Лучший педагог года

Урок русского языка в 1 классе «Алфавит»

Полухина Ольга Юрьевна
Урок русского языка в 1 классе «Алфавит»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Быстрянская средняя общеобразовательная школа

Урок по русскому языку

по теме:

«Русский алфавит,

или Азбука»

1 класс

Учитель: Полухина Ольга Юрьевна

Тема урока : «Русский алфавит, или Азбука»

Дата: 06.04.2022 г.

Название раздела: Звуки и буквы.

Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Алфавит“» размещена в разделах

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Цель урока : создать условия для ознакомления детей с алфавитом (азбукой, его ролью в жизни людей, упражнять в запоминании названий и порядка букв в алфавите.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знакомство с понятиями «алфавит» и «азбука», с порядком следования и названиями букв русского алфавита;

- усвоение знаний о необходимости и роли алфавита в жизни людей.

Метапредметные:

- освоение УУД;

- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

- умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями.

Личностные:

- формирование нравственно-этических качеств личности;

- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

- целеполагание,

- умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

- выполнять практические упражнения;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

- определение цели своего обучения;

- анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания.

Оборудование:

- плакат с алфавитом,

- демонстрационные карточки со словами для составления вопросительных предложений,

- индивидуальные карточки с текстом стихотворения,

- фотографии на листах А4 с изображениями памятника создателям азбуки Кириллу и Мефодию, регистратуры поликлиники, библиотеки, учителя с классным журналом,

- магнитные смайлики,

- ноутбук для прослушивания аудиозаписей.

Ход урока.

1. Организационный

момент - Ребята, станьте, пожалуйста, ровно,

руки опустите, глазки поднимите.

Давайте начнём наш урок с любимого

стихотворения.

- Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

- И к гостям мы повернулись,

И гостям мы улыбнулись.

Поздоровайтесь, пожалуйста.

- Я очень верю и надеюсь, что у нас обязательно всё получится на уроке.

Садитесь, пожалуйста.

- Откройте тетради, положите их правильно (правый уголок выше левого,

проверьте свою посадку (расстояние между грудью и партой – с кулачок, от глаз до тетради – длина локотка, локти лежат на столе, спина прямая, стопы ног – на полу. Запишите сегодняшнюю дату:

6 апреля.

2.

Актуализация знаний:

минута чистописания.

- Посмотрите на доску, на строку ниже даты, и сообщите, с чего мы начнём наш урок.

- Прочитайте соединения букв, которые вы видите.

Ал ав фа лф ит ви

Назовите все записи с верхними соединениями, теперь все записи с нижними соединениями.

Запишите все соединения по образцу на доске в чередовании до конца строки.

3. Самоопределение деятельности.

- А сейчас послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, досказав словечко.

Буквы, птички-невелички,

Разместились на страничке.

Это дружная семья:

Все рядком – от «А» до «Я»,

За буквой буковка стоит,

И всё зовётся (алфавит)

- Молодцы. Запишите это слово с новой строки с заглавной буквы, пользуясь соединениями из минутки чистописания.

- А вот ещё одна загадка:

Первые буквы по ней вы узнали,

Первые слоги, слова прочитали.

Первая ваша учебная книжка –

Это…

Ответьте, девчонки, мальчишки! (Азбука)

- Отлично. Поставьте после слова «Алфавит» тире и рядом со строчной буквы запишите слово «азбука».

- Молодцы. Я думаю, что вы уже догадались, по какой теме мы начинаем работать сегодня и можете её назвать.

А теперь уточним. Как называется наш урок? Значит, какой алфавит мы будем изучать?

- Откройте ваши учебники на стр. с цифрами 5 и 2, стр. 52. Прочитайте в самом верху в розовой рамочке тему урока.

Если считаете, что тема была вами определена верно, то похлопайте в ладоши.

Оставьте на этой странице закладку и закройте книги.

4. Постановка проблемы.

- Ребята, прочитайте слова на карточках и из них составьте вопросы, на которые мы должны ответить сегодня на уроке.

- такое, алфавит, Что (Что такое алфавит)

- «алфавит», и, произошли, Как, слова, «азбука» (Как произошли слова «алфавит» и «азбука»)

- как, алфавит, Где, используют, и (Где и как используют алфавит)

Молодцы. Итак, сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

А перед этим немножко отдохнём.

5. Физминутка. Аудиозапись «Физминутка первоклассника»

Выполняют упражнения согласно тексту песни. 2 мин

6. Работа по основной теме урока.

1) Я надеюсь, что вы не забыли тему нашего урока, пока отдыхали. Назовите её, пожалуйста.

- А теперь вспомним первый вопрос, на который мы должны ответить: «Что такое алфавит Кто попытается дать ответ?

- Сверим ваши ответы с правилом в учебнике. Откройте книги на стр. 52, найдите внизу правило и прочитайте его.

Выше правила написан сам алфавит. В оранжевых рамках буквы, в белых – их правильные названия.

Давайте вместе, хором прочитаем весь алфавит.

Учитель задаёт вопросы, написанные на стр. 53 в упр. 2, уточнение количества гласных, согласных букв и букв, не записывающих звуков.

- Предлагаю вам послушать песенку об алфавите. Будьте внимательны.

Звучит аудиозапись «33 родных сестрицы»

- Пять сестрёнок опоздали,

Заигрались в прятки.

Я хочу, чтоб вы назвали

Тех сестёр, ребятки!

(Называют и записывают в тетрадь буквы ё, й, ъ, ы, ь)

- Итак, в песенке на стихи Б. Заходера, 5 букв опоздали стать в алфавит, а в стихотворении, текст которого вы сейчас получите, все буквы стоят на своих местах. Давайте мы вместе прочитаем это стихотворение.

АБВГДЕЁ – знайте место вы своё.

ЖЗИЙКЛМ - вспоминайте, кто за кем.

НОПРСТУ – стойте дружно на посту.

ФХЦЧШЩ – собирайтесь не спеша.

ЪЫЬ – стойте рядышком, вот так!

Торопитесь, ЭЮЯ. Вот и в сборе букв семья!

Молодцы. Хорошо поработали, можно отдохнуть.

7. Физминутка.

Все встаньте.

Я буду вам читать стихи о некоторых буквах русского алфавита, а вы постараетесь эти буквы изобразить.

Буква «Л» всегда легко

Ставит ножки широко.

На ногах стоит «Т» прямо,

Руку влево, руку вправо.

На пояс руки мы поставим

И сразу букву «Ф» представим.

На вертушку «Х» похожа:

Ноги врозь и руки тоже.

Мягкий знак наел живот,

Так с брюшком он и живёт. (Выполняют движения согласно тексту)

Молодцы! Садитесь.

8. Продолжение работы по основной теме урока.

- А сейчас снова закройте учебники.

Переходим ко второму вопросу нашего урока : «Как произошли слова «алфавит» и «азбука»

Поднимите руку, кто знает ответ на этот вопрос или хотя бы хочет сделать предположение?

- Как вы думаете, где можно найти ответ

на этот вопрос?

- Откройте ваши учебники на стр. 53. Находим внизу страничку для любознательных. Читаем.

- Что узнали?

- И, наконец, третий вопрос, на который мы должны сегодня ответить, это: «Где и как используют алфавит

Кто желает попытаться дать ответ?

Посмотрите внимательно на фотографии и проверьте высказанные предположения.

Итак, где и как используют алфавит?

(Дети рассматривают фотографии, соотносят их с ответами)

9. Первичное закрепление.

- Прочитайте ещё раз вопросы урока.

- Удалось ли нам на них ответить?

- Повторите ответ на каждый вопрос.

10. Итог урока. Рефлексия.

- Расскажите, что ещё узнали, повторили, запомнили на уроке.

- С помощью магнитных смайликов покажите, насколько вы поняли материал урока.

( Дети прикрепляют на доску магнитные смайлики: зелёный – всё понятно, жёлтый – в основном понятно, но остались некоторые вопросы, красный – увы, мне ничего не ясно)

Подведение итога урока по результатам прикреплённых смайликов.

Публикации по теме:

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 1 классе «Алфавит»
Опубликовано: 25 января 2024 в 21:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД