МААМ-картинки

Урок развития речи в 5 классе. Рассказ-описание по сюжетной картине «Мой четвероногий друг»

Надежда Артонова
Урок развития речи в 5 классе. Рассказ-описание по сюжетной картине «Мой четвероногий друг»

Учитель: Артонова Н. И.

Тема: Учимся писать сочинение. «Мой четвероногий друг».

Цель: учить детей составлять рассказ-описание по сюжетной картине.

Задачи:

• учить детей строить план предстоящего высказывания.

• учить детей собирать и систематизировать материал к высказыванию, уточняя и расширяя при этом словарный запас за счет усвоения образных выражений и сравнений.

• продолжать совершенствовать грамматический строй речи учащихся; учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций.

Публикация «Урок развития речи в 5 классе, Рассказ-описание по сюжетной картине „Мой четвероногий друг“» размещена в разделах

развивать навыки общения, ведения диалога. Оборудование урока :

1. Памятки «Как писать сочинение-описание». (У каждого учащегося)

2. Разборный стенд «Умеем. Научились на уроке. Надо научиться». (Заполняется в конце урока при подведении итогов)

3. Плакат «Отметки за урок»

4. Презентации: «Материнская любовь», «Наши любимцы».

5. Фотографии животных абаканского зоопарка (приносят учащиеся).

Дидактический материал

(фотографии проецируются на экран)

Опишите животное по фотографии, сделанной в Абаканском зоопарке. Отличаются ли условия жизни животного в неволе и в естественной среде его обитания? Какие чувства у вас вызвала эта фотография?

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья. Садитесь поудобней. Давайте улыбнёмся друг другу

и настроимся на работу. Я рада видеть ваши добрые улыбки. Закройте паза, положите руки на стол и слушайте музыку, представьте себя в зоопарке или дома со своим любимым четвероногим другом.

Учитель.

А) Посмотрите на фотографии в презентации. ( презентация: материнская любовь)

Какую цель и задачи перед собой поставим?

(Учиться писать сочинение, развивать умения составлять план,.)

3. Оформление работы. (Число, сочинение «Мой четвероногий друг», план)

4. Давайте совершим заочное путешествие в мир животных. ( Презентация: наши любимцы)

Учитель: Задание перед просмотром презентации.

После просмотра животных вы должны поделиться своими впечатлениями. Что почувствовали? Что ощущали?

5. Составление плана.

Забавные животные вдохновляют художников, музыкантов, поэтов, а мы сегодня будем писателями и напишем сочинение об этой красоте.

Что нам нужно составить, чтобы успешно написать сочинение? (план)

Из каких частей состоит план?

(вступительная, основная, заключительная)

Слова для справок: разнообразие животных, у нас есть, но особенно

1 вариант

Вступление.

на фотографии

передо мной

удивительные животные

радость жизни

много картин

любимые животные

2 вариант

Заключение

Прекрасное животное

впечатление

становится тепло и светло на душе

восторг

любовь к природе

6. Работа с текстами, Определение стиля речи.

Учитель: Нам необходимо решить, какой стиль речи мы будем использовать при написании работы. Дома вы работали с двумя текстами – описаниями собаки (тексты у каждого учащегося) и выполняли задания. Давайте проверим домашнее задание. ( Беседа по текстам: Чем отличаются тексты друг от друга? Какой из стилей – научный или художественный - вы будете использовать? Почему) Наша задача – научиться описывать животное, используя художественный стиль, т. е. образно, эмоционально, используя изобразительно – выразительные средства)

Текст 1: Он родился от породистых родителей, сеттеров. Но при всех достоинствах имел большой недостаток, который потом сильно отразился на его судьбе: хотя он был из породы шотландских сеттеров, но окрас оказался абсолютно нетипичным. По стандартам охотничьих собак сеттер -- гордон должен быть обязательно «черный, с блестящим синеватым отливом -- цвета воронова крыла, и обязательно с четко ограниченными яркими рыже - красными подпалинами». Бим же родился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыженького цвета. Даже удивительно подобное явление: по всем статьям - сеттер-гордон, а окрас - ну ничего похожего. В общем с такими разными ушами и подпалинками под большими умными темно-карими глазами морда Бима была даже симпатичной, приметней, может быть, умнее или, как бы сказать, философичней, разумней, чем у обычной собаки. Все это нельзя даже назвать мордой, а скорее - собачьим лицом. Во всем - красавец, а по стандартам шерстного покрова - явно сомнительный. Такая вот беда была у Бима (Из повести Г. А. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Текст 2: Свое название порода получила в честь создателя заводчика герцога Гордона. Выведена в Шотландии. Первоначально шотландский сеттер был очень массивной, тяжелой, медлительной собакой. Впоследствии массивность им была несколько утрачена. Сеттер-гордон работает в поле, в лесу, в воде и по следу дичи. В Россию был завезен в середине прошлого столетия. Тип конституции крепкий сухой. Высота в холке 63 см. Тип поведения уравновешенный, подвижный. Костяк крепкий, мощный. Мускулатура хорошо развитая. Кожа плотная, эластичная, без складок. Голова массивная широкая в черепной части. Морда приближается по форме к прямоугольнику. Мочка носа черная. Верхняя губа, плотно прилегающая к челюсти. Зубы белые, крупные. Глаза крупные, выпуклые, темно-коричневые. Уши висячие, мягкие, длинные и широкие, прилегающие к скулам. Передние и задние конечности крепкие, мускулистые. Лапы удлиненные или округлые, со сжатыми пальцами. Хвоит слегка саблевидный, в спокойном состоянии опущен вниз. Шерсть на голове короткая, плотно прилегающая. На шее, спине, боках волос более длинный, мягкий, прямой или слегка волнистый. Окрас черный с блестящим отливом, яркими рыже-красными, четко ограниченными подпалинами (Из книги М. Г. Псалмова «Книга собаковода»)

Вопросы: -Определите стиль текстов.

-Чем первое описание собаки отличается от второго? В каком из текстов точно, -последовательно описывается внешний вид собаки, а в каком помимо описания можно уловить чувства автора?

-По каким признакам автор описывает собаку? Найдите слова, выражающие отношение автора к собаке? Каково это отношение?

- Вспомните, из каких частей состоит описание?

- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).

- Какая будет следующая часть? (Основная)

- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного)

- Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть.)

- Глядя на свой рисунок, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела.)

- А какие части можно описать? ( Голову: глаза, уши, усы, нос, туловище, лапы, хвост.)

- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных?

- У кого по рисунку видно, какие повадки или любимые занятия они имеют?

- Как это можно описать? («Мой попугай любит сидеть на столе», «Моя кошечка любит наблюдать за воронами из окна», «Моя собака любит играть мячиком».)

- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение)

- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?

- Какими словами это можно выразить? («Я люблю своего кота, потому что.», «Мне нравится мой попугай», «Я забочусь о своей собаке. Я её кормлю и гуляю с ней во дворе.».)

7. Орфографическая подготовка

опорные слова: Голова – большая, массивная. Морда – длинная. Слегка заостренная, белая с темными пятнами и т. д. -Описывая собаку, вы должны постараться передать те чувства, которые вы к ней испытываете. Как же сделать так, чтобы читатель почувствовал, что вы очень любите свою собаку? Здесь есть один секрет, секрет мастерства. Хотите я вам его открою? Прочитайте слова ( на доске: Собака – собачка, собачонка. Кошка – кошечка. Рыжий – рыженький. Хвост – хвостик. Лапы – лапочки, лапки) Как меняются значения слов? Почему? (использование уменьшительно – ласкательных суффиксов помогает автору передать свои чувства)

на доске: ласковый, добрые, умные… величавые, могучие и т. д.). Составьте со словами словосочетание прил. + сущ. (ласковый взгляд, добрые глаза) - Как избежать повтора слов собака? (верный друг, пес, друг человека) - будьте внимательны также к написанию слов ( орфографический разбор слов: собака, собачка, черный, шерстка, висячие и т. д.)

8. Физминутка.

9. Моё отношение к животным. (ответы учащихся)

Закончить разговор о наших друзьях мне хотелось бы словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Ты всегда в ответе за всех, кого ты приручил». Люди всегда должны помнить об этом. Мы с вами должны любить все живое, что нас окружает, Любите своих домашних животных, дарите им свое тепло и ласку, а они, поверьте, не останутся в долгу, они ответят вам тем же. Учитель: Мы сегодня проделали большую работу. Подведем итоги. Подскажите мне, в какую из этих колонок мне поместить карточки :

УМЕЛИ НАУЧИЛИСЬ НАДО НАУЧИТЬСЯ

определять основную мысль, составлять план, собирать материал

описывать животное по наблюдению

использовать художественно-выразительные средства языка, привлекать цитаты

подбирать эпиграф.

Ученики сами ставят оценки

Домашнее задание: дописать сочинение.

Приложение.

Памятка

Как писать сочинение-описание

1. Подумайте, какой будет главная мысль Вашего

сочинения?

2. Какие чувства Вы хотите вызвать у читателя?

3. Какие выразительные средства языка Вы используете в

своей работе?

4. Каким способом Вы вызовете интерес у своего

читателя?

5. Составьте план сочинения.

6. Ещё раз обдумайте пункты плана и начинайте писать.

Публикации по теме:

Информационно-творческий групповой проект «Мой четвероногий друг» Информационно-творческий межгрупповой проект «Мой четвероногий друг» Пояснительная записка Актуальность темы проекта: Домашние питомцы.

Интегрированное занятие для средней группы «Четвероногий друг» Интегрированное занятие для средней группы «Четвероногий друг» Образовательные области: ФКЦМ, ФЭМП, Развитие речи, Социально –коммуникативное.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе описание животных. Рассказ по картинкам Цели: учить описывать дикое животное, составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к природе, расширять кругозор. Ход занятия: 1.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассказ по картине «Кошка с котятами» Цель: • Формировать умение внимательно рассматривать картину, составлять развёрнутый рассказ по картине (с помощью воспитателя). • Активизировать.

Урок развития речи и чтения в 5 классе коррекционной школы «Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Коррекционная школа. Развитие речи и чтения. 5 класс ТЕМА: Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» «Лесной гном».

НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по сюжетной картине «Путешествие в зимний лес». Задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнить и активизировать.

Рассказывание по сюжетной картине «Зимние развлечения» (старшая группа) РАССКАЗЫВАНИЕ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ: «Зимние развлечения». Задачи: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя.

Рассказ по картине «Ежи». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе №8 Составила: воспитатель Носова Е. В. Тема: Рассказ по картине «Ежи». Цель:.

Проект «Мой четвероногий друг» Проект «Мой четвероногий друг» Возраст детей 3-4 года выполнили: Воспитатели 2 младшей группы БУЧАЦКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА. ПЕТЬКОВА ОКСАНА.

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине И. И. Шишкина «Рожь» Цели урока: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе; воспитывать у учащихся потребность искать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок развития речи в 5 классе. Рассказ-описание по сюжетной картине «Мой четвероногий друг»
Опубликовано: 28 июля 2017 в 11:00
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД