Урок-путешествие «Страна волшебных игр»

светлана васильева
Урок-путешествие «Страна волшебных игр»

(методическая разработка для педагогов дополнительного образования

и учителей начальных классов, воспитателей детских садов)

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена методике организации и проведении развлечения для детей старшего дошкольного возраста учреждений дополнительного образования детей.

Методическая разработка призвана оказать методическую помощь педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы.

Урок путешествие разработан на базе Игровой программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры Л. В. Воронкова. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения. О. В. Антонова; из личного опыта работы педагога-психолога МКОУДОД «Центр детского творчества п. Лиман» С. Г. Васильевой и материалов, расположенных на сайтах в сети интернет.

Данная методическая разработка может быть использована в образовательном процессе на уроках развития речи, этической грамматики, окружающего мира в школе раннего развития, начальной школе.

Пояснительная записка.

В настоящее время игры для детей актуальны. Так как игры занимают важное место в жизни человека. И не только как развлечение: игры развивают и учат, и конечно это развитие: физическое, умственное, навыки коллективного взаимодействия, как сейчас любят говорить «работа в команде». Значит, игра, её организация – ключ в руках родителей, педагогов, ключ в организации воспитания ребенка.

Миллионы людей проходили школу жизни в игре, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра – вечный спутник детства. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка…каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения для ребенка.

Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогам, родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души. Игра – в деятельности ребенка не только способ отдыха и развлечения, но и необходимый вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. В игре каждый участник может проявить свои способности. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдения, спорт, овладения навыками. Игра помогает развитию у детей творческих способностей, умению общаться, переключению школьников на новые виды деятельности.

Цель методической разработки: оказать методическую помощь в проведении психологического занятия с использованием игровых приёмов педагогам дополнительного образования и учителям начальной школы.

В данном занятии может принять участие музыкальный руководитель.

Урок проводится в кабинете. Необходимый материал для проведения урока: воздушные шарики каждому ребенку, костюм волшебницы, шапочка для медведя, волшебная палочка для волшебницы, колокольчик для педагога, цветные ленточки на каждого ребенка, фломастеры на каждого ребенка, нитки, воздушный шар. Техническое оборудование: музыкальный центр, аудиозапись песенки Вини-пуха.

Возраст детей: 6-7 лет, воспитанники школы раннего развития, ученики начальной школы.

Ожидаемый результат: данная методическая разработка поможет детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Новизна данной разработки состоит в том, что на одном уроке используется несколько видов и методов работы с воздушным шариком.

Методическая разработка предлагается в форме урока путешествия в «Страну волшебных игр». Путешествие проходит в игровой форме. Форма урока понятна детям не вызывает чувство страха, так как они все любят играть. Длительность урока 30минут. При составлении игр учтён возраст детей.

Методическая разработка «Страна волшебных игр» может быть проведена в любой форме: урок-знакомство, урок-встреча, соревнование, урок-праздник, конкурс, игра.

Игры-путешествия разные, поэтому во время проигрывания ребята могут принимать различные роли.

Во время путешествия дети встречаются с Волшебницей, которая предлагает им поиграть с воздушными шариками.

Воздушные шары не только приносят радость и праздничное настроение, но и являются универсальным инвентарем для всевозможных конкурсов, игр и забав для взрослых и детей.

Методические советы и рекомендации по организации и проведению урока.

При подготовке и проведении урока необходимо:

1. Определить, для кого проводится урок.

2. Разработать план его проведения.

3. Четко определить последовательность своих действий.

4. Продумать план действий участников урока. Во время проведения игр важно чтобы были задействованы все дети.

5. Педагог должен заранее, исходя, из количества детей подготовить необходимую атрибутику, материал для игр.

6. С вниманием отнестись к подготовке помещения, где будет проводиться урок. Стулья поставить полукругом. На полу должен лежать ковер.

7. Заранее отдать ребенку стихотворение для заучивания.

8. Продумать где и как лучше провести гимнастику.

Для повышения эффективности проведения урока важно продумать пути создания эмоционального настроя детей к теме. Этому может способствовать использование:

- сказочных героев;

- наглядного материала;

- технические средства обучения (музыкальный центр для создания благоприятного эмоционального настроя во время проведения игр).

Доступность материала по проведению развлечения, появление Волшебницы и сказочного героя, использование наглядного материала, стихотворений, отгадывание загадки, проведение артикуляционной гимнастики помогут педагогу провести урок в непринужденной легкой форме.

Сценарий урока путешествия на тему:

«Страна волшебных игр».

Возраст детей: 6-7 лет

Продолжительность урока: 30 мин.

Цель: помочь детям справиться с переживаниями, снизить эмоциональное напряжение, создать психологически комфортную среду общения.

Задачи:

- создать положительную атмосферу и эмоциональное настроение в детском коллективе;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое;

- развивать координацию движений;

- закреплять знания детей о формах и размерах воздушных шаров.

Форма проведения: урок - путешествие

Методы проведения: словесный, наглядный, практический

Используемые технологии: игровая, технология сотрудничества

Условия проведения:

1. Методическое обеспечение:

- Тема урока;

- Наглядные пособия:

а) шарики воздушные;

б) костюм для волшебницы;

в) шапочка для медведя;

г) волшебная палочка;

д) колокольчик;

е) цветные ленточки;

Словесный метод:

- стихи, загадка, чтение сказки «Сказка про девочку Машу и воздушные шарики».

Практический метод:

- артикуляционная гимнастика.

- рисование на воздушных шариках.

2. Материально-техническое обеспечение:

- музыкальное оформление;

- запись песенки из мультфильма «Вини-пух и все-все-все».

- нитки;

- фломастеры;

- воздушный шар для всех детей

3. Наличие кабинета светлого и просторного, достаточное количество стульев.

4. Предварительная работа: рисование воздушных шариков цветными карандашами и красками, изготовление аппликации «Лети мой воздушный шарик».

Ход урока

I. Организационный момент.

(Дети сидят на стульчиках, у педагога в руках колокольчик).

Педагог: Здравствуйте ребята. (Ответы детей)

Педагог: Давайте с вами поприветствуем друг друга немного необычно, но очень тепло и радостно. Мы подарим улыбку себе, соседу, мне и всем присутствующим на уроке. Молодцы!

Педагог: Ребята у меня есть мечта побывать с вами в «Стране волшебных игр». Кто хочет со мной в эту страну? (Ответы детей).

2. Сообщение темы и целей.

Педагог: Слышите? Динь-дон, Динь-дон. Так поет мой колокольчик. Он зовет нас в увлекательное путешествие!

Сегодня мы отправимся в путешествие и побываем в «Стране волшебных игр», где будем общаться, веселиться, послушаем сказку, проведем гимнастику и поиграем в интересные игры.

Педагог: Дети, а вы любите играть? (Ответы детей).

Педагог:

- Колокольчик нам поет,

На игру он нас зовет,

Слышишь звонкий голосок?

Значит, нам пора играть.

Динь-дон, Динь-дон,

Пора начать играть,

Зовет нас голосок!

Педагог: Ребята подойдите, пожалуйста, все ко мне. Свое путешествие мы совершим на воздушном шаре.

(Каждый ребенок берет, в руки ленту от воздушного шара в центре находится педагог, который держит воздушный шар и все вместе произносят слова, во время произношения слов дети медленно идут по кругу):

- Лети, лети воздушный шар

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в «Стране волшебных игр!».

3. Основная часть.

Педагог: А вот и «Страна волшебных игр!». (Педагог надевает колпак, плащ и превращается в волшебницу. В руках волшебная палочка).

Волшебница: Здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами в моей «Стране волшебных игр!». Страна называется, волшебной потомучто все жители этой страны любят играть в игры, веселиться, общаться друг с другом. Они предлагают и вам поиграть. Вы хотите играть? (Ответы детей).

Волшебница:

- Повернитесь все друг к другу,

И пожмите руки другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Крикнем весело: "Ура!"

Игры начинать пора! (Дети выполняют движения).

Волшебница:

- В «Стране волшебных игр», очень много интересных игрушек.

Чтобы нам начать играть

Нужно быстро отгадать

Кто нам будет помогать

Веселить нас развлекать?

(Волшебница загадывает загадку):

- Я большой, но пустой

Взлечу в небо над землей

И не гордый, но надутый

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружен

И зовусь я… шар воздушный. (Ответы детей).

Волшебница: Молодцы! Правильно это воздушный шарик. И сегодня воздушные шарики будут нашими помощниками в нашем развлечении.

Волшебница: Ребята, а какие бывают воздушные шарики по цвету? (Ответы детей).

Волшебница: А по размеру, какие они бывают? (Ответы детей).

Волшебница: А какую форму имеют воздушные шарики? (Ответы детей).

Волшебница: Правильно воздушные шарики бывают разные по цвету, есть воздушные шарики большие и маленькие, круглые и овальные, зигзагообразные. Есть воздушные шарики в форме сердечек. И т. д.

Ребенок:

Мы пошли на базар,

Покупать воздушный шар.

Вот зелёный, как листок,

Синий, будто василёк.

Красный, ярче помидорки,

Жёлтый - цвет лимонной корки

Время даром не теряй,

Поскорее выбирай!

Так нужны нам для игры

Разноцветные шары.

Волшебница: Я предлагаю вам поиграть в игру «Чей шар больше?». (Волшебница раздает по одному воздушному шарику каждому ребенку и по команде под музыку дети начинают надувать воздушные шарики.)

(Пока дети надувают воздушные шарики, Волшебница произносит слова):

- Если шарик накачать,

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

Волшебница: Посмотрите, как много у нас воздушных шаров, какие они красивые, разноцветные, большие и маленькие, круглые и овальные. Какое хорошее, веселое, легкое настроение стало у нас. Правда, дети? (Ответы детей).

Волшебница: Садитесь на стульчики. (Дети сидят на стульях в руках у каждого по воздушному шару).

Волшебница: Дети, так как я Волшебница этой страны, значит, здесь могут происходить разные чудеса. Я сейчас взмахну, волшебной палочкой и перед нами появится сказочный герой. А вы должны отгадать кто это. Слышите? Он поет песенку. (Звучит песенка Вини-пуха из мультфильма «Вини-пух и все, все, все», «Я тучка, тучка, тучка»).

Волшебница: Ребята, а чья это песенка? (Ответы детей).

Волшебница: Правильно! А вот и сам Вини-пух. (Волшебница одевает ребенку шапочку медведя).

Волшебница: Вини-пух приготовил вам интересную игру. Игра называется: «Удержи воздушный шарик!».

Вини-пух: Основная задача - как можно дольше удерживать шарик в воздухе: на пальчике, на голове, на плече, - не давая ему упасть.

Волшебница: Вы все сейчас окажетесь медвежатами, а ваши воздушные шарики станут тучками. Давайте поможем Вини-пуху удержать воздушные шарики в воздухе. Готовы? (Ответы детей).

Волшебница: Раз, два, три - Вини-пуху помоги!

(Звучит, музыка дети выходят на середину зала и начинают играть).

Волшебница: Молодцы ребята вы отличные медвежата. Садитесь.

Волшебница: Жители моей страны не только играют, а еще занимаются гимнастикой. А вы делаете зарядку по утрам? (Ответы детей).

Волшебница: Тогда я приглашаю вас на гимнастику «Раздувайся пузырь».

(Дети выходят на середину ковра и стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с волшебницей дети проговаривают слова):

- Раздувайся, пузырь

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

(Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки. После слов волшебницы: «Пузырь лопнул» все дети опускают руки, хором говорят: «Хлоп!», хлопают руками по щекам и присаживаются на корточки, произнося звук:

«ш-ш-ш-ш»).

Волшебница: Отлично!

Волшебница: Садитесь на стульчики и послушайте, пожалуйста, сказку.

«Про девочку Машу и воздушные шарики». (Волшебница читает сказку).

- Жила-была девочка Маша. У неё было три воздушных шарика — синий, жёлтый и красный. Вышла Маша погулять и взяла с собой синий шарик. Подходит к ней мальчик Вова и просит:

— Дай мне, пожалуйста, с шариком поиграть!

— Не дам! — сказала Маша. — Сама буду играть!

Потянула синий шарик за ниточку, а он за кустик зацепился. Острая веточка его проткнула. Шарик — «Бах!» — и лопнул!

В другой раз вышла Маша во двор и взяла с собой жёлтый шарик. Подбегает к ней девочка Лена и говорит:

— Маша, можно я с твоим шариком поиграю?

— Нельзя! Я сама хочу с ним играть! — отвечает Маша.

И стала играть с жёлтым шариком. Но тут прибежал котёнок и тоже захотел поиграть. Прыгнул на шарик, цапнул его коготками. Шарик — «Бабах!» — и лопнул!

В третий раз отправилась Маша гулять и взяла последний, красный шарик. Подошли к ней Вова с Леной и говорят:

— Маша, давай играть вместе!

— Не хочу! — говорит Маша. — Буду одна играть со своим красным шариком!

Вдруг Маша нечаянно разжала ладошку, выпустила ниточку, и шарик улетел высоко в небо. «Ах, лучше бы я играла вместе с ребятами и не жадничала», — подумала Маша.

Волшебница: А как бы вы поступили? (Ответы детей).

Волшебница: Дети, которые жадничают, всегда бывают одни. Чтоб не быть такими жадными как Маша, я предлагаю вам нарисовать на воздушном шарике лицо веселого человечка и подарить друг другу свои воздушные шарики. (Волшебница раздает детям фломастеры, они приступают к работе, звучит музыка).

Волшебница: Ой, посмотрите ребята, какие забавные, смешные, веселые получились воздушные шарики. Давайте, скорее, подарим, их друг другу, улыбнемся все вместе. Вот мы все улыбнулись и жизнь, пусть на самую капельку стала радостнее и интереснее. (Дети дарят друг другу воздушные шарики).

Волшебница: Отлично! Молодцы! Ну что же ребята пора возвращаться. Берите с собой воздушные шарики и полетели домой.

(Каждый ребенок берет в руки ленту от воздушного шара и все вместе произносят слова):

- Лети, лети воздушный шар

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались дома (Волшебница снимает колпак, плащ и превращается в педагога).

4. Итог урока.

Педагог: Вот мы и вернулись из путешествия. Скажите ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей).

Педагог: А скажите мне, пожалуйста, почему страна так называется? (Ответы детей).

Педагог: Очень хорошо. Ребята скажите, играя, в игры чему вы научились? (Ответы детей).

Педагог: Вам понравилось путешествовать? (Ответы детей).

Педагог: Мне очень понравилось, как вы играли, общались молодцы! А сейчас, ребята, я хочу научить вас, как мы будем прощаться с вами после каждого занятия:

- Дружно хлопнули в ладоши.

(хлопают в ладоши)

Вместе топнули ногой.

(все топают ногой)

Всё, во что мы здесь играли.

(дети берутся за руки и прыгают на месте)

Мы запомнили с тобой.

(дети берутся руками за головы и качают головой)

До свидания всем сказали.

(все машут рукой)

Отправляемся домой.

(все выходят из кабинета).

Заключение.

На уроке дети играют с воздушными шариками, используя методы и приемы. Выполняя, различные задания и упражнения с воздушными шариками они опираются на имеющиеся знания и умения. В играх, с воздушными шариками у детей развивается внимание, координация движений. В ходе урока у детей формируется доброжелательное отношение друг к другу. Использование различных методов и приемов в проведении урока с воздушными шариками способствуют развитию познавательной и творческой активности детей, что в дальнейшем положительно может сказаться на их самочувствие, настроении и снятие психоэмоционального напряжения.

Ценность данного опыта состоит в том, что педагог, играя с ребенком и используя различные методы и приемы, стимулирует его к общению. Ведь не каждый ребенок знает, что с помощью обычного воздушного шарика можно поднять настроение, радоваться. Задача педагога создать условия для получения эмоционального настроения ребенка. И чем раньше это сделать, тем эффективнее он сможет пользоваться приобретенным опытом в своей жизни.

Используемая литература:

1. Умные игры. Умные дети. Развивающие игры и упражнения. О. В. Антонова, 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.-153с. - (Умница)

2. Игровая программа: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры Л. В. Воронкова. - М. :Педагогическое общество России,2005.-80с.

Публикации по теме:

Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна»Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна» Блог-портфолио воспитателя "Маленькая страна" Уважаемые коллеги! В соответствии с современными требованиями к аттестации педагогов, я создала.

Первая Всероссийская научно-методическая конференция Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Мультимедиа технологии в современном образовании»! Международный Институт Развития.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Урок-путешествие «Страна волшебных игр»
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 23:12
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...