МААМ-картинки

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»

Залия Шаяхметова
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»

Конспект пробного урока окружающего мира, проведенного в 3 классе 2.03.2011 года студенткой 42 группы ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»

Шаяхметовой Залии Павловны.

Тема: Водоемы. Родник.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель – создание условий для формирования понятий «Водоемы Земли», «Родник».

Задачи:

1. Актуализировать и систематизировать знания детей о разнообразии водоемов Земли; познакомить с образованием и понятием родника; выявить опытным путем свойства песка и глины пропускать воду;

Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе по теме „Водоемы, Родник“» размещена в разделах

2. Продолжать развивать мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности; умение классифицировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к родникам; эстетические чувства.

Оборудование: иллюстрации водоемов (река, озеро, ручей, море, карточки для схем, глобус, картина «Источник и ручей», карточки «водопроницаемый слой», «водоносный слой», «водоупорный слой»,

Оборудование для опыта: 2 стакана, 2 воронки, 2 фильтра, песок, глина, 2 стакана с водой, предметный столик;

Литература:

1. З. А. Клепинина Окружающий мир: методич. пособ. к учеб. для 3 кл. нач. шк. / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 96 с.

2. З. А. Клепинина Окружающий мир: учеб. Для 3 кл. нач. шк. : ч. 1 / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 128 с.

3. Н. Ф. Виноградова Окружающий мир в 3-4 классах: Метод. беседы. – М. : Просвещение, 1999. – 192 с.

4. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин Природоведение: Учеб. для 3 – 4 кл. сред. шк. – М. : Просвещение, 1988. – 240 с.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Залия Павловна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Минутка календаря

(вызвать дежурного)

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке вы узнаете какие бывают водоемы. Как вы представляете, что такое водоем? Назовите какие вы знаете водоемы?

4. Изучение нового материала

- Откройте учебник на с. 71, прочитайте первый абзац каждый для себя. Что такое «водоемы»? (отвечает 1 ученик: Разные по величине углубления на поверхности Земли, постоянно или временно заполненные водой)

Работа со схемой «Водоемы»

- Верно. Водоемы могут быть заполнены водой постоянно или временно. Водоемы делятся на Океаны и Водоемы Суши. К океанам относятся моря. А водоемы суши могут быть образованы естественным путем и искусственным. К Водоемам Суши образованным искусственным путем относятся пруды и водохранилища, а к образованным естественным путем относятся реки, озера, ручьи, болота и родники.

- Расскажите по схеме какие водоемы есть на Земле?

Работа со схемой «Значение водоемов»

- Все водоемы на Земле имеют большое значение, как для природы так и для человека. Могут являться украшением Земли, работают «водной дорогой» - по воде люди могут передвигаться с помощью лодок, кораблей и др. транспорта, водоемы являются местом отдыха человека, а самое главное водоемы дают человеку воду для быта и производства. (постепенно составляется схема на доске)

- Расскажите по схеме о значении водоемов.

- Послушайте внимательно стихотворение Ивана Александровича Бунина:

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

- С каким водоемом вы сегодня познакомитесь? (родником)

- Верно. Сегодня вы узнаете что называют родником и как он образуется.

- В земле различные вещества чаще всего располагаются слоями. Сверху находится почва, а под ней находятся слои песка, затем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)

- Ребята, как вы думаете куда исчезает вода после дождя и растаявшего снега?

- Действительно, часть этой воды уходит в землю. Она проходит сначала через почву, затем – через слой песка и останавливается перед слоем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)

- Чтобы узнать почему вода останавливается перед слоем глины проведем небольшой опыт: берем 2 стакана и 2 воронки. Вставляем воронки в стаканы, на дно каждой воронки положим по фильтру, а затем в одну кладем немного песка, в другую – глины. Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Теперь смотрите внимательно, в каком случае вода быстрее вытечет из воронки.

- Вы увидели, что почва и песок хорошо пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Вода будет просачиваться через почву м песок, которые являются водопроницаемым слоем, пока не встретит слой глины, который является водоупорным слоем. На слое глины вода бесконечно не может накапливаться и растекается в стороны. Если слои земли имеют уклон, то вода стекает под уклон. Бывает так, что слои земли выходят к обрывистому берегу реки, ручья, оврага. Тогда вода выходит на поверхность, как бы вытекает из глубины. Такой выход воды из земли назвали родником.

Родник – это место выхода подземных вод на земную поверхность.

Вода из-под земли может выходить спокойно, а может бить фонтаном. Тогда говорят «Вода бьет ключом».Родник могут называть – ключ.

Обычно дождевая вода на поверхности земли бывает мутной, но, просочившись сквозь почву, камни, песок, она очищается. Поэтому вода в родниках бывает чистая и прозрачная, ее можно пить.

- Расскажите про образование родника по схеме.

- Сделаем небольшую физическую разминку. (или проводит заранее подготовленный ученик) Все встаньте:

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите.

- Ребята, кто из вас когда-нибудь видел родник? Где?

- Сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Родничок». После чего задам вам вопросы:

1) По каким признакам дети обнаружили родничок?

2) Какая в роднике вода?

3) Дл чего они обложили родничок камнями?

- Слушайте внимательно:

«Родничок»

Группа ребят возвращалась из далекого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у них давно кончились. На пути им встретился глубокий овраг. Ребята осторожно спустились по его крутому склону, надеясь найти внизу ручеек. Но дно оврага было сухим.

Вдруг Миша закричал: «Ребята, сюда! Здесь должен быть родничок!»

Все кинулись к нему, но … никакого родничка не увидели.

А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Ребята решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли еще одну гальку и показал им, что нижняя сторона ее, лежавшая на земле, было совсем сырая.

- Значит, где-то близко под землей вода! – радостно сказал Миша. – Здесь и надо искать родничок.

Ребята тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Они взяли лопатку и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ее еще было нельзя: слишком мутной была эта вода. Ребята сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с нее глаз. Вскоре муть осела и вода стала прозрачной.

А когда ребята, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:

- Давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями.

Так они и сделали. Еще и ковшик из берёсты на ветку повесили.

Теперь, кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у этого родника, напьётся чистой холодной воды и вспомнит тех ребят добрым словом.

- По каким признакам дети обнаружили родничок?

- Какая в роднике вода?

- Дл чего они обложили родничок камнями?

- Откройте учебник на с. 73, найдите абзац, который начинается после картинок. Почитайте его для себя и приготовьтесь ответить на вопрос «Как в нашей стране относятся к родникам?»

- Ребята, никогда не разрушайте родники, бережно относитесь ко всем водоемам.

Закрепление

- Что такое «водоем»?

- Что такое «родник»?

- Как образуется родник?

- Как нужно относиться к родникам?

- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника, прочитайте определение на с. 74. Верно мы сделали выводы?

Дом. задание

- Запишите домашнее задание: прочитать в учебнике с. 71-74. И желающие могут еще повторить опыт с глиной и песком дома.

Итоги урока

- Сегодня вы узнали что такое «Водоемы», какое они имеют значение на Земле, как образуется родник, его свойства и значение.

- Поднимите руку кто узнал для себя что-то новое?

- Было интересно с вами работать, спасибо за урок!

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Святой Ключ Пантелеймона Целителя.Святой Ключ Пантелеймона Целителя. В выходной день мы ездили к роднику, который находится близ Елабуги. Это исторические места. На опушке бора находится знаменитый родник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»
Опубликовано: 15 января 2013 в 20:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД