Лучший педагог года

Урок окружающего мира «Весна пришла»

Людмила Владимировна Кирюхова
Урок окружающего мира «Весна пришла»

Тема урока : Весна – природа пробуждается.

Цель:

-познакомить с новыми народными названиями месяцев («капельник», «водолей», «цветень», и объяснить их происхождение, - прививать интерес к занятиям по ознакомлению с окружающим миром

расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе

(капель, проталины, ледоход, появление первоцветов и насекомых, прилёт птиц) и о взаимосвязях в природных явлениях.

- воспитывать самостоятельность, инициативность, эмоциональный отклик

Публикация «Урок окружающего мира „Весна пришла“» размещена в разделах

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе, уважение к окружающим, желание помогать)

Ход урока:

I.Орг. начала урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

II.Сообщение темы урока.

-Отгадайте загадку,и вы узнаете о чём мы будем говорить на уроке.

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня (Весна)

-Ребята, Весна прислала вам письмо.

- Давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пропали приметы весны. Помогите, ребята». Весна обращается к нам с просьбой вернуть приметы. А для этого нам нужно выполнить задания.

А вот и первое задание.

Попробуйте сказать, без чего не может быть весны. (без яркого солнца, птиц, журчания ручья, и т. д.

Солнце землю осветило,

Все сугробы растопило,

Пробуждаются леса.

По тропе бежит лиса.

Заливаются ручьи

И синички: - Чьи вы, чьи!

Зайцы в ельнике играли,

В новых шубах загорали

И решили посмотреть,

Как в берлоге спит медведь!

А медведь уже проснулся,

Сладко-сладко потянулся,

Заревел, что было сил,

Зайцам лапой погрозил.

Зайки прыгнули в сторонку,

И капель запела звонко.

На реке растаял лед

И поплыл как пароход.

Пассажиром там сама

Убежавшая зима. (Слайд 3 (Слайд 4)

III. Изучение нового материала.

1. Чтение рассказа.

Не забыла Весна-Красна к нам дорогу. Идёт она, ступает неслышно, а в природе всё преображается. На лесной опушке появились первые подснежники. Потемневшего снега ещё много, но он быстро тает. А вот и первые проталины — всё, зиму уже не вернуть.

Ручьи везде – в городе, за городом — журчат, стараются вовсю. Из дальних стран возвращаются на родину птицы. Он поют Весне свои лучшие песни.

Весна пришла и порадовала всех хорошей погодой: весёлой капелью, свежим воздухом, тёплыми, золотыми лучами. Вздохнул, ожил лес. Лёд на реках задвигался, зашевелился. Небо голубое-голубое. Привет, долгожданная Весна! ( Автор рассказа: Ирис Ревю)

2. Беседа.

Весной – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4)

-Март назван в честь бога войны Марса, раньше его называли «Капельник».Капель -падение ~ растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев.

Апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, или «Водолей»,

а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай,его называли «Цветень.».

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; ЛЕДОХОД: движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек,начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

IV.Физминутка

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

V.Первичное закрепление

1.- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- -Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

(подснежник)«галантус»

бывают синие и белые

- медуница-лекарственная

- (Слайд 11)

2. Охрана растений.

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т. к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

- Не только растения реагируют на появление тепла.

3. Перелётные птицы.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? ( Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы, воробьи, вороны)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица (грач)

(Слайд 12)

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей (скворец)

(Слайд 12)

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

(Слайд 14)

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

4. Ситуации. Правы ли дети?

Когда ребята были в лесу случайно, в кустах нашли гнездо, в котором лежало три яйца. Маша осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, все ребята полюбовались им, а потом вернули его на место.

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? (Неправы, так как трогать яйца нельзя – они сохраняют запах рук, который является чужим для птиц, птицы бросают такие яйца.)

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц

Ребята ходили в поход в лес и когда отдохнули, решили:

В речку скинем все бутылки!

В море пусть плывут посылки!

Банки в землю закопаем!

Мусор птицам разбросаем!

(Неправы, нельзя засорять природу, например консервная банка и полиэтиленовый пакет будут лежать несколько веков. Нужно забрать мусор с собой и утилизировать на свалки.)

Когда ребята пошли домой они затушили костёр, залив его водой. (Правы, так как от костра может возникнуть пожар в лесу.)

VI.Закрепление

1. Игра «Скажи наоборот»

Чтобы нам легче было выполнить следующее задание, весна отправила нам свой мячик.

Давайте поиграем в интересную игру :

Зимой лед толстый – а весной (тонкий)

Зимой день короткий – а весной (длинный)

Ручей широкий, а ручеек (узкий)

Зимой воздух холодный, а весной (теплый)

Чай горячий, а сосулька (холодная)

Дерево высокое – куст низкий

Река глубокая – ручей мелкий

Весной просыпается не только природа, но и животные.

1. «Скажи правильно»

А теперь поправьте меня, скажите правильно.

-Распускаются листочки или цветочки?

- Порхают птички или лисички?

- Тает снежинка или слезинка?

- Журчат ручьи или грачи?

- Набухают почки или листочки?

- Прилетают насекомые или птицы?

- Трещит лед или ледоход?

- Из берлоги выходит медведь или заяц?

- Весной катаются на лыжах или на велосипеде?

- День становится длиннее или короче?

3. Кроссворд. «Весна

1. Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

2. Как сказать одним словом? Идёт лёд. (Ледоход)

3. Весенний праздник,когда красят яйца (Пасха)

4. Что вьют птицы весной (Гнездо)

5. Резиновая обувь,нужная весной. (Сапоги)

Какое слово получилось?

VII. Подведение итогов.

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Какие приметы весны вы запомнили?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?- Что было сложным? Вызвало затруднения?

VIII. Рефлексия.

-Выберите себе картинку по настроению. Всё было понятно на уроке- солнышко. Немного сомневался в ответах- солнышко за тучкой.

Было скучно, неинтересно- тучка.

Прикреплённые файлы:

moja-vesna_njijb.ppt | 8237 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Весна. Изменения в природе» для детей старшей группы с ЗПР Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ЗПР по теме: «Весна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира «Весна пришла»
Опубликовано: 27 марта 2015 в 22:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД