«Склонение имен существительных». Урок русского языка в IV классе

Светлана Бузанова
«Склонение имен существительных». Урок русского языка в IV классе

Предмет и класс: Русский язык 4 класс, «Планета знаний»

Тема урока: Склонение имен существительных

Предметное понятие: род, падеж и склонение имен существительных;

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые результаты:

1. личностные:

Выпускник научится:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Выпускник получит возможность для формирования:

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

2. метапредметные:

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Выпускник получит возможность для формирования:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3. предметные:

Выпускник научится:

– определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение;

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Этапы урока

1. Орг. момент Учитель:

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Подготовка рабочих мест

Ребята приветствуют учителя.

Слайд №1

Приветствие учителя

2. Постановка темы и целей урока

Учитель: Ребята давайте вспомним, по какому признаку выделяют глаголы 1 и 2 спряжения?

А можно ли выделить группы имен существительных по особенностям склонения, то есть по наличию тех или иных падежных окончаний?

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте вместе просклоняем имена существительные: стена, стол, степь.

Давайте укажем род и выделим окончания существительных.

Работа детей вместе с учителем.

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы).

Учащиеся отвечают на заданные вопросы;

вместе с учителем следят за изменением окончаний имен существительных.

Делают выводы.

Слайд № 2

Учитель мотивирует учащихся, помогает, наталкивает детей на верные выводы. Включает в работу каждого ученика.

3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов)

Учитель: Ребята давайте посмотрим, что же у нас получилось!

Учащиеся: Изучив падежные окончания имен существительных, мы обнаружили, что по окончаниям можно объединить существительные в три группы.

Учитель: Так вот ребята, при изменении имен существительных по падежам различают три склонения. Давайте откроем учебник на стр. 22 и прочитаем правило.

Учащиеся самостоятельно изучают новое правило. Учащиеся делают выводы по изменению окончаний имен существительных. Выделяют три группы.

Знакомятся с новым правилом.

Дети применяют новые знания для построения алгоритма определения склонений имен существительных.

Слайды 3-5

Учитель привлекает внимание учащихся к новым сведениям, знаниям.

Подталкивает детей к построению алгоритма для определения склонения имен существительных

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Учитель: Ребята, умеете ли вы «читать» таблицу? А теперь давайте посмотрим на таблицу стр. 23. Какие падежные окончания имеют существительные каждого склонения? Зачем в графах таблицы указан род имен существительных?

Ответы учащихся.

В каком случае по одному роду можно определить склонение имени существительного?

Ответы учащихся.

Давайте вместе запишем и определим склонение имен существительных, которые даны в упр. 51

Работа вместе с учителем.

Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов.

Слайд №6

Учитель помогает детям правильно прочитать таблицу, подталкивает детей к правильным выводам по таблице.

Вместе с детьми выполняет заданное упражнение, помогая детям при этом применять построенный алгоритм для определения склонений имен существительных.

5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Учитель: А теперь ребята, попробуйте самостоятельно выполнить до конца данное упражнение, применяя построенный вами алгоритм.

Учащиеся самостоятельно доделывают упражнение. Выполнение практического задания. Учащиеся выполняют учебные действия по намеченному плану.

Слайд №7

Учитель наблюдает, консультирует учащихся.

6. Осуществление контроля Учитель: Ребята проверьте сейчас самостоятельно свои работы. А затем обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель консультирует

7. Осуществление коррекции

Учитель: Ребята, а теперь давайте проверим еще раз все вместе (правильно выполненное задание на слайде). Исправьте, пожалуйста, неверно выполненное задание.

Скажите, где вы испытывали наибольшее затруднение?

Ответы учащихся.

Учащиеся выполняют самопроверку.

Выясняют, где же у них возникли затруднения.

Слайд №8

Учитель консультирует, советует, помогает.

8. Оценивание учащихся

Учитель: А давайте сейчас оценим свою работу и работу своих товарищей.

Учащиеся оценивают свою деятельность.

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель консультирует.

9. Рефлексия деятельности

Учитель: Ребята, что мы нового узнали с вами на уроке?

Что для вас показалось самым трудным?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Подводят итоги своей деятельности.

Слайд №9

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели

10. Домашнее задание

Учитель: Ваше задание на дом будет упр. 56 на стр. 24.

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд №10

Учитель объясняет выполнение домашнего задания.

Учитель: Спасибо всем за урок!

Публикации по теме:

Презентация к уроку «Кодирование звуковой информации», 9 класс Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации" Цели урока: ознакомление учащихся со звуковой информацией, способами кодирования.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
«Склонение имен существительных». Урок русского языка в IV классе
Опубликовано: 10 марта 2014 в 20:57
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...