Получи документы

Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»

Людмила Курамшина
Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»

ЦЕЛЬ: формирование представления об основных грамматических признаках имён прилагательных.

ЗАДАЧИ:

образовательные

• уточнить знания детей о существенных признаках имени прилагательного;

• формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных (роде и числе); о том, что род имени прилагательного совпадает с родом имени существительного, к которому оно относится;

• добиться усвоения детьми знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа;

Публикация «Урок русского языка в III классе „Изменение имён прилагательных по родам“» размещена в разделах

• формировать умение определять род имён прилагательных; разбирать прилагательные по составу;

коррекционно-развивающие

• развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

• обогащать словарь детей;

• способствовать развитию словесно-логического мышления, познавательных способностей детей;

• развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук;

• прививать навыки грамотного письма и речи;

воспитательные

• воспитывать мотивацию к учению;

• воспитывать интерес к урокам русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

• карточки с прилагательными;

• картина «Смешанный лес»;

• опорные карточки по теме «Имя прилагательное»;

• карточки с предложениями;

• стереограммы «Цветы»;

• предметные картинки с изображением животных;

• предметные картинки «Грибы»;

• пособие «Части слова»;

• раздаточный материал для игры «Соединялка»;

• магнитофон.

Ход УРОКА:

I. Орг. момент.

1. Создание эмоционального настроя.

- Какое сейчас время года?

- Весна - прекрасная пора. Это время, когда вся природа оживает, радуется каждому дню. Сегодня прекрасная погода: ярко светит солнышко и будто улыбается нам, и вокруг становится всё светлым, добрым. Давайте и мы с вами передадим это настроение нашим гостям и друг другу. Поприветствуйте гостей и улыбнитесь им. Теперь улыбнитесь друг другу. Вы поделились со всеми своим теплом, добротой, бодростью, весенним радостным настроением. И на сегодняшнем уроке это поможет вам достичь ещё больших успехов в работе.

2. Упражнение на развитие распределяемости зрительного внимания.

На доске - карточки с именами прилагательными.

- Сядет тот, кто подберёт подходящие по смыслу существительные к данным прилагательным.

Колючий…

Проворная…

Высокая…

Спелая…

Узкая…

Сладкая…

Косолапый…

Еловая…

Шустрый…

Рыжая…

Крепкий…

Бледная…

3. Сообщение цели урока.

- Где всё это можно встретить?

- Сегодня мы отправимся с вами в лес и узнаем, как могут изменяться имена прилагательные. Но сначала вспомним, что же такое лес (природное сообщество царства растений, царства животных и царства грибов).

II. Основная часть.

1. Запись даты и классной работы.

- Чтобы зайти в лес, запишите в тетрадях дату и классную работу.

2. Минутка чистописания.

Работа по картине «Смешанный лес».

- Перед нами представитель царства растений. Как называется это дерево?

- Как в народе называют ель?

- Назовите первые буквы в словах «ель», «ёлка». Дайте им характеристику: какие это буквы, что делают с согласными, почему их называют хитрыми, в каких случаях они обозначают 2 звука.

- Продолжите узоры в тетрадях по образцу.

3. Словарная работа.

- Назовите словарное слово, обозначающее дерево, в котором встречаются эти буквы. Запишите.

- Какой сок можно получить из берёзы?

Запись слова «берёзовый».

- Как ласково назвать берёзу?

Запись.

- Что общего в этих словах?

- Выделите корень, обозначьте орфограммы.

- Будем ли ставить ударение в словах? Почему?

4. Актуализация знаний учащихся об именах прилагательных.

- Берё зка приготовила вам вопрос: какое слово лишнее и почему?

- Что вы знаете об именах прилагательных : что это такое; что обозначает; на какие вопросы отвечает; с какой частью речи связано?

5. Работа над новым материалом.

- Ещё одно задание от берё зки: подберите прилагательные.

- Веник из берёзы - значит какой?

- Роща, где растут только берёзы, - какая?

- Бревно, которое получается при распиле берёзы, - какое?

- Запишите прилагательные. Что изменилось? Выделите окончания.

- Вспомните и запишите существительные к этим прилагательным.

Берёзовый веник

Берёзовая роща

Берёзовое бревно

- Почему изменились окончания? От чего это зависит?

- Значит как изменяются имена прилагательные?

- Обратите внимание: у существительных род постоянный, а прилагательные изменяются по родам. Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного, с которым оно связано.

- Определите род имён прилагательных.

- Измените имена существительные по числам, согласуйте с данными прилагательными.

- Одинаковые или разные окончания получились у прилагательных? Какой вывод можно сделать?

6. Физминутка.

- Отгадайте, кто запрыгнул на берё зовое бревно:

Маленькая пружинка,

Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

- Скакал кузнечик по траве, собирал друзей себе.

Много, много, много нас,

Танцуют все, все, все сейчас.

- Я буду показывать движения танца, а вы повторяйте за мной.

Выполняются движения под песню «В траве сидел кузнечик».

7. Игра «Размотай паутину». Слуховой диктант. Работа с предложением.

- Пока мы прыгали, кузнечик попал в паутину и запутался. Давайте поможем ему - размотаем паутину. Для этого разделите предложение на слова:

втравесиделкузнечик

- Распространите предложение, добавив прилагательное, отвечающее на вопрос «какой».

- Вспомните правила оформления предложения на письме.

Запись предложения на слух.

- Подчеркните главные члены предложения, определите род прилагательного.

8. Зрительная гимнастика.

- Кузнечик освободился от паутины и отправился дальше:

С бревна - на тропинку,

С травки - на былинку,

Прыгнул на листочек,

Забрался на цветочек.

- И мы с вами оказались на цветочной поляне.

Работа со стереограммами.

- Рассмотрите свой цветок. Вспомните название. Подберите прилагательное, обозначающее цвет. Определите род. Покажите всем учащимся и выполните задание.

9. Игра «Эхо». Зрительный диктант.

- Цветы очень тихо разговаривают между собою, и их слова эхом передаются по лесу. Попробуем и мы услышать этот разговор. Для этого первый ученик ряда должен прочитать и запомнить предложение. Затем это предложение передать по цепочке всем ученикам своего ряда. Говорить нужно на ухо шёпотом, но чётко. Как только последний ученик услышит предложение, встаёт и говорит, что услышал.

На поляне рос нежный колокольчик.

Качался лёгкий вьюнок.

Зацвела красивая роза.

- Теперь посмотрите на предложение, запишите, как запомнили. Найдите прилагательное в предложении, определите род.

10. Игра «Составь слово». Разбор имён прилагательных по составу.

- Посмотрите, кто спрятался под елью.

- Что собирают ежи в лесу?

- Ежи собирали грибы, но им помешали другие животные, и грибы рассыпались. Поможем собрать ежам грибы и узнаем, кто же им помешал. Расположите грибочки на колючках у ежей так, чтобы получились слова.

прехитрая трусливый зубастый

- Угадайте животных, которые помешали ежам. Запишите получившиеся словосочетания. Определите род прилагательных. Разберите слова по составу.

Проверка с использованием карточек «Части слова».

III. Заключительная часть.

1. Итог урока.

- Все животные отправились по своим домам, и нам с вами пора возвращаться. Давайте вспомним, что повторили на уроке, что узнали нового, что запомнили.

- Как изменяются имена прилагательные?

- От чего зависит число и род имени прилагательного? Как определить род прилагательных по какой части речи?

- В форме какого числа имена прилагательные не изменяются по родам?

2. Игра «Соединялка».

- Чтобы вернуться назад, нарисуйте дорожки, соединяющие имена существительные с подходящими именами прилагательными. Определите род прилагательных.

ягода (тропинка, полянка) лесной

дерево (растение, животное) лесная

цветок (зверь, житель) лесное

- Вложите карточки в тетради. Наведите порядок на парте.

3. Оценивание ответов учащихся с комментированием.

- Сегодня все работали хорошо. Молодцы! А оценки я вам поставлю после проверки самостоятельной работы.

- Всем обитателям леса тоже понравилась ваша работа на уроке, и за это лес преподносит вам свои дары.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Презентация «Легче-выше-тяжелее» Презентация "Легче-выше-тяжелее" разработана с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста умения правильно употреблять в речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в III классе «Изменение имён прилагательных по родам»
Опубликовано: 19 ноября 2014 в 15:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД