Л. И. Чтение 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия. Изд. «Учитель» - 2006

5. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях М.: Просвещение, 2007

Публикации по теме:

Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации" Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 20:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню Матери»
Среди многочисленных праздников День матери- самый трогательный, нежный праздник. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным, ведь мамы...
Фотоотчет праздника «Осень золотая»
Листья золотые, падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
2 неделя ноября
Домашнее задание по лексической теме «Домашние животные и их детеныши». ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок,...
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития...
«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования 1 младших групп на...
Мастер-класс «Портрет матери»
] Мастер класс «Портрет матери" 26 ноября в нашей стране все будут отмечать праздник «День матери» и в нашем детском саду мы отмечаем этот прекрасный...