Лучший педагог года

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

Ольга Быкова
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение»

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение 4 класс

Цели:

обобщение теоретических знаний об имени прилагательном;

• развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте;

• развитие умения использовать имена прилагательные для описания зимней природы;

• закрепление орфографических навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных;

Публикация «Урок русского языка в 4 классе по теме „Имя прилагательное, Обобщение“» размещена в разделах

• закрепление умения определять род, число и падеж имён прилагательных;

• воспитание бережного отношения к природе, интереса к прозе, поэзии;

• развитие речи и творческих способностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок веселый смолк,

Посадив всех на урок.

Время нам нельзя терять,

Будем работать начинать.

- Начинаем урок. Я желаю вам хорошего настроения, активной работы на уроке, потому что именно от этого будут зависеть результаты нашей работы и настроение гостей, которые присутствуют на уроке.

2. Поэтическая минутка.

Деятельность учителя Деятельность учащихся.

- Начнём наш урок со стихотворных строк Ф. И. Тютчева

Чародейкою Зимою

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Какие яркие образные выражения, словосочетания использует поэт для описания красоты зимней природы? «Чародейкою Зимою», «под снежной бахромой», «сном волшебным очарован», «цепью пуховой», «зимнее солнце», «ослепительной красой»

- Какой части речи принадлежит особая роль? -Прилагательным.

- Назовите все прилагательные, которые автор использует в стихотворении. - Снежной, чудной, неподвижной, лёгкая, пуховая, ослепительная, волшебным.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня поговорим о зимушке-зиме.

Но ведь у нас урок русского языка.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить

Надо эту задачу решить.

Узнайте для начала

О чем я прочитала?

Определяю я предметы,

Они весьма со мной приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Да, это замечательное-

Имя прилагательное.

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно

- О красоте природы нам помогут рассказать наши друзья-прилагательные. Одновременно будем повторять и обобщать всё, что знаем о прилагательных. - Свободные высказывания детей.

4. Повторение теоретических вопросов по теме.

- Что такое прилагательное? - Часть речи.

- Что обозначает прилагательное? - Признак предмета.

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи связаны в предложении? - С существительным.

- Как изменяются прилагательные? - По падежам, числам, в единственном числе по родам.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? - Определением.

- Как определить число, род и падеж имени прилагательного? - По числу, роду и падежу существительного, к которому оно относится.

- Как определить безударное окончание прилагательного? - Найти существительное, поставить от него вопрос к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определить безударное окончание прилагательного.

5. Закрепление изученного по теме.

Сейчас открыли все тетради

И записали дату в них.

Чистописание.

-Какие буквы спрятались?

- Поможем зимушке нарисовать узоры на стёклах наших домов.

ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Посмотрите внимательно на соединения.

-Разделите соединения на 4 группы.

- Объясните свои действия.

- ая яя ый ий ой

ое ее ые ие

- Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе. Четвёртая группа – окончании прилагательных во множественном числе.

Устный диктант.

- Под определёнными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания, вам нужно определить окончание прилагательного и записать цифру, под которой находится окончание.

1 2 3 4 5 6

-ая -ое -ее -ый -ые -яя

- Снежная шапка, первый снег, белоснежное поле, зимнее солнце, пушистые ели, ранняя зима, порывистый ветер, морозное утро, великолепная погода, зимняя природа, серебристый иней.

- Проверьте!

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил одну ошибку?

- 1, 4, 2, 3, 5, 6, 4, 2, 1, 6, 4

- Много своих стихов этому прекрасному времени года посвятил и А. С. Пушкин.

- Какие стихи Пушкина о зиме вы знаете? -«Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

Стихотворение внимательно читаем,

Сочетание существительных с прилагательными выбираем, в тетрадь записываем. Под голубыми небесами (мн. ч., Т. п.)

Великолепными коврами (мн. ч., Т. п.)

Прозрачный лес (ед. ч., м. р., И. п.)

Выборочное списывание с грамматическим заданием.

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

- Отрывок из какого стихотворения А. С. Пушкина прочитали?

- Выпишите словосочетания, выделите окончания, определите род и падеж прилагательных.

-Проверьте!

То по кровле обветшал_

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздал_,

К нам в окошко застучит.

«Зимний вечер»

По кровле обветшалой (ж. р., Д. п. ,

путник запоздалый (м. р., И. п.)

Физкультминутка.

- Замёрзли от зимних стихов, давайте погреемся. (слайд №17)зимний пейзаж, задание. Я буду читать словосочетания, а вы выполняйте задания: мужской род присядьте, женский род похлопайте

Письмо по памяти.

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

- Назовите стихотворение.

-Сколько предложений в данном отрывке?

-Прочитайте первое, второе.

- Объясните написание окончаний прилагательных.

- Напишите по памяти, выделите окончания прилагательных.

-Проверьте. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

- «Зимняя дорога»

- Два предложения.

Грамматический разбор.

- Разберите первое предложение по членам предложения (синтаксический разбор).

- Выполните морфологический разбор прилагательного По зимней (дороге)

Сравните свой результат

С работой соседа.

Исправьте ошибки, если нашли.

Не просто исправьте, а докажите,

Что он не прав, а правы вы.

(один ученик комментирует)

(один ученик на доске, остальные – в тетрадях)

6. Творческое задание.

- Люди по разному выражают восхищение природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами, писатели – прозой.

- Прочитайте отрывок из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Русский лес», в котором он описывает лес зимой.

- Найдите и подчеркните словосочетания сущ. + прил., которые могут быть использованы при составлении текста-описания на тему «Зимой в лесу».Слушание музыки П. И. Чайковский «Времена года. Февраль»

- Составьте устный рассказ на тему «Зимой в лесу», используя данные словосочетания.

Чтение отрывка детьми вслух.

Дети работают с карандашом, один ученик комментирует.

Устные рассказы учащихся.

–зимнее творчество

7. Домашнее задание.

Написать текст-описание «Зимой в лесу».

9. Рефлексия.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось… Свободные высказывания детей.

10. Подведение итогов

Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?.

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным? Каким?

Русский лес

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

(И. С. Соколов-Микитов)

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с мягким знаком» Русский язык. 2 класс Сурикова Л. В. Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком» Цель: формировать навык правописания слов с разделительным.

Открытый урок русского языка во 2–3 классе «Слова, обозначающие названия предметов» (школа VIII вида) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Урок. Повторение темы «Имя существительное» в 6 классе Повторение темы "Имя существительное" в 6 классе Интегрированный урок по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида Цели:.

Урок русского языка. 3 класс. Тема «Собственные и нарицательные имена существительные» Муниципальное казенное образовательное учреждение Карайчевская основная общеобразовательная школа Технологическая карта урока по русскому.

Урок русского языка 4 класс «Правописание глаголов» Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании глаголов. Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Универсальные.

Урок русского языка «Обобщение знаний об имени существительном» Конспект урока русского языка во 3 классе по теме: «Обобщение знаний об имени существительном» Предмет: Русский язык Тема:» Обобщение знаний.

Урок русского языка в 3 классе. Однокоренные слова. Урок русского языка в 3 «А» классе. Конспект. Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Цели и задачи урока. • ПРЕДМЕТНЫЕ: • Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 21:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД