Получи документы

Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Вера Алексеевна Зокирова
Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

Урок по литературному чтению

в 4 "В" классе

К. Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Учитель начальных классов

Зокирова В. А.

Тема урока : К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели и задачи:

Публикация «Урок по литературному чтению в 4 классе „К, Г, Паустовский „Корзина с еловыми шишками“» размещена в разделах

Образовательные: расширить знания детей о творчестве К. Г. Паустовского, познакомить с творчеством великого композитора Э. Грига.

Развивающие: развивать умение работать с текстом, критическое мышление учащихся, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать чувства благодарности, ответственности, любовь к прекрасному, к музыке, литературе.

Тип урока : интегрированный.

Формы работы: урок – презентация.

Оборудование урока : книга для чтения, портреты писателя и композитора, осенние иллюстрации, диск с классической музыкой, мультимедийный проектор, презентация; тест, корзина с шишками, шкатулка.

п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока / занятия (мероприятия, на которых технология применяется

1. Творческое применение и добывание знаний (проблемные задания). Этапы 1, 2, 3, 6, 7.

2. Технология интегрированного обучения Этапы 1, 4, 6.

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД

I. Орг. Момент. Приветствует учеников.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт психологический настрой. Настраиваются на активное взаимодействие с учителем и между собой; слушают музыку. Коммуникативные УУД:

Осмысление своего эмоционального состояния; выражение положительного отношения к процессу познания.

II. Сообщение темы и целей урока. Организует подводящий диалог, постановку цели. Взаимодействие с учителем. Высказывание мнения по существу полученного задания. Личностные УУД:

Умение работать с учителем и со сверстниками.

III. Работа над произведением. Организует, помогает, направляет. Дети размышляют и высказывают своё мнение. Индивидуальная работа с текстом. Познавательные УУД: самостоятельно перерабатывают полученную информацию. Демонстрируют приобретенные знания.

IV. Инсценирование эпизода встречи композитора и девочки Выделять события, формировать представление о прекрасном, нравственных понятиях Учатся смотреть, слушать, анализировать. Выражают свои чувства, мысли. Личностные УУД:

Умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст.

V. Физкульт

минутка. Выполнение движений.

VI. Продолжение работы по теме урока. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Организует выбор главных и существенных признаков. Осуществляет контроль за выполнением заданий. Организует обмен мнениями. Отвечают на вопросы, делают выводы. Рассуждают о произведении, о прослушанном отрывке из произведения Э. Грига «Утро». Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Учатся обрабатывать информацию, выделять главное.

Коммуникативные УУД:

осуществляют взаимоконтроль, учатся слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

VII. Подведение итогов урока. Организация рефлексии обучающихся (выражении собственного отношения к произведениям литературы и музыки).

Оценивание учащихся.

Дети делают выводы по теме в результате совместной работы класса и учителя. Выполняют тест. Личностные УУД: осмысление своего эмоционального состояния; выражение положительного отношения к процессу познания.

VIII. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. С. 58, ответить на вопросы, пересказ. Дети делают запись в дневник. Личностные УУД: формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас открытый урок и я рада приветствовать всех.

- Кто по вашему мнению самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? (ответы детей)

Звучит музыка Э. Грига

II. Психологический настрой.

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну а пока это секрет. Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы завершаем работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей.

IV. Работа над произведением.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? («Корзина с еловыми шишками»)

- Кто написал этот рассказ? (Константин Георгиевич Паустовский)

- Давайте вспомним биографию писателя. Расскажите о нём.

Слайд № 2

(3 учеников рассказывают)

Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

- О каком замечательном человеке К. Г. Паустовский писал в своём рассказе?

(О композиторе Эдварде Григе)

- Я представляю слово ребятам

Слайд № 3

(4 учеников рассказывают).

Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

- Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

Учитель: А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нём частей.

- О чём говорится в каждой части?

(1 – встреча композитора и девочки; 2 – о том, как Григ писал музыку для Дагни

3 – Дагни у тётушки; 4 – на концерте)

- Обобщая ваши высказывания, можно составить такой план:

1. Встреча

2. В доме композитора

3. Дагни в гостях

4. На концерте.

- Посмотрите на красоту горного пейзажа, которую описывает Паустовский в своём произведении.

Слайд № 7

- найдите его описание в тексте. (чтение учащимися)

Слайд № 9

- Какие эпитеты вы нашли в этой части текста?

(грибной воздух, шелест листьев, горные леса….)

- Какие олицетворения вы встретили в тексте?

(Эхо – как птица пересмешник.)

V. Инсценирование эпизода встречи композитора и девочки.

(Звучит музыка «Песня Сольвейг»)

- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (написать музыку)

- Почему он решил сделать ей подарок?

(у неё доброе сердце; умеет думать о других).

Слайд № 11

- Почему он не захотел сделать его сразу? (такие вещи не дарят маленьким детям, т. к. дети не всегда понимают сложную музыку).

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Переходим ко второй части. Как мы её озаглавим? (в доме композитора)

- С чем сравнивали друзья дом композиторы? (с жильём дровосека)

- А почему? (в нём были только рояль и диван)

Слайд № 12

- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ? (да)

- Найдите в тексте, как он рассуждает

- Почему он считал себя счастливым человеком?

(отдал молодёжи жизнь, талант, работу; всё без возврата)

Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)

- Что произошло за это время? (началась зима)

- Посмотрите на доску.

Слайд № 13

Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте и зачитайте.

Учитель: Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? (пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселится).

- Переходим к заключительной части. (на концерте).

Слайд № 14

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Э. Грига «Утро» (прослушивание музыки)

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- А какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поёт ранним утром рожок, сильный порыв ветра, её лес, её родина, горы, море)

- Почему Дагни так плакала? Что это были за слёзы? (слёзы благодарности)

Слайд № 15

- Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом всё разрастаясь, загремели аплодисменты!»

- Почему «сначала медленно?» Ведь, например, на эстрадном концерте аплодисменты часто начинают греметь ещё до окончания песни. А тут – тишина, медленные аплодисменты и только потом гром оваций.

(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле).

- О чём думала Дагни, выходя из парка? Зачитайте (с. 57, последний абзац)

VIII. Итог урока.

- Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя К. Г. Паустовского и талантливого композитора Э. Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.

- Так чему же учит это произведение?

(надо жить, принося радость другим людям)

- Сейчас проверим как вы поняли произведение. Выполните небольшой тест.

(выполнение теста).

- теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. (в шкатулке зеркало. Каждый видит себя)

- Вы удивлены? Без каждого из вас сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным.

- Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М. Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом.

«Всё хорошее в природе – от солнца;

А всё лучшее в жизни – от человека»

М. Пришвин

«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».

В. А. Сухомлинский.

IX. Выставление оценок. Домашнее задание : с. 58, ответить на вопросы, пересказ.

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Карлсон, который живёт на крыше» Краткосрочный план по литературному чтению во 2 «Г» классе Байбуловой Ж. З. Тема: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»2 урок.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Обобщение по разделу «Природа и мы» Конспект урока по литературному чтению (4 класс «Школа России») (Обобщающий урок) Тема: Обобщение по разделу “Природа и мы”. Цель: Повторить.

Конспект урока по литературному чтению «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» во 2 классе Мелешко Галина Александровна Конспект урока по литературному чтению : «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится» 2 класс, программа «Школа России».

Конспект урока по литературному чтению в первом классе «Я и мои друзья» 1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Организует ситуацию самооценки учащихся, готовности к предстоящей деятельности -Посмотрите,.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению во 2 классе «Хорошая книга — твой друг на всю жизнь» Внеклассное мероприятие во 2 классе «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Цель мероприятия: формирование у младших школьников познавательной.

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна» Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна. Жирнова ЕлизаветаВасильевна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары Тема.

Презентация по литературному чтению для 3 класса «Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» Посмотри на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке.

Проект по литературному чтению по творчеству С. Я. МаршакаПроект по литературному чтению по творчеству С. Я. Маршака Литературный проект «ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ С. Я. МАРШАКА» Актуальность проекта Современные родители уделяют мало внимания творчеству.

Детский проект по литературному чтению для 4 класса «Нам не нужна война» по программе «Перспектива» Проект по литературному чтению «Нам не нужна война» 1. Собери пословицы о Родине. Родина - мать- что соловей без песни. Человек без Родины.

Технологическая карта по литературному чтению во 2 классе «Мир народной сказки» Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мир народной сказки Понятия: сказка; народная сказка; виды сказок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 11:32
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД