Папки-передвижки

Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»

Альбина Романова
Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»

Цель урока : знакомство учащихся с новой буквой, её функциями

Задачи:

- познакомить учащихся с буквами Я,я и её функциями

- познакомить учащихся с функциями буквы Я;

- совершенствовать навыки чтения;

- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание;

- пополнять лексический запас слов;

- воспитывать любовь к Родине, к своей семье

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок – путешествие

Использование УЛО (мобильный класс)

Публикация «Русский язык, Урок обучения грамоте в 1 классе „Буква „Я“» размещена в разделах

Оборудование:

- ноутбук для учителя

- ноутбуки для учащихся

- карта России

- форма учащихся (форма моряков, значки «Первоклассник»)

- рисунок корабля

- рисунок капитана корабля (буква «я»)

- магнитная азбука

- магниты для звуко – буквенного анализа

- проекты на тему «Буква Я»

- буклеты

- стенд «Символика России»

- Пропись «Учим буквы»

- яблоки детям и гостям в корзине

- учебник Азбуки

- толковый словарь Ожегова

- картинка ястреба

- сигнальные карточки (красные и зелёные для рефлексии)

- схемы для звуко – буквенного анализа (для каждого ученика)

- галстуки для штурманов

- текст «Маяк» для индивидуальной работы

- аудио запись «Голос зяблика»

- конструктор

- сообщение про птицу «ястреб»

Ход урока

(перед входом в кабинет ученики раздают учителям (гостям) буклеты)

1. Орг. момент.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. Не обычный потому, что у нас много гостей, и мы с вами сегодня отправимся в путешествие.

2. Актуализация знаний

(играет медленная музыка, учитель читает стихотворение «Родина»)

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она –

Вишня у окна.

Прямо у дверей

Золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Видно, так и быть,

Здесь мне век прожить,

До конца дружить,

До конца любить,

Здесь мои друзья,

Здесь моя семья,

Большего не скажешь –

Здесь земля моя!

(включает музыку ученик 5а класса Кречин Демид)

Вопросы:

- Что вы представляете, когда слышите слово «Родина»

- В какой стране живём мы? (Россия)

Беседа

Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россия, Вы – Россияне! И вы с гордостью должны нести это звание. Россия огромная страна. Есть в России высокие горы и полноводные реки, глубокие озёра и бескрайние леса. Мы по праву можем гордиться нашей великой родиной, её природой, её талантливыми людьми.

3. Изучение новой темы

Введение в тему

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране «России».

Ребята, назовите последнюю букву в слове Россия (я). Буква Я будет капитаном нашего корабля (учитель прикрепляет букву на корабль, которая помчит нас по бескрайним просторам нашей родины. Но на корабле у нас есть штурманы (ученики 5 класса, которые будут помогать нам указывать путь в правильном направлении, прошу штурманов занять свои места)

Учитель: Ребята, есть такая русская пословица «Как судно назовёшь, так оно и поплывёт!» ( на доску прикрепляются карточки: «Победа», «Ястреб»,

«Мечта»)

Как бы вы хотели назвать наш корабль? (высказывания детей)

(учитель подводит детей к названию «Ястреб»)

Учитель: Кто такой ястреб? (птица)

(учитель показывает картинку ястреба, учитель предлагает определить количество слогов и количество гласных в этом слове

- Сколько слогов в слове? (2)

- На какую гласную букву падает ударение (я)

Ястреб с греческого языка переводится как быстрокрылый, быстролетящий, поэтому я хочу, чтобы наш корабль тоже плыл очень быстро по волнам.

(прикрепляем карточку со словом «Ястреб» на корабль)

Учитель: Чтобы наш корабль плыл нам нужно поднять якорь.

Работа по прописи № 1 «Учим буквы», страница 31

- Найдите картинку якоря

- Что такое якорь? (один ученик делает сообщение)

- впишите букву «я»

- прочитайте слово, которое получилось (якорь)

- обозначьте гласные буквы

Учитель: Теперь пора впуть!

4. Физминутка:

Хлопнем десять раз в ладоши.

Плыть теперь мы дружно можем

(Перед вами карта нашей страны.)

5. Изучение новой темы

Работа по географической карте

- Какой город является главным в нашей стране? (Москва)

- Вот здесь находится столица нашей Родины (учитель показывает на карте)

- А в каком городе живёте вы? (Чапаевск)

(учитель на карте показывает местонахождение нашего города)

Учитель: Основными символами нашего государства являются…. ( дети могут ответить: герб, флаг, гимн)

(обратить внимание на плакат)

Учитель: Место, где ты родился и растёшь - это Родина. Каждый старается посадить на Родине сад, цветы, построить дом.

Работа по азбуке

Учитель: ребята, откройте учебник на странице 110, под синим ромбиком читают пословицы и объясняют их смысл.

Проверка домашнего задания

Учитель: Какие пословицы, вы знаете о Родине? (дети читают свои пословицы)

Работа по ленте букв

- Сколько гласных букв(10)

- Назови гласные буквы (хоровое чтение)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Назови гласные звуки (а о у э и ы (индивидуальное чтение)

- Почему гласных букв 10, а гласных звуков – 6? (е, ё, ю, я звуков не дают)

-Почему? (если мы потянем этот звук, то услышим звук «а», например слово «зяблик»

Тренинг в чтении слогов

(ученик показывает карточки со слогами, другие ученики по цепочке прочитывают слог)

Вывод: Такую работу выполняет буква «Я», если она стоит после согласного.

- Найдите на ленте букв букву «я»

- В каком ряду она стоит

- Что можно сказать про гласные этого ряда (они дают мягкость предшествующему согласному)

(ученик показывает карточки со слогами, другие ученики по цепочке прочитывают слог)

Работа по ленте букв (продолжение)

- Что показывает зелёный треугольник? (гласная буква даёт два звука)

- В каких случаях буква даёт два звука? начале слова, после гласной)

- С кем дружит буква «Я»? буквами е ё ю я)

- Почему они подружки? (тоже дают два звука)

Воспитательная беседа:

Мы с вами, ребята, тоже должны дружить, все ребята нашего класса большая семья, главный труд – это наша учёба.

Работа в группах

(на каждой карточке одно слово) (работа в группах)

Задание: раздели слова на 4 группы

(Яблоко, яблоня, Аня, Ваня, мяч, зяблик, маяк, Евразия)

Работа по первой группе слов

Учитель: зачитайте слова первой группы : яблонька, яблоко

- Что такое яблонька? (дерево)

- Что такое яблоко? (плод этого дерева)

- Что можете сказать про яблоко? (фрукт, содержит витамины, полезен для организма)

- Почему эти слова объединили в две группы? («я» стоит в начале слова, и обозначает 2 звука, [ й’ ] [ а ])

Учитель: Подчеркните букву «Я»….цветом (красным)

- Почему букву «я» раскрашиваем красным цветом? (гласная)

Учитель: Мы с вами проплываем мимо прекрасного сада, в котором растёт волшебная яблоня с наливными яблочками

(выставляется дерево, на нём прикреплены яблоки на карточках)

Учитель: Но этот сад охраняет злой як

- Кто такой як? (лохматый горный бык)

(работа с толковым словарём, (один ученик читает значение данного слова, а дома 1 группа найдёт по интернет - ресурсам картинку яка и принесёт её на следующий урок)

Як – это одушевлённый предмет? Почему?

В форме какого числа употреблено значение слова «як»(единственное число)

Измени слово так, чтобы оно оказалось во множественном числе (яки)

Учитель: Ребята, как будут называть детёнышей яка (ячёнок)

Учитель: Теперь, чтобы отведать яблочек и отдохнуть под яблоней на полянке, мы должны выполнить звуко – буквенный анализ слова «як»

(работа с конструктором (набор кружков)

(один ученик выполняет анализ с разъяснением у доски)

(учитель предлагает одному представителю каждой группы сорвать яблоко и прикрепить его на доску)

(на яблоках написаны буквы : м о р я к)

(из данных слов ребята складывают слово «моряк»

Учитель: Мы с вами моряки и отправляемся дальше в путь.

6. Физминутка (проводит Мальцева Софья)

Море волнуется - раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, замри!

Работа по второй группе слов

Учитель: Назовите мне 2 группу слов (Аня, Ваня)

- По какому признаку вы распределили эти слова (имена собственные, буква «я» стоит в конце слова)

- Что ещё общего в этих словах? (2 гласные, 2 слога)

Учитель:

- Встаньте те ребята, у кого в имени есть буква «я» (Ксения, Ваня, Виктория, Рамиля)

- Приведите пример женских имён, которые начинаются на букву «я» (Яна, Ярослава, Ядвига)

- Приведите пример мужских имён на букву «я» (Яша – Яков, Ярослав)

- Разделим слова Яна и Яша на слоги (хоровое деление на слоги)

- Что вы заметили? (буква «я» образует слог)

Учитель: домашнее задание для учеников второй группы (Составить как можно больше имён на букву «я» и записать их на листочке)

(выходит ученик, он читает стихотворение А. Шибаева «Буква «Я» шагает гордо»

Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

- А вы знаете, кто я? –

Буква, слог и слово!

Учитель: Что вы узнали про букву «Я» из стихотворения? (буква, образует слог,слово)

- Что же за слово такое «Я»(слово)

Учитель предлагает ребятам составить предложение со словом «Я»

- Сколько слов в данном предложении? (ответы детей)

Работа по третьей группе слов

Учитель:

- Назовите 3 группу слов: мяч, зяблик

- Что такое мяч?

- Какие вы знаете разновидности мячей?

Учитель: (3 группа дома подготовит игру с мячом и проведёт на следующем уроке с нами)

- Кто такой зяблик? (птица)

Учитель: (4 группа найдёт и подготовит по интернет - ресурсам, из дополнительной литературы сообщение про зяблика)

Рефлексия

(учитель предлагает послушать пение зяблика, за ПК ученик 5 класса (преемственность)

- Что объединяет эти слова? (гласная «я» стоит в середине слова, после гласной)

- Что мы можем сказать про эту букву? (даёт один звук [ а]

Работа по учебнику

(правило страница 111)

Работа по 4 группе слов

Учитель: прочитайте 4 группу слов (маяк, Евразия)

- Почему вы объединили эти слова в одну группу? (гласная буква «я» стоит после гласной)

- Что можно сказать про букву «я» в этом случаи (даёт два звука)

- Какие звуки даёт буква «я» в этом случае [й’] [а]

- Для чего нам нужен маяк? (указывает путь судам к берегу, в порт)

Работа по тексту «Маяк»

(напечатанные тексты находятся на парте у каждого учащегося)

(самостоятельна работа)

- Почитай текст

Маяк

Вот на море завыл ветер. Стало совсем темно. Сверкает молния. Высоко взлетает морская волна. Надо скорее судам в порт. А на пути – подводные скалы и мели.

Но ярко светит маяк. Он виден издалека. И смело идут корабли к земле.

Вопросы

- Что такое текст?

- Сколько предложений в тексте? (9)

- Главная мысль текста? (Благодаря маяку смело идут корабли в порт)

- Вспомните тему нашего урока и предположите, какое задание мы будем выполнять? (подчеркнуть слова с буквой «я»)

(ребята подчёркивают слова с буквой «я»)

7. Закрепление изученного материала

Работа по ПК (работа в парах)

Игра (игра «Обучение грамоте», тема: «Выделение гласных, подстановка буквы «я»)

8. Итог урока

- Что узнали сегодня на уроке?

(ответы детей)

- «я» - буква;

- если «я» стоит после гласной даёт звук[а]

- «я» даёт два звука, если стоит в начале слова и после гласной;

- «я» - это слово;

- «я» - это слог;

- буква «я» может стоять в начале слова, в середине слова, в конце слова

Учитель: домашнее задание для учеников 5 группы

(нарисовать по 3 предмета на букву «я»)

9. Рефлексия урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, и мы с вами должны удачно вернуться в порт на нашу землю

(работа за ПК)

(Игра «Раскраска», тема «Маяк»)

Давайте оценим нашу работу. На столах у вас сигнальные карточки. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы испытывали затруднения на уроке, то поднимите карточку красного цвета.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке и дарит учащимся и гостям урока яблоки с волшебной яблони.

Публикации по теме:

Конспект урока английского языка во втором классе Конспект урока английского языка 2-й класс УМК М. З. Биболетова «Английский с удовольствием» Педагог: Васюткина И. А. Предмет: Английский язык.

Урок немецкого языка по теме «Классная комната» в 3 классе Образовательные задачи этапа урока Содержание этапа Показатели выполнения образовательных задач этапа Условия выполнения образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Русский язык. Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква «Я»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 22:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД