Папки-передвижки

Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»

Людмила Курамшина
Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»

ЦЕЛЬ: формирование представления об основных грамматических признаках имён прилагательных.

ЗАДАЧИ:

образовательные

• уточнить знания детей о существенных признаках имени прилагательного;

• формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (роде и числе); о том, что род имени прилагательного совпадает с родом имени существительного, к которому оно относится;

• добиться усвоения детьми знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа;

Публикация «Урок русского языка в III классе „Изменение имён прилагательных по родам“» размещена в разделах

• формировать умение определять род имён прилагательных; разбирать прилагательные по составу;

коррекционно-развивающие

• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

• обогащать словарь детей;

• способствовать развитию словесно-логического мышления, познавательных способностей детей;

• развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук;

• прививать навыки грамотного письма и речи;

воспитательные

• воспитывать мотивацию к учению;

• воспитывать интерес к урокам русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

• карточки с прилагательными;

• картина «Смешанный лес»;

• опорные карточки по теме «Имя прилагательное»;

• карточки с предложениями;

• стереограммы «Цветы»;

• предметные картинки с изображением животных;

• предметные картинки «Грибы»;

• пособие «Части слова»;

• раздаточный материал для игры «Соединялка»;

• магнитофон.

Ход УРОКА:

I. Орг. момент.

1. Создание эмоционального настроя.

- Какое сейчас время года?

- Весна - прекрасная пора. Это время, когда вся природа оживает, радуется каждому дню. Сегодня прекрасная погода: ярко светит солнышко и будто улыбается нам, и вокруг становится всё светлым, добрым. Давайте и мы с вами передадим это настроение нашим гостям и друг другу. Поприветствуйте гостей и улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. Вы поделились со всеми своим теплом, добротой, бодростью, весенним радостным настроением. И на сегодняшнем уроке это поможет вам достичь ещё больших успехов в работе.

2. Упражнение на развитие распределяемости зрительного внимания.

На доске - карточки с именами прилагательными.

- Сядет тот, кто подберёт подходящие по смыслу существительные к данным прилагательным.

Колючий…

Проворная…

Высокая…

Спелая…

Узкая…

Сладкая…

Косолапый…

Еловая…

Шустрый…

Рыжая…

Крепкий…

Бледная…

3. Сообщение цели урока.

- Где всё это можно встретить?

- Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, как могут изменяться имена прилагательные. Но сначала вспомним, что же такое лес (природное сообщество царства растений, царства животных и царства грибов).

II. Основная часть.

1. Запись даты и классной работы.

- Чтобы зайти в лес, запишите в тетрадях дату и классную работу.

2. Минутка чистописания.

Работа по картине «Смешанный лес».

- Перед нами представитель царства растений. Как называется это дерево?

- Как в народе называют ель?

- Назовите первые буквы в словах «ель», «ёлка». Дайте им характеристику: какие это буквы, что делают с согласными, почему их называют хитрыми, в каких случаях они обозначают 2 звука.

- Продолжите узоры в тетрадях по образцу.

3. Словарная работа.

- Назовите словарное слово, обозначающее дерево, в котором встречаются эти буквы. Запишите.

- Какой сок можно получить из берёзы?

Запись слова «берёзовый».

- Как ласково назвать берёзу?

Запись.

- Что общего в этих словах?

- Выделите корень, обозначьте орфограммы.

- Будем ли ставить ударение в словах? Почему?

4. Актуализация знаний учащихся об именах прилагательных.

- Берё зка приготовила вам вопрос: какое слово лишнее и почему?

- Что вы знаете об именах прилагательных : что это такое; что обозначает; на какие вопросы отвечает; с какой частью речи связано?

5. Работа над новым материалом.

- Ещё одно задание от берё зки: подберите прилагательные.

- Веник из берёзы - значит какой?

- Роща, где растут только берёзы, - какая?

- Бревно, которое получается при распиле берёзы, - какое?

- Запишите прилагательные. Что изменилось? Выделите окончания.

- Вспомните и запишите существительные к этим прилагательным.

Берёзовый веник

Берёзовая роща

Берёзовое бревно

- Почему изменились окончания? От чего это зависит?

- Значит как изменяются имена прилагательные?

- Обратите внимание: у существительных род постоянный, а прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, с которым оно связано.

- Определите род имён прилагательных.

- Измените имена существительные по числам, согласуйте с данными прилагательными.

- Одинаковые или разные окончания получились у прилагательных? Какой вывод можно сделать?

6. Физминутка.

- Отгадайте, кто запрыгнул на берё зовое бревно:

Маленькая пружинка,

Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

- Скакал кузнечик по траве, собирал друзей себе.

Много, много, много нас,

Танцуют все, все, все сейчас.

- Я буду показывать движения танца, а вы повторяйте за мной.

Выполняются движения под песню «В траве сидел кузнечик».

7. Игра «Размотай паутину». Слуховой диктант. Работа с предложением.

- Пока мы прыгали, кузнечик попал в паутину и запутался. Давайте поможем ему - размотаем паутину. Для этого разделите предложение на слова:

втравесиделкузнечик

- Распространите предложение, добавив прилагательное, отвечающее на вопрос «какой».

- Вспомните правила оформления предложения на письме.

Запись предложения на слух.

- Подчеркните главные члены предложения, определите род прилагательного.

8. Зрительная гимнастика.

- Кузнечик освободился от паутины и отправился дальше:

С бревна - на тропинку,

С травки - на былинку,

Прыгнул на листочек,

Забрался на цветочек.

- И мы с вами оказались на цветочной поляне.

Работа со стереограммами.

- Рассмотрите свой цветок. Вспомните название. Подберите прилагательное, обозначающее цвет. Определите род. Покажите всем учащимся и выполните задание.

9. Игра «Эхо». Зрительный диктант.

- Цветы очень тихо разговаривают между собою, и их слова эхом передаются по лесу. Попробуем и мы услышать этот разговор. Для этого первый ученик ряда должен прочитать и запомнить предложение. Затем это предложение передать по цепочке всем ученикам своего ряда. Говорить нужно на ухо шёпотом, но чётко. Как только последний ученик услышит предложение, встаёт и говорит, что услышал.

На поляне рос нежный колокольчик.

Качался лёгкий вьюнок.

Зацвела красивая роза.

- Теперь посмотрите на предложение, запишите, как запомнили. Найдите прилагательное в предложении, определите род.

10. Игра «Составь слово». Разбор имён прилагательных по составу.

- Посмотрите, кто спрятался под елью.

- Что собирают ежи в лесу?

- Ежи собирали грибы, но им помешали другие животные, и грибы рассыпались. Поможем собрать ежам грибы и узнаем, кто же им помешал. Расположите грибочки на колючках у ежей так, чтобы получились слова.

прехитрая трусливый зубастый

- Угадайте животных, которые помешали ежам. Запишите получившиеся словосочетания. Определите род прилагательных. Разберите слова по составу.

Проверка с использованием карточек «Части слова».

III. Заключительная часть.

1. Итог урока.

- Все животные отправились по своим домам, и нам с вами пора возвращаться. Давайте вспомним, что повторили на уроке, что узнали нового, что запомнили.

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит число и род имени прилагательного? Как определить род прилагательных по какой части речи?

- В форме какого числа имена прилагательные не изменяются по родам?

2. Игра «Соединялка».

- Чтобы вернуться назад, нарисуйте дорожки, соединяющие имена существительные с подходящими именами прилагательными. Определите род прилагательных.

ягода (тропинка, полянка) лесной

дерево (растение, животное) лесная

цветок (зверь, житель) лесное

- Вложите карточки в тетради. Наведите порядок на парте.

3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.

- Сегодня все работали хорошо. Молодцы! А оценки я вам поставлю после проверки самостоятельной работы.

- Всем обитателям леса тоже понравилась ваша работа на уроке, и за это лес преподносит вам свои дары.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Презентация «Легче-выше-тяжелее» Презентация "Легче-выше-тяжелее" разработана с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста умения правильно употреблять в речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 15:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД