Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)

оксана коленец
Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся 2 класса

Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Русские писатели”;

• развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;

• формирование коммуникативных и регулятивных УУД;

• воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.

Задачи:

• формирование активной читательской позиции;

• развитие коммуникативных навыков школьников.

• воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

• умение работать с разными источниками информации.

Оборудование урока:

• портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;

• выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;

• презентация к уроку.

Ожидаемый результат:

обобщены и систематизированы знания учащихся по теме “ Русские писатели”.

• учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.

• продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.

• в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить учащихся на работу

Формирование УУД: На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.

1. Психологический настрой:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Посмотрите внимательно на изображение солнца (на доске) Какое солнце вам больше всего нравится? Покажите свое настроение?

2. Дыхательная гимнастика

- Вдох носом - выдох через нос. Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох, задержка дыхания.

3. Чистоговорка

Са-са-са – в лесу бегала лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Со-со-со – у папы колесо.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

4. Скороговорка

Девочка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала-

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Фронтальный опрос

Цель: обобщить знания по прочитанному произведению

Задачи: развивать память, логическое мышление; воспитывать любовь и интерес к чтению; воспитывать дружелюбное отношение к ответам своих товарищей.

- С произведением какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке чтения? (Слайд 1)

Слайд 1

Что нового вы узнали, прочитав быль Л. Толстого «Котенок»? (краткое изложение текста по плану несколькими учащимися). (Слайд 2)

На доске написаны пословицы. Какая из них больше подходит к данной быле?

(Слайд 3)

III. Объявление темы урока и постановка целей.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Русские писатели»

Задачи: развивать навыки выразительного чтения, чтение по ролям; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов; воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей; воспитывать любовь и интерес к чтению.

Формирование УУД: определяют и формируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации. Формируются регулятивные УУД.

На доске портреты писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.

- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.

- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?

- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе «Русские писатели», обобщим и систематизируем свои знания. - Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?

- Верно, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские писатели». А так же прочитаем басню Л. Толстого «Лев и мышь»

- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам, соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.

- У нас три команды: «Умники и Умницы», «Весёлые эрудиты», «Знатоки2. За выполнение заданий вы получаете баллы (жетоны). Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание «Знатоки русской литературы».

Работа по группам.

Формирование УУД: личностные УУД, договариваются друг с другом, согласуют с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща (работа в группах). Доносят свою точку зрения до других. Формируются коммуникативные УУД.

1. Задание «Знаешь ли ты авторов и их произведения?». (слайд 4)

- Перед вами три портрета писателей- классиков русской литературы и название их произведений.

- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений.

- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 1 жетон.

2. Задание «Доскажи словечко»

- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.

- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя жетонами: по одному жетону за каждое правильно названное слово.

Задание команде «Умники и Умницы»

Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою … (пряжу).

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три … (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтобы рыба … (говорила).

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам … (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, … (старче)”.

Воротился старик ко старухе, У старухи новое … (корыто).

Задание команде «Знатоки»

Впредь тебе, невежа, наука: Не садись не в свои … (сани).

Не посмел я взять с неё выкуп; Так и отпустил её в синее … (море).

Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою … (дворянкой).

- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?

- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?

3. Задание «Отгадай произведение».

В следующем задании вам необходимо будет выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.

Задание оценивается двумя баллами: правильность – 1жетон, выразительность – 1жетон.

Задание команде «Умники и Умницы»

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:

- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? –

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдёшь, поведут по неволе».

Задание команде «Знатоки»

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой,

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» -

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Мышечная релаксация

Цель: способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение физминутки; соблюдение правильной посадки

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко. ровно. глубоко.

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

Дышится легко. ровно. глубоко. (Пауза 1-2 минуты.)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

4. Задание. Какому произведению соответствуют пословицы?

Назвать произведение из раздела «Русские писатели», которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 жетона

Задание команде «Умники и Умницы»

Много хочешь – последнее потеряешь.

Делу время – потехе час.

Задание команде «Весёлые эрудиты»

Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Задание команде «Знатоки»

Один за всех, а все за одного.

Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

IV. Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой «Лев и мышь»

Цель: развивать речь учащихся, технику и выразительность чтения; учить определять поучительный смысл произведения; воспитывать понятие о правильном поведении в различных ситуациях; обогащать словарный запас учащихся.

Формирование УУД: ставят вопросы к тексту и ищут ответы. Формируются коммуникативные УУД.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с новым произведением Л. Толстого басня «Лев и мышь» (чтение текста про себя). (слайд 5)

После прочитанного вопросы по содержанию

Чтение вслух детьми.

1. Упражнение «Найди ошибку» Учитель читает текст, делая замены в словах, а дети исправляют ошибки хором. (слайд 6)

2. Выводы по прочитанному:

-Чему учит эта басня?

- Какая пословица соответствует морали басни?

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Делу время, потехе час

• Друзья познаются в беде

3. Графический диктант «Лев» (слайд 7)

-Кого в басне можно назвать царем зверей?

V. Домашнее задание.

Цель: применить полученные знания, развивать интерес к предмету

- К следующему уроку выучить стихотворение Ю. Голубь «Лев» Раскрасить льва и нарисовать мышку по своему замыслу (слайд 8)

VI. Итог урока.

Цель: подвести итоги урока; определить победителей; развивать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей

Формирование УУД: соотносят результат своей деятельности с целью. Формируются регулятивные УУД. Формирование ценностного отношения к жизни.

1. Обсуждение. - Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?

- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?

- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?

- С какими произведениями А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?

- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.

2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.

1-ая команда «Умники и Умницы»

2-ая команда «Весёлые эрудиты»

3-ая команда «Знатоки»

Все три команды набрали равное количество очков. Таким образом, победила дружба

3. Рефлексия.

- Перед каждым из вас на парте лежат три солнышка. У них разное настроение: одно весёлое, одно грустное, одно равнодушное. Выберите из трёх одно, настроение которого соответствует вашему настроению на уроке и покажите мне.

- Я рада, что вы все на уроке работали с хорошим настроением. Моё настроение соответствует вашему.

Литература

1. Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение. 2 класс. - М., 2005

2. Климанова Л. Ф. и др. Литературное чтении (родная речь). 2 класс. – Ч. 1-2. – М.: Просвещение, 2008

3. Максакова А. И., Туманова Г. А. Учите играя. - М., 2006

4. Рудченко Л. И. Чтение 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия. Изд. «Учитель» - 2006

5. Школа России. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях М.: Просвещение, 2007

Публикации по теме:

Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации" Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Буквы, алфавит
  • Математика
Автор публикации:
Урок обобщения во 2 классе по теме «Русские писатели». Л. Н. Толстой «Лев и мышь» (внеклассное чтение)
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 20:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....