Получи документы

Урок окружающего мира в 3 классе «Биосфера» по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Александра Кишляк
Урок окружающего мира в 3 классе «Биосфера» по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема: «Биосфера – живая оболочка планеты»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о способах прогноза погоды; формирование умений определять погоду, с помощью синоптической карты.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое «биосфера» ;

- знать о границах распространения жизни в сферах Земли;

- уметь определять среду обитания у животных.

Личностные:

Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе „Биосфера“ по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова» размещена в разделах

- Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

- Уметь получать информацию из практической деятельности.

- Быть толерантным к мнению одноклассников.

Тип урока : «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Чудинова Е. В., Букварева Е. Н., 3 класс, 2 часть (УМК «Э-Д», учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы Хроно-

метраж Содержание урока Формируемые УУД

Деятельность учителя Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа; 1-2 мин. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алена Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Посмотрите, все ли есть у вас на партах.

- Садитесь.

-На уроке вы должны слушать внимательно, а работать старательно.

И тогда к вам обязательно придёт успех. Готовят рабочее место. Приветствуют учителя и друг друга. Р:организовывать рабочее место

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: проверка домашнего задания; 4 мин. Проверка изученного материала.

- Земля - наш общий дом. Как всякий дом, его нужно знать.

- Объясните разницу выражений:

“Мы живем на Земле”, “Мы копали землю”

- Итак, наша планета называется Земля. - А всего сколько планет?

Давайте их вспомним.

- Какая по удаленности от Солнца планета Земля?

- Что на ней есть? (тепло и свет, вода и воздух, есть жизнь)

Главное отличие от других планет - на Земле есть жизнь.

- Но всегда ли Земля была такой? Земля вместе с другими планетами была образована около 5 млрд. лет назад из рассеянного газопылевого вещества. С планетой Земля происходили глобальные изменения. Земля бушевала, на поверхность выливались потоки раскаленной лавы.

- С каким современным явлением можно сравнить то, что происходило в далёком прошлом на Земле?

Земля постепенно остывала. Прошло еще много времени и на поверхность Земли обрушились дожди. Дождь лил и днем и ночью. Тогда не было на Земле жизни. - А была природа?

Неживая природа - вначале в виде каменной поверхности, гор, потом и в виде воды, воздуха. Ответы на вопросы учителя.

“Мы живем на Земле” – мы живем на планете земля

“Мы копали землю” – мы рыхлим почву

Всего 9 планет

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Земля – третья по удаленности планета

Тепло и свет, вода и воздух, есть жизнь

С извержением вулканов

Да П. : уметь осознанно строить речевое высказывание устно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5-6 мин. Подведение к теме. Целеполагание.

- Ребята, разгадайте ребус. (биосфера)

- Как вы думаете, что это?

Сегодня с этим мы и разберемся.

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Давайте откроем учебники на странице 88, и прочитаем тему нашего урока.

Давайте определим цель нашего урока.

Чтобы достичь цель урока, нам необходим план урока.

Предположите, что будем сегодня делать.

Теперь посмотрите, какой план составила я:

1. Узнаем, что такое биосфера.

2. Познакомимся со строением Земли.

3. Научимся определять оболочку Земли.

4. Узнаем состояние биосферы на сегодняшний день и узнаем как предотвратить гибель биосферы.

Биосфера

Говорят свои предположения

Биосфера

Один ученик читает тему урока

Определяют цель урока.

Составляют план урока Р. : постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с рисунком

Словесный: слово учителя;

Словесный: беседа;

Практический: работа с учебником

7-8 мин

2 мин

1 мин.

4-5 мин. Раскрытие темы урока.

- А какая Земля внутри?

(На доске рисунок строения Земли.)

Внутренне строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. В центре Земли находится раскалённое ядро, подобно желтку в яйце. Ядро покрывает мантия, подобная яичному белку. Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которую заключено всё содержимое яйца. Но в отличие от яйца внутренние слои Земли имеют очень высокую температуру и очень большое давление. Земная кора и верхняя часть мантии вместе называются литосферой. (показ на доске) Это греческое слово (литос - камень, сфера - шар, означающее каменный шар, каменную оболочку.

- Итак, что такое литосфера?

Литосфера - каменная оболочка Земли.

- Отгадайте загадку.

На ноге стоит одной

Крутит - вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны. Что это? (глобус)

Люди создали модель Земли - глобус. Земля - громадный шар. Глобус - модель “игрушечная” Земля. На нём нарисовано всё, что есть на Земле. Океаны и моря, реки и озера, горы и низменности.

- Какого цвета больше на глобусе?

Это океаны и моря.

Мировой океан условно делится на 4 части - 4 океана.

- Тихий; Атлантический; Индийский; Северо-Ледовитый.

В океанах выделяют моря, заливы, проливы. Значение Мирового океана - согревает Землю.

Где бы мы ни выкопали глубокую яму, она почти повсюду может заполниться водой. Подземные воды пронизывают всю сушу. Вместе с реками, озёрами, болотами, морями и океанами они образуют водную оболочку - гидросферу. В переводе с греческого языка “гидро” - вода, “сфера” - шар. Гидросфера - вся вода на Земле. (показ на доске)

Гидросфера делится на 2 группы: (рисунок на доске - 2% пресная вода, 98 % солёная вода).

1)Мировой океан (морская или солёная вода)2)пресная вода (реки, озера, ледники, подземные воды)

- Какое значение имеет вода на Земле?

- Как люди должны беречь воду?

- Итак, гидросфера - водная оболочка Земли.

- Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух)

- Наряду с теплом и водой воздух является необходимым условием жизни на Земле. Мы ощущаем его во время дыхания.

- Всегда ли человек дышит?

- Сколько времени он может не дышать?

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. (показ на доске). В переводе с греческого языка: атмо - пар, сфера - шар. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

Итак, мы познакомились с тремя оболочками Земли.

Перечислим их.

Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется биосфера. В переводе с греческого языка: био - жизнь, сфера - шар.

Биосфера - живая оболочка Земли.

Бегемот

Бегемоты предпочитают неглубокие водоёмы. Плавают и ныряют бегемоты превосходно. Они могут легко передвигаются по дну. Дышат бегемоты воздухом. Выходят на сушу поесть и погреться на солнце. Для жизни бегемоту необходимы и вода, и суша, и воздух.

К какой среде обитания вы можете отнести бегемота?

Большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга.

Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 88. Один ученик читает вслух. О чем этот текст?

Какие животные и насекомые вам встретились? Почему все они не могут существовать без растений?

Отвечают на вопрос

Воспринимают информацию

Отгадывают загадку

Синего

Вода - одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.

Охранять её от загрязнения. Строить очистные сооружения. Вода нужна для бытовых нужд, для содержания домашних животных, для получения продуктов питания.

Отгадывают загадку

Да

1 -2 минуты

Литосфера, гидросфера, атмосфера

О животных

Называют животных

Потому что если бы не было растений, им нечем было бы дышать.

П: строить рассуждение по теме урока

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: выполнение действий по алгоритму

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Динамическая пауза 1-2 мин. Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись. Выполняют движения за учителем Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником

4-5 мин Работа в парах.

Откройте учебник на стр. 90. Прочитайте текст под звездочкой. Рассмотрите график и вопросы после него. Вы должны в парах ответить на эти вопросы, после чего мы проверим все вместе.

Открывают учебник. Выполняют работу в парах. К: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой 2-4 мин. Выполнение самостоятельной работы.

Ну и чтобы определить, кто меня внимательно слушал. Мы проведем проверочную работу. (по вариантам)

1. Воздушная оболочка Земли - ___

2. Водная оболочка Земли - ___

3. Каменная оболочка Земли - ___

4. В каких оболочках Земли встречается жизнь? ___

5. Оболочка Земли, где встречается максимум живых организмов - ___

Взаимопроверка

А теперь обменяемся карточками, проверим друг друга, все ли верно мы решили. На экране посмотрите критерии оценивания и поставьте баллы.

3-4 балла –«4»

5 баллов –«5» Отвечают на вопросы в карточке самостоятельно

(атмосфера)

(гидросфера)

(литосфера)

(воздух, земля, вода)

(на границе трех оболочек)

Оценивают работу товарищей

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Р: осуществлять итоговый контроль

VII. Включение в систему знаний

Практический: работа с рисунком 6-7 мин.

Работа по группам.

У каждой группы на столе лежит лист с заданием, вы должны определить среду обитания каждого живого организма. (животное-среда обитания)

Давайте повторим правила работы в группе.

Алгоритм выполнения работы в группе:

1. читают задание

2. обсуждают в группе

3. соотносят картинки

4. Выступают

Теперь проверим ваши работы.

Выполняют задание

Повторяют правила работы в группе

Проверка К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание. 1 мин. Домашним заданием будет прочитать в учебнике страницы 88-91, пересказ. Записывают домашнее задание. П. : поиск информации для выполнения заданий

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: беседа 1-2 мин. Подведение итогов урока.

Что ж вот и подошел наш урок к концу, давайте подведем итоги.

Ребята, скажите, а с какой темой мы сегодня познакомились?

Кто мне скажет, так что же такое биосфера?

Вы уже знаете, как сложно и мудро устроена биосфера. Известно вам и то, насколько люди от неё зависят. Чтобы предотвратить гибель биосферы нужно приспособиться к природе, научиться не нарушать её.

-Какая была цель урока?

-Достигли ли мы цели урока?

-Все ли мы пункты плана выполнили? Докажите.

– Что вызвало затруднение? Почему?

Продолжите фразу:

Было интересно.

Было не понятно.

-Хорошо!

-Спасибо вам за урок, урок окончен. Ответы на вопросы учителя.

«Биосфера – живая оболочка планеты»

Анализируют свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя К: умение формулировать собственное мнение

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Публикации по теме:

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Как животные воспринимают мир» Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс Тема: «Как животные воспринимают мир» Составила: Забоева Ирина Геннадьевна.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Зона арктических пустынь» Тема: Зона арктических пустынь Цели: сформировать у учащихся понятие «Арктика»; учить находить и показывать ее на карте полушарий; ознакомить.

Урок математики во 2 классе по системе Л. В. Занкова «Действия первой и второй ступеней. Выражения» Тема урока: Действия первой и второй ступеней. Выражения. (2 класс, система Л. В. Занкова) Предметные задачи: - разделить изучаемые действия.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Иван III» Тема: Иван Третий Цель: сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III, сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Урок окружающего мир в 3 классе «Петр Великий» по УМК «Школа-2100» Цель урока: Формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни. Задачи.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 3 классе «Биосфера» по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 16:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД