Папки-передвижки

Урок окружающего мира в 3 классе «Тепло родного дома»

Татьяна Худякова
Урок окружающего мира в 3 классе «Тепло родного дома»

Урок окружающего мира в 3 классе

Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми.

Задачи:

- образовательные:

глубже раскрыть значение понятий «родной дом», «семья»;

- развивающие:

развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;

развивать аналитическое и логическое мышление, самостоятельность суждений;

развивать способности открыто и искренне выражать свои чувства;

совершенствовать разговорную речь детей;

- воспитывающие:

Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе „Тепло родного дома“» размещена в разделах

воспитывать уважительное отношение к близким людям, родному дому;

навыки доброжелательного отношения в семье;

любовь к семье и стремление заботиться о членах своей семьи.

Планируемые результаты для данного уровня учебных достижений:

- стремится к максимальной реализации собственных способностей и возможностей;

- уметь выражать свои мысли и впечатления.

Ход урока:

Слайд№1 (песня «Под крышей дома»)

Маша: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех у нас на празднике. Ждет вас здесь угощенье знатное и времяпровождение приятное. И по-старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом - солью:

Никита: Если мы хотим кого-то

Встретить щедро от души,

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

А еще мы соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук!

Слайд№2

Маша: Слово "каравай" происходит от слова "кара" - круг, потому что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие "круг" вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год. Вселенная нашим предкам тоже представлялась тоже замкнутой, в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живет и умирает, чтобы вновь родится. И вот поэтому хлеб - символ жизни - пекли круглый каравай!

Никита:- Ребята, отгадайте загадку:

Друг на дружке ровно в ряд

Дружно кубики стоят.

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет

Маша: Дом, как известно всем давно, –

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом – это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, грустным,

Добрым, злым,

Еле живым…

Дом – это там, где тебя поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где забываешь о плохом –

Это твой дом.

Учитель: Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится. Ребята, вы наверное уже догадались, о чём пойдёт разговор на нашем уроке окружающего мира?

Слайд №3

- Сегодня мы поговорим о родном доме, каким он должен быть; о родных и близких нам людях – о нашей семье и семейных ценностях. Родной дом – это начало всех начал. У каждого человека есть свой дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги, произнес первые слова.

- И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он всегда притягивает нас своим теплом и уютом. Дом для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.

- А для чего строят дома? (Дома строят, когда надо где – то жить. Дома строят, когда создается семья.) .

А начнем мы наш урок, открыв первую страницу урока – “Я и мое имя”

Слайд№4

Родился ребенок. Родители дают ему имя.

Ученик 1.

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья,

Конечно, нет.

И в именах есть тайна,

И таинство есть имя нареченье. Женя П

Ученик 2.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаем в начале нашего века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека. Антон

Учитель: О том, как давались имена расскажут наши ребята.

Ученик 1. Имена давались по внешнему виду человека: Черный, Чернавка, Мал.

Ученик 2. Имена давались по характеру: Добр, Смеян, Умник.

Ученик 3. Имена давались и по тому, в какое время года рожден ребенок: Зим, Вешняк, Мороз.

Ученик 4. Имена давались в честь бабушки или дедушки, в честь святого, чтобы тот был его хранителем.

Учитель: Одних имена обязывают быть благородными, других жить в мире, не ссориться, а если у человека в единстве и те, и другие качества, то от этого его “доброе имя только выигрывает”.

Учитель: О происхождении своего имени, о том, что оно означает, расскажут ребята (защищают свои проекты 3 ученика).

Слайды №5-7

С давних пор люди считают, что личное имя подсказывает человеку его путь. Каждому из нас стало интересно – почему нам дали такие имена и как они возникли. Моё имя Евгений происходит от греческого слова "евгенес" - благородный.

Надежное, горячее, нежное и красивое имя. По популярности - в первой десятке. На селе оно встречается чаще, чем в городах (лет тридцать назад было наоборот). Мужское имя встречается гораздо чаще, чем женское.

Планета-покровитель- Венера. Слайд№8

Цвет имени - Голубой, бледно-голубой, голубовато-зеленый

Камень – талисман - Жемчуг.

Растение - Липа, наперстянка, незабудка.

Животное - Морской конек, перловица.

Слайды№9-10

Елизавета: “Мне мои родители дали имя Лиза. В своем проекте я отметила, что Имя Елизавета (разг. Лизавета, стар. Елисавета) происходит от древнееврейского имени, которое в переводе значит следующее: Бог - моя клятва, Богом и клянусь. Имя Елизавета означает Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога.

Хорошее имя, светлое, красивое и надежное. Его устремленность, как выпущенная стрела, острая и гибкая, скользит и вонзается в дальнюю цель. Оно настраивает на действенность и динамизм, стремление к изменению, на острое и утонченное проникновение. В наше время имя, несмотря на благозвучие, встречается довольно редко. в переводе с древнегреческого – благодать, милостивая. Я умею приказывать, когда нужно – оказываюсь очень ловкой. С большим самомнением. Великолепно приспосабливаюсь к обстоятельствам. Даже когда кажется, что все потеряно, не теряю присутствия духа. Снисходительная.

Виктория: “Мое имя Виктория. Это имя латинского происхождения. Обозначает – победа, победительница. Зодиак и гороскоп имени: Водолей. Планета: Уран. Цвет имени: фиолетовый. Камень, талисман: лазурит. Благоприятное растение: кедр, мимоза. Покровитель имени: шмель. Счастливый день: суббота. Счастливое время года: зима. Слайды№11-12

Лиза: Слайд№13

Вывод: Имя дают ребёнку при рождении его родители исходя из собственных убеждений и желаний;

В руках каждого человека- создать добрую славу своему имени;

Имя человека во многом определяет его характер и судьбу.

Слайд№14

Учитель: Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у меня загадка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я,

Какая же у нас семья?

( Ответ: 6 человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

(Воспитанники разгадывают загадку).

Стих «Семья» читает Малетина Николь

Благодаря этому стихотворению, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может оказаться кому-то уже дядей и тётей.

Учитель: Вторая страница называется «Моя семья - моё богатство»

Слайд№15

Проект о своём богатстве – семье приготовили Маточкин Данил, Данилов Антон, Овчинникова Аня Слайды№16-23

Физ. минутка- игра «Распределение обязанностей в семье» Слайд№24

1-я группа – мамы,

2-я группа – папы,

3-я группа – дети.

Я называю обязанности по дому, вы встаёте.

1. Готовить обед.

2. Ремонтировать утюг.

3. Собирать портфель.

4. Мыть посуду.

5. Ухаживать за цветами.

6. Убирать квартиру.

7. Оберегать тепло родного дома.

Учитель: Нам были память и любовь даны,

Чтобы сердцам ушедших поклониться,

И, может, будут не полны

Без этих строк истории страницы.

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Всё это так. Да вот беда,

Что забываем иногда.

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Конечно, нужно знать историю своей семьи и именно об этом расскажет нам в своём проекте Ивакин Никита.

Проект Ивакина Никиты «История моей семьи в истории школы»

Слайды№25-34

Третья страница нашего урока - «Строительство дома»

Слайд№35

Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

- Давайте и мы построим дом. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)

Групповая работа: (Ребята работают с раздаточным материалом. Приложение 1)

-Давайте выберем кирпичики, из которых построим стены нашего дома. На свободных кирпичиках, предложите свои варианты.

- Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Рефлексия.

-Посмотрите, какой дом у нас получился. Слайды №36-37

-Вам хотелось бы в таком доме жить? Почему?

- Отныне он будет держаться на ….(дети зачитывают слова с кирпичиков)

-Правильно, тепло родного очага зависит от уюта в доме, от здоровья родных,

от хороших взаимоотношений, от понимания друг друга. Частицу тепла нашего домика вы возьмете с собой.

Слайд№38

Итак, ребята, что же должно быть в нашем доме, в нашей семье, чтобы нам было тепло и уютно?

Благополучная семья - это семья, в которой царят взаимопонимание, взаимоуважение, любовь, доверие.

- А всегда ли так хорошо бывает дома? (Нет).

- Посмотрим, возникают ли у вас дома проблемы. И сделаем это так: Слайд№39

каждый раскрасит свои фигурки, лежащие на парте в один из цветов: синий или красный.

- будет относиться к родителям, - будет относиться к братьям, сестрам.

- А теперь, если у вас с родителями проблем нет, закрасьте в синий цвет, если возникают проблемы - в красный цвет. (с - так же)

Выполнив работу, дети помещают, на доску.

- Посмотрите, какая разноцветная картинка у нас получилась.

- Значит, в семье у вас есть проблемы. Какие? (Ребята говорят проблемы).

- Ребята, бывают ли у вас дома разногласия из-за распределения обязанностей между членами семьи?

Школьная семья»

Слайды№40-41

– Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?

– У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.

– Каковы ваши обязанности в семье?

– Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.

Мы будем

• Называть друг друга по именам.

• Защищать наших друзей, если их обижают.

• Помогать им в беде.

• Помогать им в учебе.

Мы не будем

• Грубить друг другу.

• Пускать в ход кулаки.

• Говорить друзьям обидные слова.

Учитель.

У меня в руке лепестки от цветика-семицветика, волшебного цветка, оторвав от которого лепесток, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится. Что бы вы изменили в своей семье или загадали? (Учитель раздает лепестки.)

А теперь произнесем волшебные слова хором и загадаем желание:

(Дети хором произносят слова)

Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Хочу, чтобы… (дети на лепестках пишут пожелания о своей семье).

- Скажите, в каких русских народных сказках нарушена традиция гостеприимства?

("Лиса и журавель", "Лиса и лапоть", "Заяц и лиса", "Каша из топора", "Морозко")

- Молодцы!

Маша: Слайд№42

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

Праздник кончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не уходят. Как быть? Проводить гостей - тоже традиция русского гостеприимства. На прощание им раздавали пироги - "разгоняем" или "выгонцы". Правда, хорош обычай! Когда с пирогом провожают? Вежливо. И не обидно!

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесен,

Как и вся Россия- мать.

Всем спасибо от хозяйки

За улыбку и за смех.

За частушки, пляски, байки,

Благодарствую я всех.

До свидания!

Учитель: Хочется завершить наш урок такой пословицей : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Слайды№43-44

Песня «Отчий дом»

Самоанализ урока :

1. Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Дом как мир» - За страницами учебника, курса «Окружающий мир» - 3 класс по программе «Перспектива». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.

По типу – это итоговый урок и по теме : «Дом как мир». При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход, дети познакомились с правилами гостеприимства народов нашего края.

Использовала проблемные, групповые технологии.

Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод.

Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу и знакомил детей с понятием «каравай», правилами гостеприимства.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке. Прослеживалась смена видов деятельности.

Начиная работу с классом в этом учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

- равнодушие со стороны родителей к данному виду деятельности

Основной этап урока был поделё н на 3 части - страницы:

1. «Я и моё имя»

2. «Моя семья – моё богатство»

3. Строительство дома

1-2 страницы были построены в виде защиты проектов: 2 коллективных и 1 индивидуальный. Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Приложение:

"Отчий дом"

1)Отчий дом всегда такой милый,

Детям он своим даёт силы.

Жить, любить, творить.

Светом и добром наш дом полон,

И найдётся там всегда повод

Петь, счастливым быть.

Припев: Берегите отчий дом,

И в нём всегда

Пусть солнце светит.

Греет ласковым лучом,

И вновь смеются дети.

Дом, где вырос ты.

2)Отчий дом всегда такой светлый,

Не задуют дом вражды ветры,

Греет дом тепло мамы.

Отчий дом всегда такой тёплый,

Днём и ночью в нём горят окна,

Ждёт звонка отец.

И под стук сердец

Вы ждёте, ждёте нас.

Припев: Берегите отчий дом,

И в нём всегда

Пусть солнце светит.

Греет ласковым лучом,

И вновь смеются дети.

Дом, где вырос ты.

3)Простите вы нас, родители,

Быть может, мы вас обидели,

Мы многое в вас не видели,

Простите за это нас.

И под стук сердец

Вы ждёте, ждёте нас.

Прикреплённые файлы:

teplo-rodnogo-doma_cclor.ppt | 10333,5 Кб
 
Публикации по теме:

Детско-родительское занятие «Тепло родного дома» Детско – родительское занятие «Тепло родного дома» 1. Начало мероприятия. В зал входят семьи – участники и становятся полукругом на заранее.

Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства в 1 классе «Ноябрь — зиме родной брат» Интегрированный урок окружающего мира и музыки, проведенного в 1 «Ж» классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой Составители:.

Использование технологии критического мышления на уроке. Урок окружающего мира во 2 классе «Город на Неве» Панютчева Татьяна Фёдоровна учитель начальных классов 1 категории ГБОУ СОШ № 606 Пушкинского района Города - Санкт - Петербурга Использование.

Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных»Открытый урок окружающего мира в 3 классе на тему «Развитие и размножение животных» Данный урок проводился в ГОУ ЛНР "Артемовская школа № 9" в 3 классе. Учащиеся были позитивно настроены на урок. Актуализация опорных знаний.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Дикие и домашние животные» Урок «Дикие и домашние животные» 2 класс Предмет: окружающий мир Цель урока: обобщить и дополнить знания обучающихся по теме: дикие и домашние.

Урок окружающего мира 3 класс «Размножение и развитие животных» Цели урока: Образовательные: • создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных,.

Конспект урока окружающего мира во 2 классе «Город на Неве. Знакомим детей с Питером» Конспект внеурочного занятия. Тема: Город на Ниве Класс: 2 «Б» Форма проведения: тематическое занятие. Дата проведения: 11.04.2016 Цели.

Урок окружающего мира в 3 классе «В царстве грибов» Видео ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Урок окружающего мира в 3 "В".

Урок окружающего мира в 4 классе «В ледяной пустыне» Дата проведения урока: 14.11.2017 г. Учебный предмет: окружающий мир. Класс:4 Школа: МБОУ ООШ №9 Учитель: Степанова Людмила Владимировна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 3 классе «Тепло родного дома»
Опубликовано: 3 июня 2018 в 18:17
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД