МААМ-картинки

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Анна Архипова
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Тема:

Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил

Цель урока :

ЗНАТЬ

-стили речи и типы речи;

-тема идея текста;

-орфографические и пунктуационные правила;

-лексика;

-словообразование;

-морфемика;

-морфология;

УМЕТЬ

-комплексно работать с текстом ;

-определять виды и типы орфограмм;

-находить в тексте заданные слова;

Публикация «Урок-практикум по русскому языку в 10 классе» размещена в разделах

Тексты подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа проводится самостоятельно в тетрадях.

ТЕКСТЫ ДЛЯ УРОКА – ПРАКТИКУМА В 10 КЛАССЕ

ТЕКСТ № 1

1. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок подёрнувшей воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

2. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 3. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою не убравшуюся водой низами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси.

4. Пришла настоящая весна.

(По Л. Толстому)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи в этом тексте?

4. Подберите к слову «тонкий» синонимы и антонимы. Составьте словосочетания с ними.

5. Выпишите из текста причастия, определите их функции в предложении.

6. Найдите в тексте причастия с НЕ-. Объясните их правописание.

7. Из предложения № 3 выпишите слово, соответствующее данной схеме

8. Объясните значение слова «зеленей».

9. Составьте схему первого предложения.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно

проиллюстрировать примерами из текста (не забудьте привести примеры)

ТЕКСТ №2

1. Что за жизнь-раздолице на тихом Дону! 2. Что за волюшка-свободушка в казацких юртах, на станичных лугах, на донских степях! 3. Разливался – расплескался Дон Иванович со полуночной страны к полуденной,заливал он, затоплял он, Дон Иванович, круты красны берега и зелёные луга, поразмыл он, поразмывал он рудо-жёлтые пески. 4. День иночь идёт Дон Иванович- не умается, со станицами видается, со станицами прощается: что привет тебе, станица Казанская, что поклон тебе, станица Хоперская, от Хоперской поклон Усть-Медведицкой, от Медведицкой привет станице Качалинской.

(По Л. Д. Мордовцеву)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использовал автор в своём тексте?

4. Объясните роль восклицательных предложений.

5. Выпишите ключевые слова из текста.

6. Из предложения №3 выпишите слова, соответствующие модели

7. Какой смысл вложен писателем в сочетание слов «Дон Иванович»

8. Объясните правописание слова «рудо- жёлтые пески».

9. Дайте характеристику 4-му предложению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

ТЕКСТ №3

1. Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна.

2. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на просветлевшем небе. 3. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. 4. Казалось, река ив в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели. 5. Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше…

(По В. Короленко)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль данного текста. Докажите своё мнение.

3. К какому типу речи принадлежит текст?

4. Сформулируйте идею данного текста.

5. Определите время глаголов и их роль в тексте.

6. Начертите схему 3-его предложения.

7. Подберите синонимы и антонимы к слову «холодные».

8. Объясните все случаи постановки запятой.

9. Какие выразительные средства языка использует автор?

10. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие правила написания корней слов.

ТЕКСТ №4

1. Я ехал с охоты вечером один на беговых дорожках. 2. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая моя собака, словно привязанная,ни на шаг не отставала от задних колес. 3. Гроза надвигалась, я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и въехал в лес.

(По И. Тургеневу)

Задания:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использует автор?

4. Выпишите ключевые слова из текста.

5. В каком значении употребляется в тексте словосочетание «добрая рысистая кобыла»?

6. Охарактеризуйте 3-е предложение

7. Из 2-го предложения выпишите слово соответствующей модели

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Запишите синонимы и антонимы к слову «спустился»

10. Приведите из текста примеры имён существительных разных склонений.

ТЕКСТ № 5

1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь …

(По К. Паустовскому)

Задание:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

3. Какой тип речи использовал автор данного текста.

4. Определите тему и идею данного текста

5. Из 5-го предложения выпишите глаголы и определите их функциональную роль.

6. Объясните знаки препинания в 5-м предложении.

7. Подберите из текста примеры слов соответствующей модели

8. Определите основу 3-го предложения.

9. Подберите синонимы и антонимы к слову «остановился».

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Краткосрочное планирование по русскому языку в 3 классе Учитель УВК «Арман» Любомир О. В. Г. Алматы, Казахстан Тема: Составление текста.

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Буквы н и нн в суффиксах прилагательных» Открытый урок в 6 классе. Тема: Буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе Тема урока: «Жуан жне жіішке дауыссыздар» «Твердые и мягкие согласные»(Слайд1) Сквозная тема: «Что такое дружба?».

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Слова, определяющие признаки предметов» Тема: слова, обозначающие признаки предметов. Цель: формировать умение определять и правильно использовать в речи слова, обозначающие признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе
Опубликовано: 2 марта 2017 в 13:32
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД