Урок «Труд людей зимой»

Елена Тихановская
Урок «Труд людей зимой»

Урок живого мира в 4 классе

Тема. Труд людей зимой

Задачи:

показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам; развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;

развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;

воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Говорим старательно.

II. Упражнение по классификации

Какие времена года изображены? (СЛАЙД 2)

По какому признаку слова разделены на две группы (метель, летняя река, вьюга, земляника, снегопад, загар, сугробы, цветок, заносы, плавать в реке). (СЛАЙД 3)

Какое время года сейчас?

Что происходит в природе зимой?

III. Активизация словаря

Подберите слова:

(СЛАЙДЫ4,5,6,7)

Убирать (что) посуду

вещи

урожай

заносы (снег)

Чистить (что) улицы от снега

кастрюли, раковины

обувь, одежду

мост ото льда

Кормить (кого) детей

птиц

животных

Ухаживать (за кем) за больными

пожилыми

детьми

птицами

животными

Назовите словосочетания, относящиеся по своему смыслу к зиме. Попробуйте определить тему урока.

IV. Определение темы урока (СЛАЙД 8)

V. Актуализация опорных знаний

1. Поиск соответствующего понятия «Каким бывает»

Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.

Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.

Снежинки (какие) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.)

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать …

2. Массаж рук

Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте.

На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли. Давайте согреем свои пальчики дыханием. (Дуем – произносим Х-Х-Х)

Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).

Шишки в руки мы возьмём

Наши ручки разотрём

В руки перышки возьмём

И тихонько проведём.

(Чередуем шишки и пёрышки.)

3. Речевая зарядка

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад)

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Кружатся снежинки,

Белые пушинки.

Ветер дует, снег летит, кружится. Как называется это явление? (Метель, вьюга)

Давайте послушаем, как воет вьюга (Аудиозапись).

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».

(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».

(Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».

(Громко, низким голосом.)

Стонут березы М-м-м-м-м-м».

(Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».

Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.

(Руки плавно опускать вниз)

VI. Изучение нового материала

1) Объяснительная беседа

Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 9)

Давайте полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙДЫ 10-16)

Как называется сильный снегопад с ветром? (СЛАЙДЫ 17,18 (Метель, пурга, вьюга.)

Что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 19)

(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)

Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и деятельность людей (не всех). Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.

2) Уборка улиц и дорог

Кто чистит улицы? (Дворники, снегоуборочные машины.) (СЛАЙД 20)

Что делает дворник? (Расчищает дорожки во дворе, чистит подходы к подъездам дома, сбивает лёд, посыпает дороги песком) (СЛАЙД 21,22)

Что делают снегоуборочные машины? (Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать. (СЛАЙДЫ 23-25)

Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока. Почему?

3) Физминутка. Демонстрация движений

Выпал беленький снежок. (Дети становятся в круг.)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (Машут руками перед собой.)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («Ловят» снег.)

Руки в стороны, по швам – (Разводят руки в стороны, опускают.)

Снега хватит нам и вам.

4) Работы в саду

Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)

Какая опасность грозит зимой деревьям? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)

5) Работа в овощехранилищах

Когда собирают урожай? (В конце лета и осенью.) А мы едим овощи, хлеб, фрукты всю зиму.

Как же сохранить осенний урожай?

Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ 27,28)

(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)

6) Работа в зернохранилищах

Почему в зернохранилищах должно быть сухо и прохладно? (СЛАЙД 29)

(Чтобы зерно не гнило, не проросло.)

Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.

7) Развитие моторики – переборка крупы

8) Подготовка к весеннему севу

Как люди готовятся к весеннему севу (СЛАЙД 30)

(Проводят снегозадержание;вывозят на поля навоз (как удобрение; для снегозадержания);в механических мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны и др.)

СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.)

9) Уход за животными

А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? Домашние животные нуждаются в ежедневном внимании, заботе хозяев. (СЛАЙД 31)

Как зимой люди заботятся о домашних животных?

IV. Закрепление

1. Словарная работа

Подберите слова близкие по смыслу (синонимы, объясните их значение:

Дворник – человек, убирающий улицы, чистильщик.

Снегопад – сильный снег.

Вьюга – сильный ветер зимой, со снегом.

2. Упражнение в составлении предложений с опорой на картинки (можно использовать слайды презентации)

3. Построение монолога «Расскажи о зиме по плану»

1) Как ты заметил (а) наступление зимы.

2) Её первые приметы в природе.

3) Зимние месяцы.

4) Повадки зверей и птиц, которые проявляются зимой.

5) Зимние забавы и развлечения.

6) Труд людей зимой.

V. Итог урока

Литература

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.

Прикреплённые файлы:

trud-lyudei-zimoi-na-urok_uand3.pptx | 4383,63 Кб | Скачан: 626
 
Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группаКонспект обобщающего занятия по теме «Осень», младшая группа «Осень в гости к нам пришла» Задачи: Закреплять знания детей о характерных признаках и явлениях осени; приспособления птиц, насекомых и.

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Урок «Труд людей зимой»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 20:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...